Жилой квартал по адресу: г. Москва, ЮВАО, район Люблино, ул. Цимлянская, вл. 3, 1-я очередь – Индивидуальный жилой дом поз. К-1 с подземным паркингом. Изменение № 1

Дата публикации 28.08.2023
Количество просмотров 17
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 16.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Жилой квартал по адресу: г. Москва, ЮВАО, район Люблино, ул. Цимлянская, вл. 3, 1-я очередь – Индивидуальный жилой дом поз. К-1 с подземным паркингом. Изменение № Тариф PRO*****


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки более 3000 м2 (не более 14000 м2);
  • встроенной подземной автостоянки с совместным размещением мест хранения автомобилей манежного типа и с использованием полумеханизированных устройств;
  • встроенной подземной автостоянки с устройством технических и вспомогательных помещений, ее не обслуживающих;
  • жилого здания с участками наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (междуэтажные пояса) высотой менее 1,2 м;
  • встроенным нежилым помещениям общественного назначения общей площадью до 300 м2 или числом одновременно пребывающих людей не более 30 человек с устройством одного эвакуационного выхода;
  • отсутствию аварийных выходов при размещении квартир на высоте более 15 м, при общей площади квартир на этаже не более 500 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа;
  • зданию с устройством сквозных проходов через вестибюли жилой части и арки, с расстоянием не более 150 м один от другого;
  • устройству выходов на кровлю с незадымляемой лестничной клетки типа Н2 или с обычной лестничной клетки типа Л1 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным лестницам;
  • устройству в жилых зданиях (секциях) высотой более 28 м одной незадымляемой лестничной клетки типа Н2 без незадымляемой лестничной клетки типа Н1, без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже;
  • устройству выходов из подземного этажа (подземного этажа автостоянки) через общие лестничные клетки жилой части здания более 5 этажей.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

­проектирование наружного пожаротушения здания с расходом воды на наружное пожаротушение не менее 110 л/с. Наружное пожаротушение соответствующего расхода обеспечивается от пожарных гидрантов, устанавливаемых на расстоянии не более 200 метров от стен здания (с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием) на кольцевой водопроводной сети из труб соответствующего диаметра. Количество пожарных гидрантов предусмотрено не менее трёх;

проектирование здания класса конструктивной пожарной опасности С0, с разделением на пожарные отсеки противопожарными стенами и (или) перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 150 с параметрами:

  • помещения одноэтажной подземной автостоянки, включая рампы, технические и вспомогательные помещения, к ней не относящиеся – I степени огнестойкости, площадь этажа в пределах пожарного отсека принять – не более 14000 м2. Класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2;
  • жилые секции, включая пространство для прокладки инженерных коммуникаций и общественные помещения на первом этаже – II степени огнестойкости, площадь этажа в пределах пожарного отсека принять – не более 2500м2. Класс функциональной пожарной опасности Ф 1.3;

разделение этажа пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 одним или сочетанием нескольких из следующих способов:

  • устройство зон шириной не менее 8 метров свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками;
  • устройство зон шириной не менее 6 метров свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками, с установкой вдоль проездов (с одной из его сторон) стационарных противодымных экранов из негорючих материалов с пределом огнестойкости E30. Размер экрана (высоту) следует определить расчетом (образованием дымового слоя);
  • противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с соответствующими противопожарными элементами заполнения проемов 2-го типа;

оборудование подземной автостоянки установкой автоматического спринклерного пожаротушения с повышенной интенсивностью орошения не менее 0,16 л/(с*м2), при расчетной площади тушения 120 м2 с расходом воды не менее 30 л/с и продолжительностью работы в течение 1 часа;

устройство выезда из подземной одноэтажной автостоянки по неизолированной рампе непосредственно наружу;

размещение в подземной автостоянке парковочных мест, не закреплённых за индивидуальными владельцами и для индивидуальных владельцев, при оборудовании указанных парковочных мест указателями (табличками);

выделение технических и вспомогательных помещений на этаже подземной автостоянки, ее не обслуживающих, противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 60. Сообщение помещений для хранения автомобилей с указанными техническими и вспомогательными помещениями через проемы с заполнением противопожарными дверями 1-го типа без устройства тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре и дренчерных завес;

устройство на этаже автостоянки мест для хранения малогабаритных транспортных средств (мото- и вело- транспорта). В местах для хранения малогабаритных транспортных средств не допускается хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин, а также пиротехнических изделий. Места для хранения малогабаритных транспортных средств могут быть выделены на всю высоту сетчатым ограждением (просечной лист) или в сочетании со сплошным негорючим ограждением высотой не более 1,2 м, с организацией запираемых проёмов. Обеспечение защиты мест для хранения малогабаритных транспортных средств автоматической установкой пожаротушения с повышенной интенсивностью орошения не менее 0,16 л/(с*м2), при расчетной площади тушения 120 м2 с расходом воды не менее 30 л/с и продолжительностью работы в течение 1 часа;

устройство пассажирских лифтов и (или) лифтов для транспортирования пожарных подразделений, одновременно обслуживающих надземные этажи жилой части здания и этаж пожарного отсека подземной автостоянки;

осуществление входов в пассажирские лифты и (или) лифты для транспортирования пожарных подразделений на этажах автостоянки через двойные тамбур-шлюзы 1-го типа (включая лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре без устройства дренчерных водяных завес. Ограждающие конструкции лифтовых шахт предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее REI 150, дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 60. Тамбур-шлюзы лифтов и эвакуационных лестничных клеток могут проектироваться общими;

устройство общих лестничных клеток, предназначенных для эвакуации людей, как из надземных этажей (более 5 этажей), так и из подземного этажа (автостоянки), при этом из подземного этажа следует предусмотрены обособленные выходы наружу, отделенные на высоту одного этажа (в пределах первого этажа) глухой противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее EI 150;

при выполнении междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м в местах примыкания к перекрытиям предусмотрено устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с нормируемым пределом огнестойкости (EI 45), класса пожарной опасности К0, высотой не менее 900 мм, с устройством глухих (не открывающихся) фрамуг в окнах ПВХ, с заполнением стеклопакетом с закаленным стеклом толщиной 6 мм с наружной стороны. Глухой участок наружных стен совместно с фрамугой должен быть высотой не менее 1200 мм;

устройство окон с ненормируемым пределом огнестойкости в наружных стенах жилых секций на расстоянии над кровлей примыкающего пожарного отсека менее 8 м по вертикали и менее 4 м от стен по горизонтали, при этом кровля примыкающего пожарного отсека предусмотрена из материалов НГ;

устройство окон в наружных стенах лифтовых холлов противопожарными с пределом огнестойкости E30, при размещении лифтовых холлов, в местах примыкания одной части здания к другой под углом менее 135°, а также при несоблюдении расстояния (не менее 4 м) по горизонтали от оконных проемов лифтовых холлов до проемов в наружных стенах;

устройство проемов в межсекционных стенах или стенах, разделяющих здание на пожарные отсеки в пространстве используемым только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м, с заполнением указанных проемов противопожарными дверями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

проектирование пространства высотой менее 1,8 м (этажом не является) для прокладки инженерных коммуникаций. Из указанных пространств допускается предусматривать аварийный выход (без устройства эвакуационного), ведущий на путь эвакуации (лестничную клетку подземной автостоянки) через противопожарные двери размерами не менее 0,75х1,5 м или через противопожарные люки размерами не менее 0,6х0,8 м с пределом огнестойкости EIS60. Отделение указанных пространств от этажей строительными конструкциями, с пределом огнестойкости междуэтажных перекрытий;

устройство в пространстве (при наличии горючих материалов (за исключением: трубопроводов систем канализации и водоснабжения, выполненных из полимерных материалов, изоляционных материалов воздуховодов и трубопроводов, относящихся к материалам группы горючести не выше Г1, кабельных линий с объемом горючей  массы не более 1.5 л на 1 метр кабельной линии)) систем противопожарной защиты (внутреннего противопожарного водопровода, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, а также устройство спринклерных оросителей, запитанных через реле потока от сети внутреннего противопожарного водопровода, с параметрами (интенсивность орошения, расход воды, время работы, минимальная площадь, расстояние между оросителями) согласно СП 5.13130.2009 как для помещений 1 группы. При отсутствии в пространстве горючих материалов, за исключением вышеизложенных, указанное пространство должно быть оборудовано только системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

обеспечение эвакуации людей с этажей секций на одну незадымляемую лестничную клетку типа Н2 (без устройства незадымляемой лестничной клетки типа Н1) с шириной маршей не менее 1,05 м. Входы в указанные лестничные клетки с этажей предусмотрены непосредственно из поэтажных коридоров через тамбур или лифтовой холл лифтов для транспортирования пожарных подразделений;

в жилых секциях высотой не более 28 м для эвакуации людей с этажей допускается предусматривать одну обычную лестничную клетку типа Л1 с шириной маршей не менее 1,05 м. Входы в данные лестничные клетки с этажей предусмотрены непосредственно из поэтажных коридоров через тамбур или лифтовой холл для транспортирования пожарных подразделений. В одном пожарном отсеке допускается предусматривать секции высотой более 28 м и секции высотой менее 28 м, с устройством вышеуказанных лестничных клеток;

допускается не предусматривать устройство аварийных выходов из квартир при их размещении на высоте более 15 м и общей площадью квартир на этаже не более 500 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа, при выполнении следующих мероприятий:

  • устройство в каждой секции лифта для транспортирования пожарных подразделений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»;
  • устройство зон безопасности для маломобильных групп населения (МГН) в лифтовых холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;
  • выделение внеквартирных коридоров ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов (в том числе в квартиры) противопожарными дверями 2-го типа;
  • выполнением отделки путей эвакуации (внеквартирных коридоров общего доступа, лифтовых холлов) из негорючих материалов;
  • устройство на путях эвакуации световых указателей направления движения эвакуации на высоте 2 м (±15 см) от уровня пола;
  • оборудование прихожих квартир автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в ФКУ ЦУКС МЧС России по г. Москве с установкой адресных дымовых пожарных извещателей

устройство эвакуационного освещения в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже. Питание эвакуационного освещения лестничных клеток обеспечивается, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа;

осуществление эвакуации людей из помещений хранения автомобилей и малогабаритных транспортных средств, допускается предусматривать обычные или незадымляемые лестничные клетки, ведущие непосредственно наружу;

взамен устройства сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 м друг от друга допускается предусматривать устройство сквозных проходов через вестибюль на первом этаже жилых секций, с возможностью прокладки через них пожарных рукавов от пожарных гидрантов;

оборудование здания комплексом противопожарной защиты, включающим в себя:

  • автоматическую пожарную сигнализацию в соответствии с СП 5.13130.2009, с выводом сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты объекта в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;

Помещения квартир оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с установкой в прихожих квартир двух дымовых адресно-аналоговых пожарных извещателей и установкой автономных дымовых пожарных извещателей в остальных помещениях квартир.

Формирование сигналов управления в автоматическом режиме установками пожаротушения, противодымной вентиляции, оповещения о пожаре инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта допускается осуществлять при срабатывании одного адресно-аналогового пожарного извещателя с учетом требований СП 5.13130.2009;

  • системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре следующих типов:
    • в пожарном отсеке одноэтажной подземной автостоянки — 4-го типа;
    • в надземной части жилых секций — 3-го типа;
    • в пространстве для прокладки инженерных коммуникаций и общественных помещениях на первом этаже — 2-го типа;
  • при устройстве полумеханизированных парковочных мест (более 100 машиномест) в подземной автостоянке предусмотрена автоматическая установка пожаротушения в помещении для хранения автомобилей в два уровня, которая должна отвечать следующим требованиям:
    • в зонах проездов автомобилей и одноуровневого хранения автомобилей расстановка спринклерных оросителей должна обеспечить орошение проезжей части и каждого автомобиля с установкой спринклеров под перекрытием (покрытием);
    • в зонах двухуровневого хранения автомобилей расстановка спринклерных оросителей должна обеспечивать орошение поверхностей каждого автомобиля на каждом уровне хранения с установкой спринклеров в два яруса;
    • первый ярус оросителей должен размещаться под перекрытием (покрытием) на расстоянии не менее 8 см и не более 40 см от потолка по всей площади группы парковочных устройств помещения для хранения автомобилей;
    • второй ярус оросителей должен размещаться не ниже 40 см от отметки основания (нижней плоскости) платформы второго уровня хранения;
    • над оросителями второго (нижнего) уровня должны быть установлены тепловые экраны размером не менее 300х300 мм, выполненные из негорючих материалов. Дополнительно в качестве теплового экрана может использоваться платформа второго уровня хранения;
    • для защиты автостоянки допускается использование как вертикальных, так и горизонтальных (карнизных) оросителей; в том числе их совместное применение. При установке горизонтальных оросителей расстояние от их теплового замка до перекрытия (покрытия) или теплового экрана должно составлять не менее 7 см и не более 15 см. Горизонтальные и вертикальные оросители могут иметь отличные друг от друга коэффициенты производительности и тепловой инерционности;
    • интенсивность подачи воды должна составлять не менее 0,12 л/(с*м²) для каждого уровня;
    • расчетная площадь орошения не менее 120 м²;
    • время работы не менее 60 минут;
    • расход воды на автоматическое пожаротушение в зонах двухуровневого хранения автомобилей должен быть не менее 60 л/с;
    • допускается увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При этом, при увеличении указанного расстояния до 1 м предусматривается устройство тепловых экранов диаметром и со стороной квадрата равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м – тепловые экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Расстояние от экрана до спринклерного оросителя принято 0,05 м;
  • внутренним противопожарным водопроводом.

Число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение предусмотрен:

    • в пожарном отсеке подземной автостоянки – не менее 2 по 5 л/с;
    • на жилых этажах в соответствии с СП 10.13130.2009.

В нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение предусмотреть не менее 1 по 2,5 л/c. При этом помещения общественного назначения отделены от помещений жилой части глухими противопожарными стенами 2 типа , с пределом огнестойкости не ниже REI 45;

  • эвакуационным освещением;
  • лифтами для транспортировки пожарных подразделений;
  • противодымной вентиляцией с подтверждением расчетом:
    • расчетная площадь дымовой зоны в частях автостоянки должна определяться расчетом, но не должна превышать 4000 м2. При разработке алгоритма работы инженерных систем противопожарной защиты следует учитывать возникновение возможного пожара в соответствующей части автостоянки;
    • устройства компенсирующей подачи наружного воздуха приточной противодымной вентиляции в вестибюлях (холлах) на 1 этажах за счёт воздуха, поступающего через открытые проемы лифтовых шахт (за исключением лифта для пожарных), оборудованных системами подпора воздуха;
    • устройства подачи наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в лифтовые шахты, сообщающиеся с подземной частью здания, а так же в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 в верхнюю или в нижнюю части лифтовых шахт лестничных клеток;
    • определение расхода воздуха, подаваемого в лифтовые холлы (зоны безопасности МГН), имеющие 3 двери, из расчета необходимости обеспечения скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого помещения не менее 1,5 м/с и избыточного давления не менее 20 Па и не более 150 Па;
    • для компенсирующего притока наружного воздуха в коридоре и вестибюле могут быть использованы дверные проемы наружных эвакуационных выходов;

устройство транзитной прокладки воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции через тамбур–шлюзы, лифтовые холлы и лестничные клетки в конструкциях с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций;

допускается не устанавливать обратные клапаны перед вентиляторами систем вытяжной противодымной вентиляции, устанавливаемых на кровле, а также применять на кровле обратные клапаны с ненормируемым пределом огнестойкости для систем приточной противодымной вентиляции при условии установки поэтажных нормально закрытых противопожарных клапанов;

подтверждение эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, изложенных в Специальных технических условиях, безопасной эвакуации людей из здания, расчетным путем по определению величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом:

  • ширины эвакуационных выходов на лестничные клетки подземного этажа не менее 0,9 м, ширину маршей лестничных клеток не менее 1 м;
  • ширины путей эвакуации из помещений, расположенных в подземной автостоянке 1 м, ширины горизонтальных путей эвакуации в местах проходов между машиноместами не менее 0,7 м;
  • устройства эвакуационных выходов из помещений, встроенных в подземную автостоянку через помещение для хранения автомобилей, через коридор или непосредственно в лестничные клетки подземной автостоянки. Эвакуацию людей допускается предусматривать через смежные части (пожарный отсек) автостоянки;
  • ширины коридоров на пути движения маломобильных групп населения (МГН) из жилых помещений в зону безопасности не менее 1,5 м, на отдельных участках протяжённостью не более 4 м допускается уменьшать ширину коридора до 1,4 м, без учета направления открывания дверей квартир;
  • устройства из нежилых помещений общественного назначения на первом этаже обособленных от жилой части здания эвакуационных выходов. Допускается устройство встроенных нежилых помещений общественного назначения на первом этаже, при общей площади данных помещений не более 300 м2 или числом одновременно пребывающих людей не более 30 человек с одним эвакуационным выходом;
  • превышение расстояния по путям эвакуации до выхода в лестничную клетку в подземной автостоянке (в том числе от дверей помещений в ней расположенных), подземном этаже жилых корпусов (секций). При этом указанные расстояния до ближайшего эвакуационного выхода, не должны превышать значений, при расположении:
    • между эвакуационными выходами – 80 м;
    • в тупиковой части помещения – 60 м;

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ГУ МЧС России по г. Москве, с подтверждением следующих решений:

  • устройства проездов для пожарных автомобилей с ненормируемым минимальным расстоянием от края проезда до стен здания, максимальное (фактическое) расстояние от края проезда до наружных стен следует принять в соответствии с вышеуказанным Отчетом, но не более 16 м;
  • устройства выходов на кровлю с незадымляемой лестничной клетки типа Н2 или обычной лестничной клетки типа Л1 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным лестницам (в том числе стремянкам) в секциях высотой более 15 м;
  • конструкции дорожной одежды (в том числе с использованием газонных решеток) проездов для пожарной техники, организации площадок для установки пожарной техники с учетом соответствующей нагрузки от пожарных автомобилей;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы