Меню
Закрыть

Расчет безопасной эвакуации Казанский вокзал (подземный переход)

Справка

Проект: Расчетное обоснование безопасной эвакуации людей и незадымляемости пространства подземного пешеходного перехода Казанского вокзала (г. Москва)
Объект: Подземный пешеходный переход Казанского вокзала (г. Москва)
Год выполнения: 2020
Место согласования: Московская государственная экспертиза
Выполним расчет безопасной эвакуации от 50 тыс.руб.
Оставить заявку

Зачем нужен расчет?

Условие безопасной эвакуации определяется ст. 53 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ):

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Под этим условием понимается, что люди при пожаре покидают помещения и здание до достижения критических значений опасных факторов пожара.

tэв < tнб , (1)

где tэв = tн.э. + tp – значение времени эвакуации последнего из людей в здании;
tн.э. – интервал времени от получения сигнала о пожаре до начала эвакуации людей.
tp – расчетное значение максимального времени выхода замыкающей части людского потока с момента начала эвакуации.
tнб – время достижения предельно допустимых уровней воздействия на людей опасных факторов пожара, определяемое динамикой их распространения.

Почему расчет безопасной эвакуации, а не расчет пожарного риска?

Подземный переход рассматривается не как часть инфраструктуры вокзала, а в качестве самостоятельного подземного сооружения. Утвержденные методики расчета пожарного риска не распространяются на эту категорию объектов.

Методика выполнения расчета

Последовательность выполнения расчета

Особенности Объекта

Особенности объекта, влияющие на расчет безопасной эвакуации:

  • протяженность перехода 342 м;
  • глубина заложения 5 м;
  • 10 надземных павильонов;
  • многоуровневая конфигурация (перепад уровня пола 5,5 м (без учета подъема в надземные павильоны);
  • небольшая высота потолка (в среднем 2,25 м);
  • примыкание к двум другим подземным переходам;
  • отсутствие однозначного подхода к определению количества людей для расчета эвакуации.

Выбор сценариев

Выбор сценариев обусловлен факторами, которые способствуют наиболее высокой динамике распространения опасных факторов пожара в пешеходную зону:

  • наличие высокой удельной горючей нагрузкой;
  • небольшим объемом помещения пожара;
  • дверной проем из помещения очага пожара в пешеходную зону находится в открытом состоянии.

Сценарий 1. Возгорания в помещении № 035 (серверная)
Сценарий 2. Возгорания в помещении № 041 (серверная)
Сценарий 3. Возгорания в помещении коммуникационного коллектора

Расчет ОФП

Расчетная модель FDS

Для расчета времени блокирования путей эвакуации, исходя из справочных данных Ю.А.Кошмарова [4], была выбрана типовая горючая нагрузка «Электрокабель АВВГ ПВХ оболочка + полиэтилен»

Таблица 1
Параметры горючей нагрузки «Электрокабель АВВГ ПВХ оболочка+изоляция»

Наименование параметра Значение параметра
Низшая теплота сгорания, Дж/кг 25 000 000
Линейная скорость распространения пламени, м/с 0,007
Удельная массовая скорость выгорания, кг/(м2·c) 0,024
Дымообразующая способность, Нп·м2/кг 635
Количество CO,
выделяющегося при сгорании 1 кг вещества, кг/кг
0,109
Количество CO2,
выделяющегося при сгорании 1 кг вещества, кг/кг
0,398
Количество HCl,
выделяющегося при сгорании 1 кг вещества, кг/кг
0,025
Количество O2,
поглощающегося при сгорании 1 кг вещества, кг/кг
2,190

Расчет эвакуации

Расчетная модель эвакуации

Определение расчетного времени эвакуации производилось по индивидуально-поточной модели.

При моделировании пожара число эвакуируемых людей определяется из условия образования скоплений, в случае которого люди одновременно по существующим проходам стремятся к эвакуационным выходам.

Количество людей прямо пропорционально зависит от различных факторов (время суток, время года, проведение массовых мероприятий и др.), одновременно находящихся в подземной части пешеходного перехода.

В соответствии с п. 7.1.4 СП396.1325800.2018 скорость движения пешеходов принимается 4,2 км/ч. Тоннель имеет длину 342 м, соответственно время, необходимое пешеходному потоку для преодоления тоннеля составит:

0,342 / 4,2 = 0,08 ч.

В среднем на 1 м ширины расчетная максимальная пропускная способность в час пик составляет 3354 чел/ч. Средняя ширина перехода составляет 5,39 метров, соответственно интенсивность потока людей составит:

3354 х 5,39 = 18 078,06 чел/ч.

Единовременная численность людей в подземном пешеходном переходе составит:

18 078,06 х 0,08 = 1 446,24 человек

Округляем в большую сторону и получаем максимальное количество людей в час пик:

Рмах = 1500 человек

Принимаем количество людей МГН: М2-20 чел., М3-18 чел.

При этом в соответствии с проектными решениями на объекте предусматривается комплекс проектных решений в рамках “разумного приспособления” для пользования маломобильными группами населения для групп МГН М2 и М3 в соответствии с СП 59.13330.2016.

Время до начала эвакуации принималось равным 0,5 мин.

Результаты

Справка по расчету

Количество ячеек 135 000
Размер ячейки 0,5 м
Время выполнения расчета одного сценария 15 мин 26 сек
Оборудование Вычислительный центр Threadripper
Выполним расчет безопасной эвакуации от 50 тыс.руб.
Оставить заявку

Таблица 19
Сравнение расчетного и необходимого времени эвакуации

Расчетная точка Тбл * 0,8 Тр Рэ
Сценарий 1
P01 89,29 70,93 0,999
P02 167,78 88,23 0,999
P03 175,94 87,13 0,999
P04 121,70 82,83 0,999
P05 157,22 105,7 0,999
Pav8 211,94 162,5 0,999
Pav9 >240 112,3 0,999
Pav10 >240 119,8 0,999
Сценарий 2
P14 123,61 95,83 0,999
P15 >240 129,9 0,999
P16 71,14 67,73 0,999
Сценарий 3
Pav4 >240 84,6 0,999
Pav3 >240 83,7 0,999
Pav2 >240 90,5 0,999
P09 >240 46,63 0,999
P10 >240 51,03 0,999
P11 >240 53,03 0,999
P17 >240 38,63 0,999

Результаты проведенных расчетов показывают, что люди успевают покинуть помещения до наступления опасных факторов пожара.