Жилой комплекс с подземной автостоянкой, расположенный на земельном участке площадью 6356 м2 с кадастровым номером 77:09:0005001:11 по адресу: г. Москва, ул. Врубеля, вл. 4, стр. 1

Дата публикации 08.08.2023
Количество просмотров 29
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 21.09.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: Жилой комплекс с подземной автостоянкой, расположенный на земельном участке площадью 6356 м2 с кадастровым номером 77:09:0005001:11 по адресу: г. Москва, ул. Врубеля, вл. 4, стр. 1.


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • подземной автостоянке (в том числе с машиноместами не закреплёнными за индивидуальными владельцами) с превышением площади этажа в пределах пожарного отсека более 3000 м2 (фактическая площадь не более 5000 м2);
  • зданию класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 28 м (фактическая высота не более 45 м) без устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н1 и без устройства аварийных выходов из квартир, расположенных на высоте более 15 м;
  • кладовым для жильцов в подвальном этаже;
  • техническому пространству (этажом не является);
  • общему вестибюлю для двух жилых секций;
  • выбору типа противопожарной преграды между Объектом и существующим складским зданием.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование жилой части с подвальным этажом II степени огнестойкости, подземной автостоянки — I степени огнестойкости,  С0 класса конструктивной пожарной опасности;

деление объекта на пожарные отсеки (при разработке проектной документации количество пожарных отсеков может быть увеличено), а именно:

  • ПО №Тариф PRO***** – подземная автостоянка (в том числе технические помещения к ней не относящиеся) с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 5000 м2;
  • ПО №Тариф PRO***** – жилое здание с ДОУ и подвальным этажом (с размещением в нем кладовых и технических помещений) с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;

деление пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 каждая одним из следующих способов или их комбинацией:

  • перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проёмов воротами (дверями, шторами) с пределом огнестойкости не менее EI 60;
  • разрывами (зонами) шириной не менее 8 м, на которых не предусмотрено размещение пожарной нагрузки, с установкой в указанных разрывах соответствующих информационных табличек с расстоянием между ними не более 50 м. Площадь разрывов (зон) не следует включать в площадь части пожарного отсека;

устройство машиномест, не закреплённые за индивидуальными владельцами (для временного хранения), совместно с машиноместами, закреплёнными за индивидуальными владельцами). Машиноместа оборудованы соответствующими указателями (табличками);

оборудование объекта комплексом систем противопожарной защиты, а именно:

  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • автоматической системой спринклерного пожаротушения:
    • для подземной автостоянки с интенсивностью подачи воды не менее  0,16 л/с×м2 и минимальной расчётной площадью тушения 120 м2. Расход воды составляет не менее 30 л/с. Продолжительность работы установки предусматривается не менее 60 минут;
    • для блока кладовых с интенсивностью подачи воды не менее 0,08 л/с×м2 и расчётной площадью тушения 60 м2. Расход воды составляет не менее 10 л/с. Продолжительность работы установки предусматривается не менее 30 минут;
  • внутренним противопожарным водопроводом согласно СП 10.13130.2009;
  • противодымной защитой (вытяжная противодымная вентиляция из помещения хранения автомобилей, поэтажных коридоров, прилегающих к незадымляемым лестничным клеткам, вестибюлей, блока кладовых и подача наружного воздуха при пожаре приточно-вытяжной противодымной вентиляции в пожаробезопасные зоны, в тамбур-шлюзы перед шахтами лифтов, лестничными клетками, в лифтовые шахты, в лестничные клетки типа Н2);
  • оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа в подземной автостоянке и не ниже 3-го типа в пожарном отсеке жилой части с подвальным этажом;

эвакуация людей из жилой части по незадымляемым лестничным клеткам типа Н2 (в том числе без естественного освещения) с входом в неё на этажах выше первого через лифтовой холл, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или через пожаробезопасную зону. Вход в указанную лестничную клетку из вестибюля первого этажа (при наличии) следует предусматривать через противопожарную дверь 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (без устройства тамбур-шлюза);

устройство в жилой части Объекта СОУЭ не ниже 3-го типа без устройства аварийных выходов из квартир, расположенных на высоте более 15 м.  Дополнительно во внеквартирных коридорах предусматривается заполнение проёмов выходов из квартир в поэтажный коридор дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или установка над каждой дверью выхода из квартир (не далее 0,5 м от дверного проёма) в поэтажный коридор спринклера на сети внутреннего противопожарного водопровода, обеспечивающего интенсивность орошения по первой группе;

устройство технического пространства (часть здания между отметками верха перекрытия или пола по грунту и отметкой низа расположенного над ним перекрытия, используемая только для установки оборудования и прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м), выделенная перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 60;

устройство из технических пространств (без постоянного пребывания людей) по одному аварийному выходу (без устройства эвакуационных выходов) ведущему в незадымляемую лестничную клетку типа Н3 или в коридор (вестибюль) 1-го этажа через противопожарные люки 1-го типа размерами не менее 0,8 х 1,0 м. Из технических пространств (без постоянного пребывания людей) расположенных выше уровня земли, предусматривается по одному аварийному выходу (без устройства эвакуационных) через противопожарный люк 1-го типа размерами 0,8х1,0 м ведущему наружу, с устройством на наружной стене закрепленной стальной стремянки;

оборудование технического пространства системами АПС, СОУЭ (не ниже 3-го типа). При наличии в техническом пространстве сгораемых материалов или конструкций (за исключением инженерных коммуникаций и оборудования, из материалов группы горючести не выше Г1) предусматривается оборудование технического пространства ВПВ с расчётным расходом воды 2 струи по 2,5 л/с каждая;

устройство в подвальном этаже (ПО №Тариф PRO*****) блока кладовых для жильцов площадью не более 250 м2 с выделением его стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 120 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа. Внутри блоков кладовых выделены индивидуальные кладовые (зоны хранения) перегородками (ограждениями) с ненормируемым пределом огнестойкости, не доходящими до перекрытия. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек) в хозяйственных кладовых не допускается. Между кладовыми (местами для хранения) в блоках кладовых необходимо предусмотреть устройство проходов шириной не менее 1 м и высотой не менее 2 м;

устройство из блока кладовых не менее двух эвакуационных выходов, шириной не менее 1 м;

устройство на первом этаже общего вестибюля для двух жилых секций с отделением его от примыкающих коридоров и помещений (квартир) перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов противопожарными дверями 2-го типа. В общем вестибюле предусматривается устройство автоматического пожаротушения или установка спринклерных оросителей на сети внутреннего противопожарного водопровода, обеспечивающих интенсивность орошения по первой группе и удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции. Отделка стен, покрытие полов и заполнение потолков вестибюля предусматривается материалами класса пожарной опасности КМ0;

устройство противопожарного расстояния между Объектом и существующим складским зданием IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 не менее 5 м, с выполнением одного из следующих решений:

  • устройство между Объектом и существующим складским зданием   глухой противопожарной стены 1-го типа размерами, превышающими габариты существующего складского здания не менее чем на 1 м по горизонтали и вертикали;
  • устройство на наружной стене Объекта (в радиусе 15 м от существующего складского здания), обращённой к существующему складскому зданию (не ниже 10 м и не выше 15 м от отметки проезда для пожарной техники), водяной (дренчерной) завесы  (в том числе подключённой к системе внутреннего противопожарного водопровода надземной части) с расходом 0,5 л/с на погонный метр с шагом 1 м между оросителями на расстоянии от стены не более 0,5 м для орошения наружной стены Объекта при пожаре. Запуск указанной завесы предусматривается автоматически при пожаре в надземной части Объекта или при пожаре в существующем здании, а также от пожарной техники;

технические помещения, находящиеся в пожарном отсеке автостоянки (в том числе к ней не относящиеся), отделены от помещения хранения автомобилей перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60. Заполнение проёмов в указанных перегородках предусматривается противопожарным с пределом огнестойкости не менее EI 60 без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

устройство при выходах из лифтов в помещение хранения автомобилей тамбур-шлюза с ограждающими конструкциями и дверями с повышенным пределом огнестойкости до EI 60 без устройства двойного тамбур-шлюза;

устройство общих тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре для лестничных клеток и лифтов с подтверждением расчётом параметров системы противодымной вентиляции;

устройство ограждающих конструкций тамбур-шлюзов (предусматриваемых в противопожарных преградах) и дверей указанных тамбур-шлюзов с повышенным пределом огнестойкости до EI 60, без установки дренчерных завес в них;

устройство выезда (въезда) со второго подземного этажа подземной автостоянки через автостоянку на первом подземном этаже. Ограждающие конструкции рампы предусматриваются с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными шторами (воротами, дверями) 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, или в соответствии с требованиями СП 4.13130.2013;

устройство в подземной автостоянке взамен тамбур-шлюза (противопожарных ворот 1-го типа с воздушной завесой) перед въездом в изолированную рампу противопожарных ворот (штор) 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;

расположение помещений для хранения автомобилей, технических помещений и кладовых жильцов (категорий по взрывопожарной и пожарной опасности В2 — В4, Д) под и смежно с ДОУ,  с отделением ДОУ от автостоянки, технических помещений и кладовых жильцов  противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 240 или техническим этажом (техническим пространством), отделённым от смежных этажей противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 150, а также (при необходимости) противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 240;

размещение помещений для сбора мусора (без устройства мусоропровода) на этажах автостоянки или на первом этаже с выделением их перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (в том числе при сообщении с помещением для хранения автомобилей или вестибюлем жилой части) без устройства выхода непосредственно наружу.

устройство в подземной автостоянке мест для хранения мотоциклов (мопедов, велосипедов и других малых транспортных средств) без выделения их от общего объёма автостоянки или с выделением ограждающими конструкциями из металлической сетки. Допускается предусматривать глухие (без проёмов) участки в указанных ограждениях, площадь которых составляет не более 50 % от общей площади ограждающих конструкций. В выделенном таким образом мотоместе (боксе) допускается хранение только мотоциклов (мопедов, велосипедов);

устройство расстояния от проёмов рампы подземной автостоянки до вышележащих оконных проёмов менее 4 м при выполнении одного из следующих условий:

  • устройство противопожарного заполнения проемов рампы подземной автостоянки с пределом огнестойкости не менее EI 30;
  • устройство над проёмами рампы подземной автостоянки глухого козырька шириною не менее 1 м из материалов группы НГ или использование консольной части междуэтажного перекрытия глубиной не менее 1 м;

устройство в каждом отсеке (секции) подвального этажа пожарного отсека жилой части не менее двух выходов (один из них должен предусматриваться непосредственного наружу) – для группы технических помещений (насосная, ИТП, венткамера), или устройство системы дымоудаления из коридоров подвального этажа с защитой их спринклерными оросителями, установленными на сети внутреннего противопожарного водопровода, обеспечивающих интенсивность орошения по первой группе без устройства окон с приямками для указанного этажа (части этажа);

размещение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения, противопожарного водопровода и хозяйственно-питьевого водопровода с выделением его перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (воротами) 1-го типа;

размещение лестничных клеток подземной и надземной частей здания (в том числе относящиеся к разным пожарным отсекам) друг над другом (в одних осях). При этом в качестве противопожарных перекрытий 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150, предназначенных для разделения на пожарные отсеки указанных лестничных клеток, используются марши и площадки лестничной клетки подземной части, являющихся покрытием указанной лестничной клетки (без разделения наружных стен указанными маршами и площадками);

устройство лифтов для перевозки пожарных подразделений, имеющих остановку в надземных этажах, а также в подвальном этаже пожарного отсека жилой части и двух уровнях подземной автостоянки с ограждающими конструкциями лифтовых шахт с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа (в том числе устраиваемых в тамбур-шлюзах). Ограждающие конструкции и двери лифтовых холлов лифтов для перевозки пожарных подразделений предусматриваются с повышенными пределами огнестойкости до EI 60;

заполнение проемов в наружных стенах лестничных клеток противопожарными окнами (дверями) 2-го типа при расстоянии по горизонтали между проемами в наружных стенах лестничных клеток и проемами в наружных стенах зданий менее  1,2 м. Расстояние между проёмами в наружной стене лестничной клетки и проёмами в наружной стене пожаробезопасной зоны не нормируется;

устройство, при размещении противопожарных перегородок в местах примыкания одной части здания к другой под углом менее 135°, одной из наружных стен, примыкающих к противопожарной перегородке, длиной не менее 4 м от вершины угла с пределом огнестойкости, равным пределу огнестойкости противопожарной перегородки. Заполнение проёмов на указанном участке наружной стены предусматривается не менее EI(E) 60. Проёмы другой из примыкающих наружных стен предусматриваются с ненормируемым пределом огнестойкости;

устройство окон в наружной стене пожаробезопасной зоны, размещаемой в лифтовом холле, с ненормируемым пределом огнестойкости, не открывающимися. При расстоянии от указанных окон до окон квартир менее 1,2 м, а также при расположении зоны безопасности во внутреннем углу здания (на расстоянии менее 4 м от вершины угла менее 135°), указанные окна предусматриваются противопожарными 2-го типа;

устройство транзитной прокладки (в пределах одного пожарного отсека) коммуникаций (электропроводка и воздуховоды систем противодымной и общеобменной вентиляции) через лифтовые холлы (пожаробезопасные зоны, тамбур-шлюзы) в глухих коробах (шахтах) с пределом огнестойкости внутренних стен лифтовых холлов (пожаробезопасных зон, тамбур-шлюзов). Водонаполненные стояки систем водоснабжения и водяного пожаротушения, выполненные из материалов НГ прокладываются без устройства указанных коробов (шахт);

объединение общественных помещений первого этажа в пределах не более чем трёх смежных секций с устройством перекрытия над указанными помещениями с пределом огнестойкости не менее REI 120;

размещение наружных блоков кондиционеров в вертикальных камерах кондиционирования, отделённых от примыкающих квартир, зон безопасности перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90, от лестничных клеток стенами с пределом огнестойкости не менее REI 90. В наружных ограждающих конструкциях указанных камер предусматривается размещение вентрешеток (в нижней части, для забора воздуха и в верхней части для удаления). Прокладка фреонопроводов и электропроводки из указанных вертикальных камер кондиционировании в квартиры предусматривается в штробах или в коробах с пределом огнестойкости не менее EI 45. Транзитная прокладка фреонопроводов и электропроводки через незадымляемые лестничные клетки или пожаробезопасные зоны предусматривается в глухих коробах с пределом огнестойкости внутренних стен лестничных клеток или пожаробезопасных зон соответственно. Доступ в вертикальные камеры кондиционирования предусматривается из лифтового холла (пожаробезопасной зоны) или из незадымляемой лестничной клетки типа Н2 через противопожарные двери 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери находятся в постоянно закрытом состоянии и оборудованы системой контроля доступа с возможностью открывания из помещения пожарного поста (диспетчерской);

устройство сообщения помещений управляющей компании (технических помещений и диспетчерской) с жилой частью (в том числе наличие общих эвакуационных путей и выходов) с отделением технических помещений и диспетчерской от примыкающих помещений и коридоров перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (окнами) 1-го типа;

устройство для квартир индивидуальных террас площадью не более 170 м2 каждая с отделением от нижележащего этажа перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 45. Покрытие полов террас предусматривается из материалов класса пожарной опасности не выше КМ1. На указанных террасах не допускается использование открытого огня и приготовление пищи, хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек);

устройство в квартирах на 12 этаже каминов с выполнением требования СП 7.13130.2013 и СП 60.13330.2012.

устройство выходов на кровлю из лестничной клетки непосредственно через противопожарный люк 1-го типа размером 0,8х1,0 м по закреплённой стальной вертикальной стремянке;

устройство всех незадымляемых лестничных клеток без естественного освещения, с устройством в указанных лестничных клетках аварийного эвакуационного освещения;

устройство из изолированной рампы, не являющейся путём эвакуации, аварийного выхода (без устройства эвакуационных) ведущего на один из объединяемых рампой этажей стоянки. В качестве указанного аварийного выхода предусматривается устройство калитки шириной не менее 0,7 м в подъёмно-опускных воротах рампы;

устройство внутри незадымляемых лестничных клеток (в том числе открыто без встроенных шкафов) приборов отопления, трубопроводов (стояков) систем водоснабжения, канализации, водяного отопления. Указанные трубопроводы выполнены из негорючих материалов, а пустоты при пересечении трубопроводами строительных конструкций лестничных клеток заполнены негорючими материалами, не снижающими пожарно-технических характеристик конструкций;

устройство эвакуационных выходов с индивидуальных террас через квартиры, которым они принадлежат. Ширина указанного выхода составляет не менее 0,9 м;

проведение расчетного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом, что:

  • помещение для хранения автомобилей имеет не менее двух эвакуационных выходов, ведущих на лестничные клетки, в пожаробезопасную зону (для МГН) или в соседнее помещение для хранения автомобилей, расположенное в смежной части пожарного отсека и обеспеченное выходами на лестничные клетки или пожаробезопасную зону (для МГН);
  • расстояние в подземной автостоянке, в том числе из тупиковой части, от наиболее удалённого места хранения автомобилей (технического и подсобного помещения) до ближайшего эвакуационного выхода предусматривается не более 70 м;
  • ширина горизонтальных участков путей эвакуации и коридоров, в том числе используемых МГН, предусматривается не менее 1,4 м (без учёта направления открывания дверей квартир);
  • ширина эвакуационных выходов из подземной автостоянки и блока кладовых в лестничные клетки, и ширина лестничного марша предусматривается не менее 1 м;
  • ширина горизонтальных участков путей эвакуации в подземной автостоянке из подсобных, технических помещений предусматривается не менее 0,7 м;
  • ширина горизонтальных участков путей эвакуации в подземной стоянке, ведущих к лестничным клеткам, предусматривается не менее 1 м;
  • эвакуация из технических и подсобных помещений, находящихся в пожарном отсеке автостоянки, предусматривается в лестничные клетки через помещение для хранения автомобилей;
  • эвакуация из блока кладовых предусматривается через лестничные клетки автостоянки;
  • расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удалённых помещений для персонала ДОУ (не предназначенных для пребывания детей), расположенных в тупиковой части, предусматривается не более 25 м;

увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При увеличении указанного расстояния до 1 м предусмотрено устройство тепловых экранов диаметром или со стороной квадрата, равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м — экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Экраны установлены над оросителем на расстоянии не более 0,05 м;

расход воды на наружное пожаротушение предусматривается не менее 110 л/с;

устройство дымовых зон для подземной автостоянки площадью не более 4000 м2 обслуживаемых общей системой противодымной вентиляции, учитывая, что пожар произошел в одной из частей (зон) и с подтверждением расчётом параметров системы противодымной вентиляции;

устройство общей системы противодымной вентиляции для внеквартирных коридоров и вестибюлей жилой части с подтверждением расчётом параметров указанной системы противодымной вентиляции;

отсутствие из помещений насосной и ИТП (без постоянных рабочих мест), выходящих в незадымляемую лестничную клетку типа Н3, удаления продуктов горения вытяжной противодымной вентиляцией с заполнением проёмов в указанных помещениях противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанная лестничная клетка сообщается с помещением, из которого предусматривается удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции;

отсутствие из коридоров встроенных помещений первого этажа длиной не более 15 м (в том числе без естественного проветривания) удаления продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции. Указанные коридоры не сообщаются с незадымляемыми лестничными клетками;

проектирование электроснабжения систем противопожарной защиты по I категории надежности электроснабжения;

использование кабельных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ Р 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» и ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания»;

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров и согласования его в установленном порядке, учитывающего:

  • расстояние от внутреннего края проезда до стен Объекта не более 16 м. Минимальное расстояние не регламентируется;
  • подъезд к Объекту с двух продольных сторон (в том числе не по всей длине);
  • устройство не более чем через каждые 100 м сквозных проходов через вестибюли (без устройства проходов через лестничные клетки);
  • отсутствие пожарных лестниц в местах перепада высот кровли, образованных выступами здания, при этом на кровле данных выступов не должно предусматриваться размещение оборудования и их площадь не должна превышать 25 м2.

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы