«Жилой дом с подземной автостоянкой» по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Мельникова, д. 2

Дата публикации 28.08.2023
Количество просмотров 32
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 30.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта: «Жилой дом с подземной автостоянкой» по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Мельникова, д. 2.


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности для:

  • организации эвакуации людей при пожаре по незадымляемым лестничным клеткам типа Н2, не обеспеченных световыми проемами площадью остекления не менее 1,2 м2 в наружных стенах, без устройства лестничных клеток типа Н1;
  • проектирования подземной автостоянки с площадью этажа пожарного отсека более 3000 м2 (но не более 7000 м2);
  • размещения квартир на высоте более 15 м без устройства аварийных выходов.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование объекта II степени огнестойкости, С0 класса конструктивной пожарной опасности;

проектирование наружных ограждающих конструкций выезда/въезда для автомобилей из подземной автостоянки с пределом огнестойкости не менее REI 150, с заполнением проёмов противопожарными воротами 1-го типа, при этом противопожарные расстояния между ограждающими конструкциями (стены, покрытие) выезда/въезда для автомобилей подземной автостоянки и зданиями/помещениями иного функционального назначения не нормируются;

проектирование подземной автостоянки с площадью этажа пожарного отсека более 3000 м2, но не более 7000 м2 при условии деления пожарного отсека на части с помещениями хранения автомобилей  (и для хранения малогабаритных транспортных средств, в том числе мото и вело техники, а также уборочной техники и гостевых машиномест) площадью не более 4000 м2 каждая одним из следующих способов или их комбинацией:

  • зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 8 м;
  • зонами свободными от пожарной нагрузки (проездами) шириной не менее 6 м в сочетании с:
    • вертикальными противопожарными занавесами (трансформируемыми шторами) с пределом огнестойкости не ниже EI60, опускающихся при пожаре на высоту дымового слоя, но не ниже 2,5 м от уровня пола;
    • вертикальными плотными (не пропускающими дым) стационарными конструкциями из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее E 30, устанавливаемыми стационарно на высоту дымового слоя, но не ниже 2,5 м от уровня пола;
  • перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов противопожарными воротами (дверями) 2-го типа;

оборудование пожарного отсека автостоянки системой автоматического пожаротушения с интенсивностью подачи воды не менее 0,18 л/с*м2. Допускается применение установки пожаротушения тонкораспыленной водой с параметрами по 2-й группе помещений в соответствии с технической документацией производителя, при этом интенсивность орошения следует увеличить на 30% (по отношению к параметрам технической документации производителя);

размещение гостевых машиномест в подземной автостоянке под жилыми секциями не допускается;

выполнение в жилых секциях комплекса на этажах, в которых предусматриваются квартиры без аварийных выходов (при их размещении выше 15 м), одного из следующих условий:

  • устройство системы автоматического спринклерного пожаротушения межквартирных коридоров, с учетом орошения входных дверей квартир, выходящих в этот коридор. Автоматическую систему спринклерного пожаротушения запитать от системы внутреннего противопожарного водопровода (с установкой сигнализаторов потока жидкости на каждом этаже) с интенсивностью орошения не менее – 0,08 л/с.м² защищаемых площадей, с расходом не менее 10 л/с и временем работы– не менее 1 ч.;
  • проектирование стен и перегородок, отделяющих квартиры от внеквартирных коридоров и от других помещений с пределом огнестойкости не менее EI 45, с устройством дверей квартир, выходящих в межквартирный коридор противопожарными 2-го типа.

В любом из перечисленных случаев на каждом этаже (кроме первого) должно быть выполнено устройство зон безопасности, а в каждой квартире необходимо устанавливать дымовые пожарные извещатели в прихожих квартир, в количестве не менее двух штук, а в жилых помещениях квартир предусмотреть автономные дымовые извещатели;

выделение, размещаемых в объеме пожарного отсека автостоянки технических помещений, относящихся к иным пожарным отсекам, противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа (REI 150) с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом  исполнении без устройства тамбур-шлюзов с подпором воздуха в случае пожара и без устройства дренчерных завес;

устройство для подземного этажа входов в лифты  через один тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре с повышенным пределом огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 60. Дверь, ведущая из тамбур-шлюза в помещение хранения автомобилей, должна предусматриваться противопожарная 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Данный тамбур-шлюз также может выступать в качестве лифтового холла, а также быть общим для лифтов и лестничных клеток в подземной автостоянке;

размещение мусороприёмных камер не ниже 1-го этажа и выделение их противопожарными перегородками и перекрытием с пределами огнестойкости не менее REI 90 (REI 150 на границе пожарных отсеков) и классом пожарной опасности К0.  Мусоросборная камера должна иметь самостоятельный вход, изолированный от входа в здание глухими ограждающими конструкциями, либо иметь противопожарное заполнение проемов не ниже 1-го типа;

устройство, при несоблюдении расстояния от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания (менее 4 м или в радиусе 4 м), одного из следующих решений:

  • противопожарное заполнение окон (не менее E 30) в радиусе 4 м над проемом автостоянки;
  • устройство над проемом въездных ворот автостоянки глухого козырька из материалов НГ шириной не менее 1 м, при этом, взамен козырька допускается устройство выступающей за границы наружных стен консольной части вышележащего этажа;
  • устройство наружных проемов въездных ворот автостоянки с заполнением противопожарными дверями (воротами) 1-го типа, автоматически закрывающимися при пожаре;

устройство покрытия и несущих конструкций кровли подземной автостоянки, используемых для эвакуации людей, проезда и установки пожарной техники, с пределом огнестойкости не менее R(ЕI) 150. Допускается на данном покрытии устраивать асфальтобетонные и асфальтированные проезды, тротуары, открытые автостоянки для автомобилей, а также размещать газоны, деревья, кустарники, элементы малых архитектурных форм (лавочки, скамейки и т.п.), детские игровые площади, зоны отдыха и сооружения технического назначения (ТП);

размещение ствола мусоропровода на этажах за пределами лифтового холла в отдельном помещении, выгороженном противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с противопожарным заполнением проемов 2-го типа;

выгораживание помещения электрощитовой, расположенное в уровне 1-го этажа, в том числе при выходе в вестибюль или холл жилой части, противопожарными перегородками 1-го типа;

выгораживание размещаемых на первых этажах жилых корпусов помещений колясочных, охраны, пожарного поста перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 с ненормируемым заполнением проемов;

устройство в местах изменения конфигурации стен лестничных клеток переходов или горизонтальных участков лестничных клеток с пределами огнестойкости строительных конструкций, соответствующими пределам огнестойкости внутренних стен лестничных клеток, в которых они расположены;

обеспечение ррасстояния по горизонтали между наружными проемами лестничной клетки и проемами в наружной стене здания не менее 1,2 м. При меньшем расстоянии проемы в наружной стене здания либо проемы лестничной клетки должны быть заполнены окнами/дверями с пределом огнестойкости не менее E/EI30;

заполнение, в лестничных клетках с подпором воздуха, дверных проемов, которые не ведут в поэтажные коридоры, вестибюли или наружу  противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;

проектирование подземного этажа без устройства не менее двух окон размерами не менее 0,9 x 1,2 м с приямками, при оборудовании подземного этажа системами вытяжной противодымной вентиляции и автоматического пожаротушения;

обеспечение эвакуации с надземных этажей каждой жилой секции объекта по одной незадымляемой лестничной клетке типа Н2 со входом в нее в уровне каждого этажа (за исключением первого этажа) через тамбур (лифтовый холл, зону безопасности), выделенный противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI90 с противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;

устройство в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 без естественного освещения:

  • постоянно включенного аварийного (эвакуационного) освещения;
  • оборудование лестничных клеток установкой ФЭС (системы фотолюминесцентные эвакуационные) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-20094;

проектирование помещения насосной станции пожаротушения, в котором также может располагаться оборудование хозяйственно-питьевого водоснабжения и (или) тепловых пунктов (ИТП), не ниже минус первого этажа, отделенное от других помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее REI 90 и дверьми с пределом огнестойкости не ниже EI 60 в дымогазонепроницаемом исполнении. Выход из помещения насосной станции пожаротушения выполнить через коридор, ведущий в общую лестничную клетку, ведущую непосредственно наружу с расстоянием от двери насосной станции до лестничной клетки не более 10 метров. Данный коридор обеспечить:

  • системой вытяжной противодымной вентиляцией для удаления дыма при пожаре;
  • ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45, отделкой стен и покрытием полов из материалов группы НГ;
  • дверями с пределом огнестойкости EIS 30, всех помещений, выходящих в данный коридор;
  • устройством световых указателей направления движения пожарных подразделений с улицы к насосной пожаротушения с соответствующими надписями («Насосная пожаротушения»);

устройство общего помещения насосной станции пожаротушения для разных пожарных отсеков, при выделении ее противопожарными стенами REI 150;

применение для эвакуации из помещений подземного этажа  обычных лестничных клеток. При этом, данные лестничные клетки, могут общими для эвакуации из помещения для хранения автомобилей и для эвакуации из помещений/блока технических помещений, обслуживающих разные пожарные отсеки и стены лестничных клеток должны иметь предел огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа;

устройство зон безопасности для МГН  на путях эвакуации на всех этажах (кроме первого) в лифтовых холлах лифтов, предназначенных для перевозки пожарных подразделений. При этом размеры лифтовых холлов необходимо увеличить исходя из размеров проектируемой зоны и обеспечить свободную эвакуацию людей по ним в лестничные клетки из учета требуемых параметров, установленных к горизонтальным путям эвакуации;

устройство выходов на кровлю Объекта из лестничных клеток через люк в кровле по закрепленным стальным стремянкам при выполнении следующих мероприятий:

  • данный люк должен быть противопожарным с пределом огнестойкости не менее EI 60 с гидравлическим приводом, либо с обогревом;
  • люк должен иметь размеры не менее 1,0х1,0 м;
  • в радиусе 5 м от границ люка покрытие кровли должно быть выполнено из материалов группы НГ;

устройство выходов из подземного этажа через общие лестничные клетки надземной части при условии отделения подземной части лестничной клетки глухой противопожарной стеной 1-го типа. Все конструкции лестничной клетки, отделяющие подземную часть от надземной должны иметь предел огнестойкости не менее R(REI) 150 (стены, марши, площадки);

определение площади дымовых зон в подземной автостоянке расчетом, но не более 4000 м2;

использование для эвакуации из помещений подземной автостоянки и помещений смежных пожарных отсеков, расположенных в уровне подземной автостоянки:

  • обычных лестничных клеток, ведущих непосредственно наружу;
  • тротуара шириной не менее 0,8 м, устроенного в неизолированном пандусе для въезда выезда с уклоном не более 18%, ведущий непосредственно наружу через калитку, шириной не менее 0,8 м;

оборудование здания системами противопожарной защиты, а именно:

  • автоматическим пожаротушением подземной автостоянки и внеквартирных коридоров жилой части (при выборе данного способа защиты коридоров);
  • автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с выводом сигнала в ФКУ ЦУКС Главного управления МЧС России по г. Москве;
  • внутренним противопожарным водопроводом;
  • лифтами для транспортировки пожарных подразделений;
  • оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
    • в жилых секциях (надземной части) — не ниже 2-го типа;
    • в подземной автостоянке — не ниже 3-го типа;
  • приточно-вытяжной противодымной вентиляцией;

устройство общих приемных устройств наружного воздуха для систем приточной противодымной вентиляции и для систем приточной общеобменной вентиляции помещений для хранения автомобилей при условии установки противопожарных нормально открытых клапанов с пределом огнестойкости не менее EI60 на воздуховодах приточных систем общеобменной вентиляции в местах пересечения ими ограждений помещения для вентиляционного оборудования. Устройство воздуховодов и каналов с пределом огнестойкости не менее EI90;

устройство общих систем противодымной вентиляции для обслуживания разных частей пожарного отсека автостоянки одного класса функциональной пожарной опасности. Воздуховоды и коллекторы указанных систем предусматриваются с пределом огнестойкости не менее EI60, присоединение ответвлений к единому вертикальному коллектору, обслуживающему разные части одного пожарного отсека, предусматривается через нормально закрытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI60;

устройство технических помещений в уровне подземной автостоянки, выходящих в лестничную клетку через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре, без оборудования системами противодымной защиты, при условии устройства дверей данных помещений противопожарными 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении и устройстве непосредственного сообщения тамбур-шлюза с помещением для хранения автомобилей, оборудованного вытяжной противодымной вентиляцией;

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», с подтверждением выбранных проектных решений, в части:

  • уменьшения (увеличения) расстояния от внутреннего края проезжей части дороги для пожарных автомобилей до стен жилых корпусов (в пределах 1-16 метров);
  • местного заужения проезда до 4,2 метров;
  • устройства тупиковых проездов протяженностью до 100 метров без устройства разворотных площадок для пожарных автомобилей размерами 15х15 метров;
  • устройства отдельных участков проездов по газонным покрытиям (газонным решеткам), рассчитанным на нагрузку от пожарной техники;

проведение для здания расчётного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 №Тариф PRO***** 382, с учетом:

  • эвакуации из размещаемых в объеме пожарного отсека автостоянки технических помещений (блока технических помещений), относящихся к иным пожарным отсекам, по общим с автостоянкой лестничным клеткам, в том числе через помещение для хранения автомобилей;
  • расстояния по путям эвакуации от наиболее удаленного места хранения транспортного средства до ближайшего эвакуационного выхода (в том числе через смежную часть) не более 80 м – при расположении места хранения между эвакуационными выходами, и 55 м – при расположении места хранения в тупиковой части помещения. При этом, перед входом в лестничные клетки со стороны помещения для хранения автомобилей предусмотреть устройство зоны безопасности и/или тамбур-шлюза/лифтового холла с подпором воздуха;
  • устройства не менее двух эвакуационных выходов на каждую часть подземной автостоянки, в том числе в лестничные клетки смежной части и/или на неизолированный пандус, ведущие непосредственно наружу;
  • ширины маршей эвакуационных лестничных клеток подземного этажа – не менее 1,0 м, ширину дверей при входе в лестничную клетку – не менее 0,9 м, общих горизонтальных путей эвакуации в местах проходов между машино-местами – не менее 0,7 м;
  • местного заужения выходов из лестничных клеток наружу до 0,9 м;
  • ширины основных горизонтальных путей эвакуации в коридорах подземного этажа не менее 1,0 м;
  • устройства одного эвакуационного выхода из нежилых помещений (группы помещений общественного назначения), площадью не более 300 м2, размещаемых на первом этаже (при числе работающих не более 30 человек);
  • устройства одного эвакуационного выхода из технических помещений/блока технических помещений в подземном этаже без постоянных рабочих мест при площади не более 400 м2;
  • высоты проходов в лестничных клетках в свету не менее 2,0 м;
  • рассредоточенности путей эвакуации из помещений общественного назначения;
  • расстояний от наиболее удаленных мест (помещений) присутствия МГН до входов в зоны безопасности не более 35 метров для помещений подземной автостоянки и не более 25 метров для помещений общественного назначения.

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях

Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. №Тариф PRO***** 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы