Жилой комплекс с автостоянкой. Здания корпусов 1-6 по адресу: г. Москва, ЮАО, Даниловский, Автозаводская ул., вл. 23 (изменение № 1)

Дата публикации 25.08.2023
Количество просмотров 25
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 02.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Жилой комплекс с автостоянкой. Здания корпусов 1-6 по адресу: г. Москва, ЮАО, Даниловский, Автозаводская ул., вл. 23» (изменение № Тариф PRO*****).


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • проектированию жилых многоквартирных зданий высотой более 28 м (фактически не более 75 м) без устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н1;
  • проектированию жилых зданий секционного типа с квартирами, расположенными на высоте более 15 м, без устройства аварийных выходов;
  • определению расхода воды на наружное и внутреннее пожаротушение многоквартирных жилых зданий с общим строительным объёмом более 150 000 м3;
  • проектированию жилых многоквартирных зданий с расстоянием по горизонтали между проёмами лестничной клетки и проёмами в наружной стене здания менее 1,2 м;
  • проектированию встроенной подземной автостоянки с площадью этажа в пределах пожарного отсека более 3 000 м2 (фактически не более 12 000 м2) с выходами из неё через эвакуационные лестничные клетки жилых корпусов;
  • проектированию насосной станции пожаротушения без устройства отдельного выхода в лестничную клетку.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование жилого комплекса не ниже I степени огнестойкости, С0 класса конструктивной пожарной опасности;

деление комплекса на следующие пожарные отсеки, а именно:

  • подземная автостоянка (класса функциональной пожарной опасности Ф5.2) с превышением нормативной площади этажа в пределах пожарного отсека до 12 000 м2;
  • надземная автостоянка закрытого типа (класса функциональной пожарной опасности Ф5.2) с техническими помещениями в стилобатной части с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 10 400 м2;
  • жилые корпуса (класса функциональной пожарной опасности Ф1.3) и встроенные нежилые помещения общественного назначения на 1-м этаже в стилобатной части жилых корпусов 1-3 с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2 500 м2;
  • встроенные нежилые помещения общественного назначения на 1-м этаже в стилобатной части жилых корпусов 4-6 с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2 500 м2.

разделение комплекса на пожарные отсеки противопожарными стенами (по горизонтали) и перекрытиями (по вертикали) с пределом огнестойкости не менее REI 150;

проектирование строительных конструкций покрытий встроенно-пристроенной стилобатной части в местах примыкания к наружным стенам жилых корпусов по требованиям, предъявляемым к противопожарным перекрытиям 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150, класса пожарной опасности не ниже К0 на расстоянии не менее 4 м;

устройство гидроизоляционного и/или пароизоляционного ковра встроенно-пристроенной стилобатной части с защитным слоем из плитных или монолитных негорючих материалов (НГ) толщиной не менее 50 мм (тротуарной плиткой, гравийной отсыпкой и цементно-песчаной стяжкой и другими строительными материалами класса пожарной опасности КМ0). На указанном участке покрытия стилобата размещение пожарной нагрузки не допускается;

заполнение проёмов эвакуационных лестничных клеток, расположенных на расстоянии по горизонтали менее 1,2 м до проёмов помещений в наружных стенах здания противопожарными дверями и/или окнами с пределом огнестойкости не менее EI 30 и/или E 30 соответственно;

проектирование проёмов въезда/выезда в автостоянку на расстоянии до вышерасположенных наружных стен с оконными проёмами менее 4 м, при выполнении одного из следующих условий:

  • устройство въездных/выездных ворот (дверей) в наружных стенах автостоянки в противопожарном исполнении не ниже 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 с автоматическим и ручным режимами закрывания при пожаре;
  • устройство над проёмами въездных/выездных ворот (дверей) автостоянки защитного козырька из негорючих материалов шириной не менее 1 м или использование консольно-выступающей части междуэтажного перекрытия глубиной не менее 1 м.

проектирование подземной автостоянки с превышением нормативной площади этажа в пределах пожарного отсека до 12 000 м2, при условии выполнения следующих требований:

  • оборудование автостоянки комплексом систем противопожарной защиты, включая спринклерную АУП с повышенной интенсивностью орошения до 0,16 л/(с•м2) в зоне манежного хранения автомобилей, минимальной площадью орошения 120 м2, с расходом воды не менее 30 л/с и продолжительностью работы установки не менее 60 мин.;
  • устройство в каждой части пожарного отсека автостоянки не менее одного лифта для транспортирования пожарных подразделений;
  • обеспечение эвакуации из помещения хранения автомобилей через смежную часть пожарного отсека на этаже хранения автомобилей в качестве второго эвакуационного выхода.

дополнительное разделение пожарного отсека подземной автостоянки (включая помещения не входящие в комплекс автостоянки) на части площадью не более 4 000 м2 каждая одним из следующих способов или их комбинацией:

  • зонами, свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 8 м (на всю длину и (или) ширину помещения), обозначенными соответствующими информационными знаками;
  • зонами, свободными от пожарной нагрузки шириной не менее 6 м, с установкой вдоль проездов под перекрытием плотных (не пропускающих дым) вертикальных конструкций из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее E 30 (штор, экранов) стационарно или опускающихся при пожаре к полу не ниже 2,5 м от него;
  • перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными воротами (дверями, шторами, занавесами) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 60.

сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого пожарного отсека, в том числе в пределах этажа с входной вестибюльной группой жилой зоны, через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре в сочетании с дополнительным орошением по всей площади строительных конструкций водой из спринклерных оросителей, расположенными на расстоянии не более 0,5 м от проёма и не более 2,0 м друг от друга, без устройства дренчерной завесы со стороны помещения хранения автомобилей;

отделение, расположенных на этажах автостоянок технических помещений (не входящих в комплекс автостоянки), противопожарными преградами (стенами и перекрытиями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150 и устройством дренчерной завесы с автоматическим пуском над дверными проёмами со стороны автостоянки (с удельным расходом воды не менее 1 л/с на погонный метр), без устройства тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;

сообщение подземной автостоянки со всеми этажами (за исключением технических) надземной части комплекса через общие шахты лифтов, следующим способом:

  • отделение общих шахт лифтов внутренними стенами с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее REI 150 в подземной части, в пожарном отсеке жилой части – не менее REI 120;
  • обеспечение подпора воздуха в общие шахты лифтов;
  • устройство перед выходом из лифтов в подземном этаже парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре;
  • устройство одного из лифтов, расположенных в общей группе с пассажирскими лифтами, с режимом работы «перевозка пожарных подразделений»;
  • устройство поэтажных выходов из лифтов через лифтовые холлы, отделенные противопожарными преградами (стенам и перекрытиям) с пределом огнестойкости не менее REI 60 по требованиям, предъявляемым к безопасным зонам в надземной части здания, на основном посадочном этаже (1-й этаж) – непосредственно наружу через вестибюль.

проектирование технического подполья общей площадью не более 300 м2 без постоянного пребывания людей с выходами из помещений (насосной станции, объединенной с водомерным узлом, ИТП, венткамеры) непосредственно в объём лестничной клетки без устройства окон с приямками в каждом жилом корпусе;

отделение помещений общественного назначения различных владельцев, расположенных в стилобатной части жилых корпусов, друг от друга глухими противопожарными перегородками 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 45;

отделение поэтажных помещений с загрузочным клапаном мусоропровода от лифтовых холлов (безопасных зон для МГН) противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (EIS 60);

размещение помещений колясочных и уборочного инвентаря в местах общего пользования на 1-м этаже в жилой части корпуса с выходами из них непосредственно в вестибюль, при условии отделения противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными дверями 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30;

проектирование жилых корпусов коридорного типа высотой менее 75 м без устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н1, при выполнении следующих требований:

  • устройство не менее двух поэтажных выходов в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 с выходами из них непосредственно наружу в каждом жилом корпусе;
  • устройство в жилых корпусах 4-6 поэтажных выходов в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 из внеквартирных коридоров через поэтажные тамбуры с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 45, с заполнением проёмов дверями 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 или через лифтовой холл (безопасную зону для МГН). При этом, один из двух поэтажных выходов в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 допускается предусматривать непосредственно через противопожарные двери 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (EIS 60);
  • устройство в жилых корпусах 2-3 не менее двух эвакуационных выходов с этажа в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При этом, один из двух выходов в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 допускается предусматривать через поэтажные тамбуры с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 45, с заполнением проёмов дверями 2-го типа;
  • использование поэтажных лифтовых холлов (тамбуров) перед лифтом для пожарных с возможностью эвакуации МГН как в помещения безопасных зон, при условии отделения шахт пассажирских лифтов и шахт лифтов для пожарных, объединенных общим лифтовым холлом, ограждающими конструкциями в противопожарном исполнении с пределом огнестойкости не менее REI 60 и не менее REI 120 соответственно, с заполнением проёмов противопожарными дверями не ниже 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 60.

проектирование жилого корпуса секционного типа высотой более 50 м (с общей площадью квартир на этаже секции не более 500 м2) с устройством одного эвакуационного выхода с этажа в незадымляемую лестничную клетку типа Н2 через тамбур с пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа и без устройства аварийных выходов из каждой квартиры, расположенной на высоте более 15 м;

устройство естественного освещения лестничных клеток без оконных проёмов в наружных стенах в уровне первого этажа дверями с площадью остекления не менее 1,2 м2 в наружных стенах;

оборудование лестничных клеток без естественного освещения через остекленные проёмы в наружных стенах в уровне первого и технических этажей аварийным освещением, запитанным по I категории надёжности электроснабжения;

устройство выходов из подземной автостоянки через общие лестничные клетки здания, отделенными глухими противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI(EI) 150 с обособленными выходами из них непосредственно наружу;

устройство эвакуационных выходов из помещений, не входящих в комплекс помещений автостоянки, через помещение для хранения автомобилей;

устройство выходов из технических помещений (в том числе из помещения насосной станции пожаротушения объединённой с водомерным узлом без устройства отдельного выхода наружу) в техническом подполье непосредственно в лестничную клетку, при условии отделения лестничной клетки стенами с пределом огнестойкости не менее REI 120 c заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа (EI 60);

устройство аварийных выходов (без устройства эвакуационных выходов) из технического этажа (чердака) в общие эвакуационные лестничные клетки здания через тамбуры или противопожарные двери 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (EIS 60) размерами не менее 0,75х1,5 м или люки размерами не менее 0,6х0,8 м в каждом жилом корпусе;

устройство аварийных выходов, ведущих на промежуточные площадки лестничных маршей, по закреплённым стальным стремянкам с ограждением указанных площадок на глубину выступающей части стремянки, исходя из условия обеспечения требуемой ширины лестничных площадок не менее 1,2 м;

проектирование одного эвакуационного выхода непосредственно наружу из помещений организаций общественного назначения, расположенных на 1-м этаже в стилобатной части комплекса, из расчёта один эвакуационный выход из помещений с одновременным пребыванием не более 50 человек в соответствии с технологической частью проекта;

устройство высоты прохода в техническом пространстве не менее 1,5 м, ширины – не менее 0,9 м. На отдельных участках протяженностью не более 2 м допускается уменьшать высоту прохода до 1,2 м, а ширину – до 0,7 м;

использование поэтажных лифтовых холлов перед лифтами для пожарных в качестве безопасных зон для МГН, в том числе с местами для размещения инвалидов группы мобильности М4, не препятствующими эвакуации основного контингента людей;

обеспечение ширины горизонтальных участков путей эвакуации (в том числе внеквартирных коридоров), используемых МГН, не менее 1,4 м, при этом направление открывание дверей не нормируется;

оборудование объекта системами противопожарной защиты:

  • пожаротушения в каждом пожарном отсеке автостоянки (спринклерной АУП) и внеквартирных коридоров в жилом корпусе секционного типа от спринклерных оросителей с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/(с×м2), запитанных от сети внутреннего противопожарного водопровода жилых корпусов, при отсутствии аварийных выходов из квартир, расположенных на высоте более 15 м;
  • внутренним противопожарным водопроводом в автостоянке и в жилой части по требованиям СП 10.13130.2009, за исключением помещений общественного назначения, расположенных на 1-м этаже в стилобатной части здания, отделенных противопожарными преградами (стенами и перекрытиями) 1-го типа;
  • автоматической пожарной сигнализации адресно-аналогово типа всех помещений (кроме помещений, перечисленных в п. А4, прил. А СП 5.13130.2009) и прихожих квартир в жилых корпусах с выводом сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты в автоматическом режиме на пульт службы ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
  • приточной-вытяжной противодымной вентиляции;
  • оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 2-го типа для пожарных отсеков жилого корпуса секционного типа, встроенно-пристроенной автостоянки и нежилых помещений общественного назначения в стилобатной части комплекса, не ниже 3-го типа в жилых корпусах коридорного типа, не ниже 4-го типа для пожарного отсека подземной автостоянки;
  • лифтами для транспортирования пожарных подразделений;
  • искусственным аварийным и эвакуационным освещением.

увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При увеличении указанного расстояния от 0,4 м до 1 м должно быть предусмотрено устройство тепловых экранов диаметром и со стороной квадрата равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 м до 1,3 м – экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Тепловые экраны следует устанавливать над спринклерными оросителями на расстоянии не более 0,05 м в пожарном отсеке автостоянки;

устройство в подземной автостоянке дымовых зон площадью до 3 600 м2 и 4 000 м2 в составе 1-го и 4-го этапов строительства и ввода в эксплуатацию соответственно с подтверждением соответствующими расчётами систем противодымной вентиляции;

формирование сигналов от АУПС на управление:

  • разблокированием устройств (в т.ч. системы контроля управления доступом) установленных на дверях эвакуационных выходов;
  • устройством, передающим в автоматическом режиме информацию о пожаре на пульт службы ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве.

оборудование тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре, лифтовых холлов автоматическими дымовыми пожарными извещателями АУПС;

отделение тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа без устройства дренчерных завес;

оборудование технических этажей при наличии в них сгораемых материалов комплексом СПЗ, включающим в себя: установку пожарных кранов ВПВ, АУПС, СОУЭ, противодымную вентиляцию с техническими параметрами как для внеквартирных коридоров. При отсутствии в техническом этаже сгораемых материалов и оборудования (за исключением инженерных коммуникаций и оборудования с применением материалов для тепло-, звуко-, гидроизоляции группы горючести не выше Г1) технический этаж допускается оборудовать только АУПС и СОУЭ;

удаление продуктов горения из неизолированной рампы (пандуса) на «минус» 1-м этаже системами вытяжной противодымной вентиляции, обслуживающими помещение хранения автомобилей;

устройство общих систем вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением, предназначенных для защиты поэтажных внеквартирных коридоров и вестибюля на 1-м этаже в жилой части, при условии выполнения расчётной оценки, подтверждающей требуемые технические параметры и характеристики оборудования указанных систем противодымной вентиляции;

обеспечение компенсирующей подачи наружного воздуха приточной противодымной вентиляции в холлах и вестибюлях гостиницы и апартаментов на 1-м этаже за счёт воздуха, поступающего через открытые проёмы шахт пассажирских лифтов (за исключением шахт лифтов для пожарных), оборудованных автономными системами подпора воздуха при пожаре;

подачу наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в лифтовые шахты, сообщающиеся с подземной частью здания, а также в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 допускается предусматривать в верхнюю или в нижнюю части лифтовых шахт, лестничных клеток, при условии выполнения расчётной оценки, подтверждающей требуемые технические параметры и характеристики оборудования указанных систем противодымной вентиляции;

устройство подачи наружного воздуха при пожаре в тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) подземной части здания с применением систем, обслуживающих шахты лифтов для пожарных, при устройстве в проёмах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых, не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт;

прокладка транзитных воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции через тамбур-шлюзы, лифтовые холлы и лестничные клетки в строительном исполнении с обеспечением предела огнестойкости не ниже предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций в пределах пожарного отсека;

возмещение объёмов удаляемых продуктов горения в нижнюю часть защищаемых помещений в автостоянке со скоростью истечения наружного воздуха через проём в «живом» сечении приточного раздающего устройства более 1 м/с, при условии размещения верхней границы устройства подачи наружного воздуха на расстоянии 1 м и более от основания дымового слоя;

проектирование в пределах одного пожарного отсека подземной автостоянки общих приёмных устройств наружного воздуха для систем приточной противодымной и приточной общеобменной вентиляции (включая системы, обслуживающие помещения категории В1-В4, Г, Д) при условии установки противопожарных нормально открытых клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 60 в воздухозаборной шахте (воздуховоде), а также на воздуховодах приточных систем в местах пересечения ими ограждающих конструкций помещения для вентиляционного оборудования;

проведение расчётного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 №Тариф PRO***** 382, учитывающего:

  • превышение расстояния по путям эвакуации от наиболее удаленного места хранения автомобиля до ближайшего эвакуационного выхода более 40 м (но не более 60 м), при расположении места хранения автомобилей между эвакуационными выходами и более 20 м (но не более 30 м) в тупиковой части помещения;
  • ширину эвакуационных выходов из подземной автостоянки в лестничные клетки не менее 0,9 м и ширину лестничных маршей не менее 1 м;
  • ширину лестничных маршей и площадок не менее 1,2 м для эвакуации с этажей жилой части;
  • ширину горизонтальных участков путей эвакуации (в том числе внеквартирных коридоров), используемых МГН, не менее 1,4 м;
  • устройство внеквартирных коридоров длиной более 30 м (фактически не более 45 м) с прямолинейной конфигурацией в жилом корпусе 6.

разработка Отчёта о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве, которым подтверждаются принятые проектные решения, в части:

  • возможности доступа пожарных подразделений в каждую квартиру, с ориентацией в сторону стилобатной части, ограничивающей возможность проведения мероприятий по спасению людей и подачу огнетушащих веществ в каждую квартиру со стороны фасадов при помощи передвижных пожарных подъёмных механизмов с автолестниц или автоподъемников;
  • устройства подъездов для пожарных автомобилей к жилым корпусам со всех сторон одноэтажной стилобатной части здания по проездам шириной не менее 6 м;
  • устройства проездов для пожарных автомобилей на расстоянии не более 16 м от стен здания, при этом расстояние от внутреннего края проезда допускается не нормировать;
  • выполнения конструкций дорожной одежды противопожарных проездов и площадок для установки ПППМ (в том числе на покрытии стилобата подземной автостоянки) с учётом нагрузки от ПППМ не менее 21 тонны на ось;
  • расстановки основной и специальной пожарной техники для проведения аварийно-спасательных работ, и тушения возможных пожаров с учётом их тактико-технических характеристик.

устройство приёмных площадок для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолёта на покрытии жилых корпусов с отметкой пола верхнего жилого этажа не более 75 м допускается не предусматривать;

наружное противопожарное водоснабжение комплекса с расходом воды в количестве не менее 110 л/с;

остановку лифтов для пожарных на техническом этаже (чердаке) без постоянного пребывания в них людей допускается не предусматривать;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года №Тариф PRO***** 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы