Жилой комплекс с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Лобненская, вл. 13. Этап 2. Изменение № 1
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве (протокол № Тариф PRO***** от 19.10.2018 г.)
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Жилой комплекс с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Лобненская, вл. 13. Этап 2. Изменение № Тариф PRO*****
Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Жилой комплекс с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ул. Лобненская, вл. 13. Этап 2, согласованы на нормативно-техническом совете УНПР Главного управления МЧС России по г. Москве (протокол № Тариф PRO***** от 09.02.2018 г. письмо от 09.02.2018 № Тариф PRO*****).
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной при проектировании:
- подземной автостоянки (в том числе с машиноместами не закреплёнными за индивидуальными владельцами) с превышением площади этажа в пределах пожарного отсека более 3000 м2 (фактическая площадь не более 20000 м2) и наличием полумеханизированной парковки с количеством машиномест более 100;
- жилых зданий высотой более 75 м (фактическая высота не более 99 м);
- жилых зданий высотой более 28 м (фактическая высота не более 99 м) без устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н1;
- жилых зданий без устройства аварийных выходов из квартир, расположенных на высоте более 15 м;
- блоков кладовых для жильцов на подземном этаже;
- междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м;
- одного эвакуационного выхода из жилых секций с площадью квартир на этаже более 550 м2 (фактическая площадь не более 600 м2);
- внутреннего пожаротушения в жилых зданиях с количеством этажей более 25.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
проектирование подземной стоянки, Корпусов 2 и 4 и блоков кладовых I степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости основных несущих конструкций:
- несущие стены, колонны и другие несущие элементы — R 150;
- внутренние стены лестничных клеток — REI 150;
- перекрытия междуэтажные — REI 90;
- лифтовые шахты — REI 150;
проектирование корпусов 1 и 3 — II степени огнестойкости, С0 класса конструктивной пожарной опасности;
деление объекта на пожарные отсеки противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа, а именно (при разработке проектной документации количество пожарных отсеков может быть увеличено):
- ПО №Тариф PRO***** – подземная автостоянка (в том числе технические помещения к ней не относящиеся (при наличии)) с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 20000 м2;
- ПО №Тариф PRO***** — ПО №Тариф PRO***** – блоки кладовых помещений с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;
- ПО №Тариф PRO***** – Корпус 1, высотой не более 50 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;
- ПО №Тариф PRO***** — №Тариф PRO***** – Корпус 2, с высотой пожарного отсека не более 75 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1500 м2;
- ПО №Тариф PRO***** – Корпус 3, высотой не более 50 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;
- ПО №Тариф PRO***** — №Тариф PRO***** – Корпус 4, с высотой пожарного отсека не более 75 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1500 м2;
деление пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 каждая зонами шириной не менее 8 м, на которых не предусмотрено размещение пожарной нагрузки. Площадь указанных зон не включается в площадь частей пожарного отсека;
устройство участков кровли встроенно-пристроенной части (въездная рампа) на расстоянии 4 м от наружной стены 16-ти этажных секций из негорючего материала. В случае устройства горючего гидроизоляционного или пароизоляционного ковра он закрыт сверху негорючим материалом толщиной не менее 50 мм. При этом расстояние от оконных проёмов с ненормируемым пределом огнестойкости в наружной стене 16-ти этажных секций до кровли встроенно-пристроенной части (въездная рампа) не нормируется. Дополнительно покрытие (перекрытие) въездной рампы на расстоянии не менее 4 м от наружных стен 16-ти этажных секций выполнено противопожарным 1-го типа;
устройство участков наружных стен в местах примыкания к противопожарному перекрытию, разделяющему Корпуса 2 и 4 на пожарные отсеки, глухими (в том числе из светопрозрачных материалов), высотой не менее 1,2 м (от верха окна нижележащего этажа до низа окна вышележащего этажа) с пределом огнестойкости не менее EI 150;
устройство машиномест, не закреплённых за индивидуальными владельцами (для временного хранения), расположенных не более чем в трёх частях пожарного отсека, наиболее приближенных к рампе (в том числе совместно с машиноместами, закреплёнными за индивидуальными владельцами). Количество машиномест, не закреплённых за индивидуальными владельцами, предусматривается не более 390. При наличии машиномест с двухуровневым хранением они размещаются совместно с машиноместами манежного хранения. Количество двухуровневых машиномест в каждой части пожарного отсека не ограничивается;
оборудование объекта комплексом систем противопожарной защиты, а именно:
- автоматической пожарной сигнализацией;
- внутренним противопожарным водопроводом согласно СП 10.13130.2009, для Корпусов 2 и 4 — 4 струи по 2,5 л/с каждая;
- автоматической системой спринклерного пожаротушения:
-
- для подземной автостоянки с интенсивностью подачи воды не менее 0,16 л/с×м2 и расчётной площадью тушения 120 м2. Продолжительность работы установки предусматривается не менее 60 минут. При наличии машиномест с двухуровневым хранением, в местах автостоянки с механизированными устройствами расстановка оросителей предусматривается с учетом орошения каждого яруса хранения автомобилей (каждый автомобиль находится в зоне действия оросителей, обеспечивающих орошение лобовых, боковых и крышных поверхностей на каждом ярусе с расчетной интенсивностью подачи воды). Второй уровень оросителей — карнизного типа (горизонтальных), устанавливается сбоку или с торца автомашины. Над карнизными оросителями установлены тепловые экраны диаметром или со стороной квадрата равной 0,3 м. Расход воды автоматической установки пожаротушения определяется с учетом одновременной работы оросителей на расчетной площади двух уровней (расходы уровней суммируются);
- в блоках кладовых с параметрами по второй группе;
- противодымной защитой (вытяжная противодымная вентиляция из помещений хранения автомобилей, поэтажных коридоров, прилегающих к незадымляемым лестничным клеткам, вестибюлей жилых секций, блоков кладовых и подача наружного воздуха при пожаре приточно-вытяжной противодымной вентиляции в пожаробезопасные зоны, в тамбур-шлюзы перед шахтами лифтов, лестничными клетками, в лифтовые шахты, в лестничные клетки типа Н2);
- оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа для подземной автостоянки и Корпусов 2 и 4, не ниже 3-го типа в блоках кладовых и Корпусах 1 и 3;
эвакуация людей из секций по незадымляемым лестничным клеткам типа Н2 (в том числе без естественного освещения) с входом на этажах выше первого через лифтовой холл, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или через пожаробезопасную зону. Вход в указанные лестничные клетки из вестибюля первого этажа (при наличии) предусмотрен через противопожарную дверь 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (без устройства тамбур-шлюза). В указанных лестничных клетках предусматривается аварийное освещение;
устройство в Корпусах 1 и 3 СОУЭ не ниже 3-го типа без устройства аварийных выходов из квартир, расположенных на высоте более 15 м;
устройство в подземном этаже блоков кладовых для жильцов с выделением их в самостоятельные пожарные отсеки противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. Хранение ЛВЖ и ГЖ и резинотехнических изделий в помещениях кладовых не предусматривается;
устройство общих лестничных клеток и лифтов для пожарного отсека автостоянки и пожарного отсека блока кладовых с входом в них через тамбур-шлюз с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 90 и заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа (без устройства дренчерной завесы), расположенный на границе указанных пожарных отсеков и служащий для их сообщения. Сообщение между пожарными отсеками блоков кладовых (при наличии) предусмотрено через противопожарные двери 1-го типа;
устройство общих лифтов для сообщения пожарных отсеков блока кладовых и автостоянки с жилой частью объекта с ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа (в том числе устраиваемых в тамбур-шлюзах);
отделение кладовых в составе блока друг от друга и коридоров (проходов) перегородками с ненормируемым пределом огнестойкости. Допускается в составе блока кладовых предусматривать перегородки кладовых не до перекрытия;
выделение помещений для размещения инженерного оборудования, предусматриваемых в блоке кладовых, противопожарными стенами не менее 2-го типа и (при необходимости) противопожарными перекрытиями не менее 3-го типа (конструктивно не относящимися к противопожарному перекрытию 1-го типа, разделяющего пожарные отсеки);
устройство из каждого блока кладовых не менее двух эвакуационных выходов. Из части блока кладовых площадью не более 300 м2, выделенной перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, предусматривается устройство одного эвакуационного выхода в лестничную клетку с устройством из указанной части блока кладовых аварийного выхода (через тамбур-шлюз 1-го типа) в помещение хранения автомобилей;
в блоках кладовых (без постоянного пребывания людей) расстояние по путям эвакуации от наиболее удалённых технических помещений и кладовых с выходами в тупиковый коридор (проход) до пересечения с коридором (проходом), из которого возможна эвакуация по крайней мере в двух направлениях, предусмотрено не более 30 м. Расстояние по путям эвакуации от пересечения тупикового коридора (прохода) с коридором (проходом), из которого возможна эвакуация по крайней мере в двух направлениях, до ближайшего эвакуационного выхода предусмотрено не более 60 м. Расстояние по путям эвакуации от технических помещений и помещений кладовых, расположенных между двумя эвакуационными выходами, предусмотрено согласно СП 1.13130.2009;
устройство участков наружных ненесущих стен (междуэтажные пояса) в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям глухими, высотой не менее 1,2 м (от верха окна нижележащего этажа до низа окна вышележащего этажа) с пределом огнестойкости не менее EI 60 — для Корпусов 2 и 4 и не менее EI 45 — для Корпусов 1 и 3 (при определении высоты указанных глухих участков суммируются выступающие за плоскость наружной стены горизонтальные участки конструкций балконов (лоджий) и/или междуэтажных перекрытий (измерение расстояния осуществляется по контуру (повторяя контур)). Допускается выполнять указанные междуэтажные пояса высотой не менее 0,6 м с пределом огнестойкости не менее EI 90 — для Корпусов 2 и 4 и не менее EI 60 — для Корпусов 1 и 3 в сочетании с заполнением нижней или верхней части оконного проёма (до общей высоты не менее 1,2 м) глухим закалённым стеклом с пределом огнестойкости не менее E 15;
устройство из жилых секций с площадью квартир на этаже от 550 до 600 м2 одного эвакуационного выхода в лестничную клетку с шириной марша не менее 1,2 м. Отделку внеквартирных коридоров указанных секций выполнена из материалов группы НГ.
устройство выходов на кровлю из лестничной клетки непосредственно через противопожарный люк 1-го типа размером 0,8х1,0 м по закреплённой стальной вертикальной стремянке, в том числе при устройстве на кровле площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолёта;
отделение технических помещений, находящиеся в пожарном отсеке автостоянки (в том числе к ней не относящиеся), от помещения хранения автомобилей перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60. Заполнение проёмов в указанных перегородках предусматривается противопожарным с пределом огнестойкости не менее EI 60 без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;
устройство ограждающих конструкций тамбур-шлюзов (предусматриваемых в противопожарных преградах) и дверей указанных тамбур-шлюзов с повышенным пределом огнестойкости до EI 60, без установки дренчерных завес;
устройство окон в наружной стене пожаробезопасной зоны, расположенной в лифтовом холле, с ненормируемым пределом огнестойкости не открывающимися. При расстоянии от указанных окон до окон квартир менее 1,2 м, а также при расположении зоны безопасности во внутреннем углу здания (на расстоянии менее 4 м от вершины угла), указанные окна предусматриваются противопожарными 2-го типа;
заполнение проемов в наружных стенах лестничных клеток противопожарными окнами (дверями) 2-го типа при расстоянии по горизонтали между проемами в наружных стенах лестничных клеток и проемами в наружных стенах зданий менее 1,2 м. Расстояние между проёмами в наружной стене лестничной клетки и проёмами в наружной стене пожаробезопасной зоны не нормируется;
устройство наружных стен лестничных клеток, расположенных в местах примыкания одной части здания к другой под углом менее 135°, с пределом огнестойкости не менее EI 90 и заполнением проёмов на расстоянии 4 м между проемами в наружных стенах лестничных клеток и проемами в наружных стенах зданий с пределом огнестойкости не менее EI (E) 60. Заполнение проёмов в примыкающих к лестничной клетке наружных стенах предусмотрено с ненормируемым пределом огнестойкости;
устройство, при размещении противопожарных перегородок в местах примыкания одной части здания к другой под углом менее 135°, одной из наружных стен, примыкающих к противопожарной перегородке, длиной не менее 4 м от вершины угла с пределом огнестойкости, равным пределу огнестойкости противопожарной перегородки. Заполнение проёмов на указанном участке наружной стены предусматривается не менее EI(E) 60. Проёмы другой из примыкающих наружных стен предусматриваются с ненормируемым пределом огнестойкости;
устройство общих тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре для лестничных клеток и лифтов с подтверждением расчётом параметров системы противодымной вентиляции;
оборудование подземного этажа автоматической установкой пожаротушения и системой вытяжной противодымной вентиляции без устройства окон с приямками;
размещение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения, противопожарного водопровода и хозяйственно-питьевого водопровода с выделением его перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (воротами) 1-го типа;
устройство транзитной прокладки (в пределах одного пожарного отсека) коммуникаций через лифтовые холлы (пожаробезопасные зоны) в глухих коробах (шахтах) с пределом огнестойкости не менее EI 90;
объединение в пределах одного пожарного отсека общественных помещений первого этажа в пределах не более чем в трёх смежных секциях. Перекрытие над указанными помещениями предусматривается с пределом огнестойкости не менее REI 120;
устройство в Корпусах 2 и 4 двух лифтов для транспортирования пожарных подразделений с параметрами согласно ГОСТ Р 53296-2009 без устройства на покрытии указанных корпусов площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолёта;
размещение помещений для сбора мусора на «минус» первом этаже или на первом этаже без устройства самостоятельного выхода непосредственно наружу с выделением их перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90. Вход в указанные помещения (в том числе из помещения для хранения автомобилей) предусматривается через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
устройство ствола мусоропровода с пределом огнестойкости не менее EI 45 для секций II степени огнестойкости и не менее EI 60 для остальных секций с устройством в местах пересечения противопожарного перекрытия противопожарного клапана с пределом огнестойкости не менее EI 60 для автоматического перекрытия ствола мусоропровода. При размещении ствола мусоропровода в помещении, сообщающимся с пожаробезопасной зоной или лестничной клеткой, через противопожарную дверь 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, удаление продуктов горения из указанного помещения не предусматривается. Пожаробезопасная зона или лестничная клетка сообщается с коридором или помещением из которого предусматривается удаление продуктов горения. Складирование мусора в помещении ствола мусоропровода не допускается;
размещение лестничных клеток подземной и надземной частей здания (относящиеся к разным пожарным отсекам) друг над другом (в одних осях) с устройством в качестве противопожарных перекрытий 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150, предназначенных для разделения на пожарные отсеки указанных лестничных клеток, маршей и площадок лестничной клетки подземной части, являющихся покрытием указанной лестничной клетки (без разделения наружных стен указанными маршами и площадками);
устройство всех незадымляемых лестничных клеток без естественного освещения, с устройством в указанных лестничных клетках аварийного эвакуационного освещения;
проведение расчетного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом, что:
- расстояние в подземной автостоянке, в том числе в тупиковой части, от наиболее удаленного места хранения автомобилей (технического помещения) до ближайшего эвакуационного выхода составляет не более 100 м;
- устройство горизонтальных эвакуационных путей (в том числе коридоров), используемых МГН, шириной не менее 1,35 м;
- ширина эвакуационных выходов из подземной автостоянки и блоков кладовых в лестничные клетки, ширина лестничного марша составляет не менее 1 м;
- из квартир, расположенных на высоте более 15 м в Корпусе 1 и Корпусе 3, не предусмотрено устройство аварийных выходов;
- эвакуация из технических помещений, находящихся в пожарном отсеке автостоянки, в лестничные клетки через помещение для хранения автомобилей;
увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При увеличении указанного расстояния до 1 м предусмотрено устройство тепловых экранов диаметром или со стороной квадрата, равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м — экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Экраны установлены над оросителем на расстоянии не более 0,05 м;
устройство в подземной автостоянке и блоках кладовых внутреннего противопожарного водопровода с установкой пожарных кранов на самостоятельных стояках, подключенных к кольцевой магистральной сети после насосов-повысителей автоматической установки водяного пожаротушения с подтверждением гидравлическим расчетом работоспособности системы;
устройство дымовых зон для подземной автостоянки площадью не более 4000 м2 обслуживаемых общей системой противодымной вентиляции, учитывая, что пожар произошел в одной из частей (зон) и с подтверждением расчётом параметров системы противодымной вентиляции;
заполнение проемов в насосной и ИТП (без постоянных рабочих мест, категории Д), выходящих в незадымляемую лестничную клетку типа Н3, противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства удаления продуктов горения вытяжной противодымной вентиляцией из указанных помещений. Указанная лестничная клетка сообщается с помещением или коридором, из которого предусматривается удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции;
проектирование электроснабжения систем противопожарной защиты по I категории надежности электроснабжения;
использование кабельных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ Р 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» и ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания»;
разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров и согласования его в установленном порядке, учитывающего:
- расстояние от внутреннего края проезда до стен Объекта не более 16 м. Минимальное расстояние не регламентируется;
- к каждому Корпусу предусматривается подъезд с одной стороны. Не более чем через каждые 100 м устройство сквозных проходов через вестибюли (без устройства проходов через лестничные клетки);
- конструкцию дорожной одежды проездов для пожарной техники, организации площадок для установки пожарной техники, которая должна быть рассчитана с учетом соответствующей нагрузки от пожарных автомобилей;
- для подъезда к Объекту предусматриваются тупиковые проезды длиной не более 80 м без устройства разворотной площадки.
и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета:
доступна по подписке