Что такое требования пожарной безопасности
Определение
Требования пожарной безопасности – правила, устанавливаемые государством для избежания пожаров или уменьшения негативных последствий от них.
Кто проверяет
Правительство контролирует выполнение пожарных требований. Это делают различные органы власти:
1️⃣ государственный пожарный надзор;
2️⃣ органы экспертизы;
3️⃣ строительный надзор;
4️⃣ иные структуры, отвечающие за соблюдение пожарных правил.
Что будет если не выполнять
Если контролирующие органы выявляют невыполнение пожарных требований, они вправе:
❗️не согласовать строительство здания;
❗️оштрафовать собственника объекта.
Законодательство о пожарной безопасности в России
В России сейчас существует ориентировочно более 5 тысяч требований пожарной безопасности, которые применяются к зданиям, инженерным системам (пожарная сигнализация, пожаротушение и т.д.), товарам для обеспечения пожарной безопасности (огнетушители и т.д.).
Все требования можно условно разделить на две группы:
1️⃣ Обязательные требования. Их соблюдение обязательно, иначе государство предъявит претензии собственнику здания.
2️⃣ Рекомендуемые. Эти требования можно не выполнять, если обоснованно объяснить, почему они не соблюдаются.
Для придания требованиям статуса “обязательные” их включают в законы и подзаконные акты.
Обязательные требования содержатся:
? Законы;
? постановления Правительства РФ;
? ведомственные приказы, согласованные с Минюстом РФ
Рекомендуемые, содержатся в:
? своды правил;
? национальные стандарты;
? ГОСТы;
? СНиПы.
Структура пожарного законодательства. Основные документы. Несколько основных документов, которые можно отнести к законам:
1️⃣ Федеральный закон “О техническом регулировании” от 27.12.2002 N 184-ФЗ;
2️⃣ Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”
3️⃣ Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” № 69-ФЗ.
Пример подзаконных актов:
4️⃣ Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 30.03.2023) “Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации”;
5️⃣ Приказ МЧС России от 14.11.2022 N 1140 “Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2023 N 72633);
Пример документов, не имеющих статус законов и подзаконных актов, а относящихся к документам с условным статусом, “обязательные, но” (национальные стандарты и своды правил):
1️⃣ Свод правил СП 1.13130.2020 “Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.”
2️⃣ Свод правил СП 4.13130.2020 “Системы противопожарной защиты. ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям”
3️⃣ ГОСТ Р 59638-2021 “Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность.”
Принципы работы пожарных требований
Как работает технический регламент
Для регулирования различных технических сфер человеческой деятельности в России создана система технического регулирования.
Техническое регулирование — это система обязательных правил и требований, которые устанавливают, каким должен быть товар или услуга, тоесть предмет регулирования, чтобы быть безопасными и качественными для людей и окружающей среды.
Система технического регулирования в России устроена следующим образом:
Федеральный закон “О техническом регулировании” № 184-ФЗ
Является основным законом, устанавливающим общие принципы и подходы к техническому регулированию в стране.
Технические регламенты:
Разрабатываются на основе этого закона для конкретных сфер деятельности (например, пожарная безопасность, строительство, медицина, машиностроение).
Пример: Федеральный закон № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.
Применение технических регламентов:
Напрямую к объекту регулирования (товару, услуге или процессу), устанавливая обязательные требования. Через своды правил, национальные стандарты или ГОСТы, которые: Включены в специальные перечни нормативных документов. Обеспечивают выполнение требований технического регламента.
Своды правил и стандарты:
Предоставляют детальные методы и параметры для достижения требований, установленных в техническом регламенте.
Действуют как инструменты для практического применения этих требований.
Обязательные и рекомендуемые требования
Государство установило цели пожарной безопасности и предложило способы их достижения через правила и требования (обязательные и рекомендуемые).
Однако, организации могут не следовать этим рекомендациям, если докажут, что цели всё равно достигаются.
Способы обоснования несоблюдения требований:
- Инженерный расчёт: подтвердить, что без конкретного требования безопасность не ухудшится.
- Исследования или эксперименты: доказать, что несоблюдение не снижает уровень безопасности.
- Разработка собственных требований (СТУ или СТО): создать и согласовать с государством свои нормы через специальную процедуру.
Применение новых требований к объектам построенным до вступления в силу ФЗ № 123-ФЗ
На территории России есть здания которым больше 900 лет, не говоря уже об объектах построенных при советском союзе и в период с 1990-х годов до 2000-х годов.
Применение современных требований пожарной безопасности, противопожарных систем зачастую требует либо частичной перестройки зданий, либо замену несущих конструкций изменений инженерных систем.
Особенно эти вопросы остро встают, когда инспекторы государственного пожарного надзора проводят проверки зданий предъявляя новые требования к объектам постороенным ранее, при изменении назначения здания, например:
В 1980 году был производственный объект в итоге его хотят переделать в гостиницу или ресторан.
Для разрешения подобных ситуаций был разработан подход, учитывающий применение требований пожарной безопасности во времени, тоесть к старым зданиям, и он изложен в части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.08.2008 № 123-ФЗ). Простыми словами его можно сформулировать следующим образом: ”Если новые требования по пожарной безопасности, установленные законом, строже, чем старые, то эти новые требования не применяются к зданиям, которые были введены в эксплуатацию или проект которых был одобрен до вступления в силу нового закона. Однако, если в таких зданиях проводился капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, то новые требования действуют только в объеме выполненных работ.”
Поэтому если на объекте планируется провести реконструкцию, изменить назначение, то собственику объекта или же проверяющему лицу нужно сравнивать новые требования (законы и нормативы) с теми, которые действовали на момент постройки, реконструкции или изменения назначения здания. Дата постройки или изменения определяется разрешением на ввод в эксплуатацию или техническим паспортом, либо проектной документацией если она сохранилась.
? Рассмотрим пример такого сравнения:
Если здание построено в 1970 году, при проверке нужно определить, нарушают ли обнаруженные проблемы требования, действовавшие в 1970 году.
Если новое законодательство требует большего (ужесточает) (например, ширина лестниц по новым нормам должна быть 1,3 метра, а по нормам 1970 года – 1,2 метра, и фактическая ширина не менее 1,2 метра), это не считается нарушением пожарных требований.
Но, если нарушения имеются по обеим нормам, то выполнять придется требования действующие на момент сравнения. Например, если ширина лестниц по новым нормам должна быть 1,3 метра, а по нормам 1970 года – 1,2 метра, а фактическая ширина 1,1 метра, то выполнять придеться уже современные требования, так как не соответствует требованиям действоващим на момент постройки здания.
Пример применения требований ПБ
Ширина и высота эвакуационных выходов
По правилам СП 1.13130.2020, двери эвакуационных выходов должны быть шириной не менее 80 см и высотой не менее 190 см.
Эта конкретная норма основана на статьях 53 и 89 Федерального закона № 123-ФЗ о пожарной безопасности.
Статья 53 требует, чтобы в каждом здании были эвакуационные пути, позволяющие людям безопасно покинуть здание при пожаре. Если это невозможно, должны быть системы, защищающие людей на месте.
Статья 89 говорит, что эвакуационные пути и выходы должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Эти статьи устанавливают общие правила, но не дают подробностей, как их выполнять. Поэтому существуют своды правил, такие как СП 1.13130.2020, которые предоставляют конкретные требования, например, размеры дверей. Соблюдая эти правила, мы выполняем закон и обеспечиваем безопасность людей при пожаре.
Вывод
В Российской Федерации действует система «гибкого нормирования» в сфере пожарной безопасности. Это означает, что организации могут самостоятельно выбирать, какие требования пожарной безопасности соблюдать, а какие могут быть адаптированы под конкретные условия объекта. Главное при этом — обосновать, что уровень пожарной безопасности не ухудшается.
Такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности зданий и сооружений, особенно тех, которые были построены давно или имеют историческую ценность. Используя гибкое нормирование и опираясь на нормативные документы, организации могут эффективно обеспечивать безопасность людей при пожаре, одновременно соблюдая обязательные требования законодательства.