Жилой комплекс с пристроенным ДОО на 60 мест и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Просторная, вл. 7
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве (протокол № Тариф PRO***** от 02.11.2018 г.)
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Жилой комплекс с пристроенным ДОО на 60 мест и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Просторная, вл. 7.
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
- зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 75 м (но не более 100 м);
- выполнению междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м в местах примыкания к перекрытиям;
- устройству наружного пожаротушения жилых зданий с количеством этажей более 25 (не более 33) и объемом более 150000м3;
- устройству внутреннего противопожарного водопровода, в том числе: в части определения количества струй и расхода воды на пожаротушение;
- устройству системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре жилых зданий с числом этажей более 25 (не более 33);
- размещению индивидуальных хозяйственных кладовых на подземных этажах;
- превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки более 3000 м2 (не более 8000 м2);
- устройству эвакуационных выходов из подземной автостоянки через лестничные клетки подземной части жилых строений;
- устройству в жилых строениях одной незадымляемой лестничной клетки типа Н2 без незадымляемой лестничной клетки типа Н1, без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже;
- устройству выходов на кровлю с незадымляемых лестничных клеток типа Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным лестницам;
- отсутствию отдельных выходов наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу из помещений теплового пункта (ИТП) и насосной пожаротушения, расположенных на подземном этаже.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
проектирование наружного пожаротушения здания с расходом воды на наружное пожаротушение не менее 110 л/с. Наружное пожаротушение соответствующего расхода обеспечивается от пожарных гидрантов, устанавливаемых на расстоянии не более 200 метров от стен здания (с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием) на кольцевой водопроводной сети из труб соответствующего диаметра. Количество пожарных гидрантов предусмотрено не менее трёх;
проектирование здания I-ой степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0 с повышенными пределами огнестойкости основных несущих элементов (за исключением в части повышения пределов огнестойкости несущих элементов пристроенного ДОО):
- несущие элементы здания – R180;
- внутренние стены лестничных клеток – REI180;
- лифтовые шахты, пересекающие границы пожарных отсеков, лифтовые шахты лифтов для пожарных – REI 180;
повышенные пределы огнестойкости междуэтажных перекрытий – REI90;
устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с нормируемым пределом огнестойкости (EI60), класса пожарной опасности К0, высотой не менее 900 мм, с устройством глухих (не открывающихся) фрамуг, с заполнением стеклопакетом из закаленного стекла толщиной 6 мм с наружной стороны. Глухой участок наружных стен совместно с фрамугой должен быть высотой не менее 1200 мм. В местах устройства противопожарных перекрытий с пределом огнестойкости REI 180, предусмотрены глухие участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (противопожарные пояса) высотой не менее 1,2 м с пределом огнестойкости не менее EI 180;
разделение комплекса на пожарные отсеки противопожарными стенами и (или) перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 180, с заполнением проемов в указанных противопожарных преградах с пределом огнестойкости не менее EI 60;
деление комплекса на пожарные отсеки с параметрами:
- помещения одноэтажной подземной автостоянки с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 8000 м2. Класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2;
- жилые строения (строение 1 и строение 2 каждое), включая технические помещения, помещения индивидуальных хозяйственных кладовых расположенные на подземных этажах и помещения общественного назначения на первых этажах с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2. Класс функциональной пожарной опасности Ф 1.3. Высота пожарных отсеков по вертикали не должна превышать 75 м;
помещения детской образовательной организацией (ДОО) — площадь этажа в пределах пожарного отсека принять в соответствии с требованиями СП 2.13130.2012. Класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1;
разделение этажа пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 одним или сочетанием нескольких из следующих способов:
- устройство зон шириной не менее 8 метров свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками;
- устройство зон шириной не менее 6 метров свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками, с установкой вдоль проездов (с одной из его сторон) стационарных противодымных экранов из негорючих материалов с пределом огнестойкости E30. Размер экрана (высоту) следует определить расчетом (образованием дымового слоя);
- противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с соответствующими противопожарными элементами заполнения проемов 1-го типа;
оборудование подземной автостоянки установкой автоматического спринклерного пожаротушения с повышенной интенсивностью орошения не менее 0,16 л/(с*м2), при расчетной площади тушения 120 м2 с расходом воды не менее 30 л/с и продолжительностью работы в течение 1 часа;
устройство выезда из подземной одноэтажной автостоянки по неизолированной рампе непосредственно наружу;
выделение, размещаемых в пожарном отсеке подземной автостоянки (встроенной в жилое здание) помещений с оборудованием, которое обслуживает другие пожарные отсеки (вентиляционные камеры, водомерных узлов, сетей связи, электрощитовые) противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150. Выполнение сообщения помещений для хранения автомобилей с указанными помещениями через проемы с заполнением противопожарными дверями 1-го типа без устройства тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре и дренчерных завес;
устройство доступа пожарно-спасательных подразделений на этажи здания предусмотрен при помощи лифта для транспортирования пожарных подразделений, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»;
устройство для пожарного отсека автостоянки и жилых строений общих лифтов для транспортирования пожарных подразделений, расположенных на подземных этажах жилых строений;
осуществление входов в лифты для транспортирования пожарных подразделений на надземных этажах (кроме первого) через тамбуры (холлы) с противопожарными перегородками, имеющие предел огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EIS 60);
осуществление входов в лифты для пожарных с этажа подземной автостоянки и этажей подземной части жилых строений через тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре, с противопожарными перегородками, имеющие предел огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EIS 60). Без устройства двойных тамбур-шлюзов (для подземной автостоянки);
устройство зон безопасности для маломобильных групп населения (МГН) в лифтовых холлах лифтов для пожарных или вблизи них, на расстоянии не более 10 м в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;
устройство общих тамбур-шлюзов (лифтовых холлов) с подпором воздуха при пожаре для входа в лестничные клетки и в лифты в подземной части здания. В случае если тамбур-шлюзы являются границами пожарных отсеков, их элементы и заполнение проемов следует предусматривать с соответствующим пределом огнестойкости;
устройство для эвакуации людей из пожарного отсека подземной автостоянки лестничных клеток, расположенных в подземной части жилых строений, ведущих непосредственно наружу. Выходы из подземной автостоянки и из подземных этажей жилых строений в указанные лестничные клетки предусмотрены через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре с пределами огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 60, заполнение проемов — противопожарные двери EIS 60 (незадымляемые лестничные клетки типа Н3);
выполнение ограждающих конструкций лестничных клеток со смещением внутренних стен в горизонтальной проекции (в том числе горизонтальные переходные участки при устройстве выходов наружу) с пределом огнестойкости стен указанных лестничных клеток;
оборудование подземного этажа каждого строения инженерными системами противопожарной защиты, при этом допускается не предусматривать окна с приямками;
устройство хозяйственных кладовых для жильцов на подземном этаже жилых секций, при выполнении следующих мероприятий:
- кладовые выделены в блоки площадью не более 200 м2 противопожарными перегородками 1-го типа, с заполнением проемов противопожарными дверями 2-го типа;
- кладовые в пределах блока площадью не более 200 м2 допускается выделять между собой перегородками, не доходящими до перекрытия;
- блоки кладовых и коридоры подземного этажа жилых секций оборудованы системами противодымной вентиляции (отдельными от жилой части здания);
- оборудование автоматической пожарной сигнализацией с установкой дымовых пожарных извещателей;
- между кладовыми (местами для хранения) в блоках кладовых необходимо предусмотреть устройство проходов шириной не менее 1 м и высотой не менее 2 м;
- из каждого блока кладовых предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов шириной не менее 0,8 м каждый с количеством мест хранения более 15 (с единовременным пребыванием более 15 человек) при меньшем количестве – один выход;
- устройство отдельных индивидуальных хозяйственных кладовых площадью не более 10 м2 каждая, не входящих блок, в подземном этаже здания, при условии разделения друг от друга и от коридоров подземного этажа противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными дверями 2-го типа;
- в кладовых предусмотрено хранение вещей, оборудования, овощей и т.п. Максимальное значение удельной пожарной нагрузки должно соответствовать категории помещения В4 в соответствии с требованиями СП 12.13130.2009. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек) в хозяйственных кладовых не допускается;
устройство выходов из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в вестибюли (холлы) на первом этаже через противопожарные двери с пределом огнестойкости EIS 60 без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или непосредственно наружу;
устройство выходов из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в общий вестибюль (лифтовой холл) на первом этаже здания при выполнении следующих мероприятий:
- применение в вестибюле декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов класса КМ0;
- отделение вестибюля от других помещений противопожарными стенами и перекрытием с пределом огнестойкости REI 90;
- оборудование вестибюля автоматической установкой пожаротушения, с параметрами (интенсивность орошения, расход воды, время работы, минимальная площадь, расстояние между оросителями) согласно СП 5.13130.2009 как для помещений 1 группы по табл. 5.1;
- оборудование вестибюля вытяжной противодымной вентиляцией;
- выполнение расчета, подтверждающего безопасную эвакуацию людей;
устройство окон с ненормируемым пределом огнестойкости в наружных стенах жилых строений на расстоянии над кровлей примыкающего пожарного отсека менее 8 м по вертикали и менее 4 м от стен по горизонтали, при этом кровля примыкающего пожарного отсека предусмотрена из материалов НГ;
обеспечение эвакуации людей с надземных этажей на две незадымляемые лестничные клетки типа Н2 (без устройства незадымляемой лестничной клетки типа Н1) с шириной маршей не менее 1,05 м. Входы в данные лестничные клетки с этажей предусмотрены непосредственно из поэтажных коридоров или через тамбур с ограждающими конструкциями имеющие предел огнестойкости EI60. Двери незадымляемых лестничных клеток типа Н2 (кроме наружных дверей) предусмотрены с пределом огнестойкости EIS60;
устройство эвакуационного освещения в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже. Питание эвакуационного освещения лестничных клеток обеспечивается, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа;
устройство эвакуационных выходов из помещений теплового пункта (ИТП) и насосной пожаротушения, расположенных на подземном этаже, через коридор или непосредственно в лестничную клетку, расположенную в подземной части жилого строения. На путях эвакуации и в помещении насосной станции предусмотрено эвакуационное освещение. Питание эвакуационного освещения лестничных клеток должно обеспечиваться, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа, при этом должно быть обеспечено устройство световых указателей направления движения пожарных подразделений с улицы к насосной пожаротушения с соответствующими надписями («Насосная пожаротушения»);
оборудование здания комплексом противопожарной защиты, включающим в себя:
- автоматическую адресно-аналоговую пожарную сигнализацию с выводом сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты объекта в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
Помещения квартир оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с установкой в прихожих квартир двух дымовых адресно-аналоговых пожарных извещателей и установкой автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах и кухнях.
В нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже предусмотреть автоматическую пожарную сигнализацию согласно СП 5.13130.2009.
Формирование сигналов управления в автоматическом режиме установками пожаротушения, противодымной вентиляции, оповещения о пожаре инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта допускается осуществлять при срабатывании одного адресно-аналогового пожарного извещателя;
- системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре следующих типов:
-
- в надземной части жилых строений высотой более 75 м, но не более 100 м – не ниже 3-го типа;
- на подземных этажах с размещением внеквартирных индивидуальных хозяйственных кладовых, в помещениях общественного назначения на первом этаже жилых строений — не ниже 2-го типа;
- в подземной автостоянке — не ниже 4-го типа;
- обеспечение защиты внеквартирных коридоров жилых строений автоматической спринклерной установкой пожаротушения, с параметрами спринклерной автоматической установки пожаротушения (интенсивность, время работы, расчетная площадь пожара) согласно СП 5.13130.2009 как для помещений 1 группы;
- при устройстве полумеханизированных парковочных мест (более 100 машиномест) в подземной автостоянке предусмотрена автоматическая установка пожаротушения в помещении для хранения автомобилей в два уровня, которая должна отвечать следующим требованиям:
-
- в зонах проездов автомобилей и одноуровневого хранения автомобилей расстановка спринклерных оросителей должна обеспечить орошение проезжей части и каждого автомобиля с установкой спринклеров под перекрытием (покрытием);
- в зонах двухуровневого хранения автомобилей расстановка спринклерных оросителей должна обеспечивать орошение поверхностей каждого автомобиля на каждом уровне хранения с установкой спринклеров в два яруса;
- первый ярус оросителей должен размещаться под перекрытием (покрытием) на расстоянии не менее 8 см и не более 40 см от потолка по всей площади группы парковочных устройств помещения для хранения автомобилей;
- второй ярус оросителей должен размещаться не ниже 40 см от отметки основания (нижней плоскости) платформы второго уровня хранения;
- над оросителями второго (нижнего) уровня должны быть установлены тепловые экраны размером не менее 300х300 мм, выполненные из негорючих материалов. Дополнительно в качестве теплового экрана может использоваться платформа второго уровня хранения;
- для защиты автостоянки допускается использование как вертикальных, так и горизонтальных (карнизных) оросителей; в том числе их совместное применение. При установке горизонтальных оросителей расстояние от их теплового замка до перекрытия (покрытия) или теплового экрана должно составлять не менее 7 см и не более 15 см. Горизонтальные и вертикальные оросители могут иметь отличные друг от друга коэффициенты производительности и тепловой инерционности;
- интенсивность подачи воды должна составлять не менее 0,12 л/(с*м²) для каждого уровня;
- расчетная площадь орошения не менее 120 м²;
- время работы не менее 60 минут;
- расход воды на автоматическое пожаротушение в зонах двухуровневого хранения автомобилей должен быть не менее 60 л/с;
- допускается увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При этом, при увеличении указанного расстояния до 1 м предусматривается устройство тепловых экранов диаметром и со стороной квадрата равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м – тепловые экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Расстояние от экрана до спринклерного оросителя принято 0,05м;
- внутренним противопожарным водопроводом.
Число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение предусмотрен:
- в подземной автостоянке — 2 по 5 л/с;
- на жилых этажах жилых строений — не менее 4 по 2,5 л/с;
- на подземных этажах жилых строений — не менее 4 по 2,5 л/с.
В нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение предусмотреть не менее 1 по 2,5 л/c. При этом помещения общественного назначения отделены от помещений жилой части глухими противопожарными стенами 2 типа , с пределом огнестойкости не ниже REI 45;
- эвакуационным освещением;
- лифтами для транспортировки пожарных подразделений;
- противодымной вентиляцией с подтверждением расчетом:
-
- расчетная площадь дымовой зоны в частях автостоянки должна определяться расчетом, но не должна превышать 4000 м2. При разработке алгоритма работы инженерных систем противопожарной защиты следует учитывать возникновение возможного пожара в соответствующей части автостоянки;
- устройства компенсирующей подачи наружного воздуха приточной противодымной вентиляции в вестибюлях (холлах) на 1 этажах за счёт воздуха, поступающего через открытые проемы лифтовых шахт (за исключением лифта для пожарных), оборудованных системами подпора воздуха;
- устройства подачи наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в лифтовые шахты, сообщающиеся с подземной частью здания, а так же в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 в верхнюю или в нижнюю части лифтовых шахт,(для чего расписываем это) лестничных клеток;
- устройства коридоров в подземной и надземной части длиной не более 45 м без разделения перегородками с дверями огнестойкостью EI 30 и установки одного дымоприемного устройства независимо от конфигурации коридора;
- устройства подачи наружного воздуха при пожаре в тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) подземной части здания с применением систем, обслуживающих лифтовые шахты лифтов для транспортирования пожарных подразделений, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых, не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт;
- определение расхода воздуха, подаваемого в лифтовые холлы (зоны безопасности МГН), имеющие 3 двери, из расчета необходимости обеспечения скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого помещения не менее 1,5 м/с и избыточного давления не менее 20 Па и не более 150 Па;
- для обслуживания нескольких пожарных отсеков в жилой части класса Ф 1.3 (объединенных в один канал по вертикали) допускается предусматривать устройство общих систем общеобменной и приточно-вытяжной противодымной вентиляции, при условии обеспечения расчётных показателей производительности (эффективности) и обеспечения огнестойкости вентиляционных шахт на всём их протяжении;
- для компенсирующего притока наружного воздуха в коридоре и вестибюле могут быть использованы дверные проемы наружных эвакуационных выходов;
устройство транзитной прокладки воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции через тамбур–шлюзы, лифтовые холлы и лестничные клетки в конструкциях с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций;
допускается не устанавливать обратные клапаны перед вентиляторами систем вытяжной противодымной вентиляции, устанавливаемых на кровле, а также применять на кровле обратные клапаны с ненормируемым пределом огнестойкости для систем приточной противодымной вентиляции при условии установки поэтажных нормально закрытых противопожарных клапанов;
подтверждение эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, изложенных в Специальных технических условиях, безопасной эвакуации людей из здания, расчетным путем по определению величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом:
- эвакуации людей из блоков кладовых и помещений подземного этажа через коридор или непосредственно на две лестничные клетки, ведущие наружу;
- ширины эвакуационных выходов на лестничные клетки подземного этажа не менее 0,9 м, ширину маршей лестничных клеток не менее 1 м;
- эвакуации людей из пожарного отсека подземной автостоянки по путям эвакуации шириной 1 м, допускается использовать лестничные клетки, расположенные в подземной части жилых строений, ведущие непосредственно наружу, с шириной марша не менее 1 м;
- ширины внеквартирных коридоров, в том числе используемых МГН не менее 1,5 м, без учета направления открывания дверей квартир;
- расстояния по путям эвакуации от двери наиболее удаленной квартиры (помещения) до выхода наружу или в лестничную клетку с надземных этажей, но не более 35 м;
- расстояния по путям эвакуации до выхода в лестничную клетку в подземной автостоянке, подземном этаже жилых строений. При этом указанные расстояния до ближайшего эвакуационного выхода, не должны превышать значений, при расположении:
-
- между эвакуационными выходами – 90 м;
- в тупиковой части помещения – 80 м;
- количества людей на подземном этаже из расчета 1 человек на каждую кладовую;
разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве, с подтверждением следующих решений:
- устройство подъездов пожарных автомобилей к строениям и ДОО с двух продольных сторон;
- устройство проездов для пожарных автомобилей к строениям высотой более 75 м шириной не менее 6 м;
- устройство проездов для пожарных автомобилей с ненормируемым минимальным расстоянием от края проезда до стен зданий, максимальное (фактическое) расстояние от края проезда до наружных стен следует принять в соответствии с вышеуказанным Отчетом, но не более 16 м;
- конструкцию дорожной одежды (в том числе с использованием газонных решеток и тротуаров) проездов для пожарной техники, организацию площадок для установки пожарной техники с учетом соответствующей нагрузки от пожарных автомобилей, но не менее 16 тонн на ось;
- устройство выходов на кровлю с незадымляемых лестничных клеток типа Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным лестницам;
- отсутствие на покрытии жилых строений высотой более 75 метров площадки для транспортно — спасательной кабины пожарного вертолета;
и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета:
доступна по подписке