Здание офисно-делового центра, расположенное по адресу г. Москва, ул. Русаковская, д.13

Дата публикации 26.08.2023
Количество просмотров 23
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 02.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта «Здание офисно-делового центра, расположенное по адресу г. Москва, ул. Русаковская, д.13».


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности при проектировании:

  • подземной автостоянки с площадью этажа в пределах пожарного отсека более 3000 м2, но не более 3 200 м2;
  • кладовых в подземной автостоянке без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре перед входом в них;
  • лестничных клеток, соединяющих 2 подземных этажа, без тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре перед входом в лестничные клетки;
  • общественного здания высотой более 50 м (не более 60 м) с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 3 000 м2;
  • лестничных клеток надземной части без естественного освещения через проёмы в наружных стенах здания;
  • эвакуационной лестничной клетки типа Н1 с воздушным переходом вне объема лестничной клетки;
  • определению расхода воды на наружное пожаротушение общественного здания класса Ф 4.3 при количестве этажей более 16, но не более 17.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование здания I степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0.

деление объекта на 2 пожарных отсека (далее — ПО):

  • 1ПО – подземная автостоянка. Помещения для хранения автомобилей, изолированные рампы, автомоечная станция, вспомогательные и технические помещения, кладовые, размещаемые в подземной части с площадью этажа не более 3200 м2;
  • 2ПО – помещения общественного назначения. Офисы, торговые помещения, организации бытового и коммунального обслуживания населения, технические и вспомогательные помещения, размещаемые в надземной части с площадью этажа не более 3 000 м2;

оборудование здания комплексом систем противопожарной защиты, а именно:

  • автоматической пожарной сигнализацией адресного типа;
  • внутренним противопожарным водопроводом:
    • 2 струи с расходом не менее 5 л/с каждая – для 1ПО;
    • 2 струи с расходом не менее 2,5 л/с – для 2ПО;
  • автоматическим пожаротушением для 1ПО и 2ПО;
  • противодымной вентиляцией;
  • оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа для подземной автостоянки, не ниже 3-го типа для общественной части;

устройство подземной автостоянки, заглубленной не ниже 10 м от отметки земли с площадью этажа в пределах пожарного отсека в помещениях для хранения автомобилей более 3 000 м2, но не более 3 200 м2, разделённой на зоны (площадью не более 3 000 м2 каждая) с помощью основных проходов/проездов, шириной не менее 6 м либо противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150 (заполнение проемов противопожарное 1 типа). Площадь помещения для хранения автомобилей не должна превышать 3 000 м2;

деление этажа общественной части на секции площадью не более 2 500 м2 стенами или перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 (заполнение проемов противопожарное первого типа);

устройство в подземной автостоянке отдельных кладовых площадью не более 100 м2 каждая, при условии разделения друг от друга, от коридоров и помещения для хранения автомобилей противопожарными перегородками с пределом огнестойкости EI 60 с входом в кладовую через противопожарные двери первого типа без тамбур-шлюзов и без дренчерных завес. Максимальное значение удельной пожарной нагрузки должно соответствовать категории помещения не выше В1 в соответствии с требованиями СП 12.13130. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек) в кладовых не допускается;

для эвакуации с этажей подземной автостоянки вместо незадымляемых лестничных клеток типа Н3 допускается устройство незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с входом через противопожарную дверь первого типа;

для эвакуации с надземных этажей предусмотреть незадымляемые лестничные клетки типа Н1 или Н2. Для эвакуации с надземных этажей, расположенных не выше 28 м, допускается использование лестничных клеток типа Л1;

устройство лестничных клеток надземной части Объекта защиты, не имеющих световых проемов (окон), площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже, незадымляемыми. В указанных лестничных клетках должно предусматриваться эвакуационное освещение либо предусмотреть двери с площадью остекления не менее 1,2 м2;

для эвакуационной незадымляемой лестничной клетки типа Н1, разделенную на два объема (с 1 по 12 и с 12 по 17 этажи), в уровне 12 этажа предусмотреть воздушный переход из верхней части лестничной клетки в нижнюю. Расстояние между дверными проемами входов в лестничную клетку, расположенных в уровне перехода, предусмотреть не менее 4 м.;

при устройстве наружных стен с витражным остеклением в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям без глухих участков высотой 1,2 м или при устройстве глухих участков высотой менее 1,2 м, необходимо предусмотреть устройство автоматического спринклерного орошения остекления со стороны помещения с установкой оросителей на расстоянии не более 0,5 м от плоскости остекления и не более 2 м между оросителями (интенсивность орошения принять по первой группе помещений согласно СП 5.13130);

при въезде в изолированную рампу устройство тамбур-шлюза первого типа не требуется при выполнении одного из следующих решений:

  • устройство противопожарных ворот (штор) первого типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема;
  • устройство противодымных экранов, опускающихся на половину высоты защищаемого проема, с дренчерными завесами;
  • устройство противопожарных ворот (штор) первого типа при этом перед воротами (шторой) предусмотреть зону шириной не менее 6 м в которой не допускается размещение автомобилей и прочей горючей нагрузки;

технические помещения, расположенные в пожарном отсеке подземной автостоянки (в том числе к ней не относящиеся), следует отделить от помещения для хранения автомобилей противопожарными перегородками первого типа без устройства тамбур-шлюза и дренчерной завесы;

при устройстве подпора воздуха при пожаре в тамбур-шлюз устройство дренчерных завес не требуется, при этом указанные тамбур-шлюзы должны предусматриваться первого типа.

устройство помещения автомоечной станции на Объекте защиты с размещением не более двух постов не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки. Помещение автомоечной станции следует отделять от помещений для хранения автомобилей противопожарными перегородками первого типа (заполнение проемов – противопожарное второго типа). Въезды/выезды из автомоечной станции предусмотреть через помещение для хранения автомобилей в общую для подземной автостоянки рампу;

под маршем лестницы допускается размещение помещения бытового назначения, помещения охраны или технического помещения категории не выше В4. Помещение должно быть изолировано от лестничной клетки ограждающими конструкциями и маршем лестницы с пределом огнестойкости не менее требуемого предела огнестойкости внутренних стен данной лестничной клетки с противопожарным заполнением проемов не ниже второго типа;

при расстоянии между проёмами лестничной клетки и проёмом в наружной стене здания менее 1,2 м предусмотреть для одного из них противопожарное заполнение не ниже второго типа;

отдельные кабинеты и переговорные на этаже с офисными помещениями свободной планировки следует выделять конструкциями (в том числе светопрозрачными) с ненормируемым пределом огнестойкости при условии, что данные помещения не являются техническими, складскими или серверными;

для объекта защиты предусмотреть лифт для перевозки пожарных подразделений в соответствии с ГОСТ Р 53296, ГОСТ Р 52382;

в помещениях для хранения автомобилей перед лифтовыми шахтами необходимо предусмотреть устройство лифтового холла и тамбур-шлюза с подачей наружного воздуха при пожаре приточной противодымной вентиляцией в тамбур-шлюз. Над дверью со стороны помещения для хранения автомобилей предусмотреть дренчерную завесу;

устройство эвакуационного выхода из автомоечной станции через помещение для хранения автомобилей в общие лестничные клетки непосредственно или через коридор;

устройство эвакуационного выхода из насосной станции пожаротушения на незадымляемую лестничную клетку типа Н2 непосредственно либо через коридор, ведущий на эту лестничную клетку. Безопасную эвакуацию людей при пожаре подтвердить расчётом пожарного риска;

устройство входа в лестничную клетку типа Н1 через противопожарную дверь не ниже 2 типа в следующих случаях:

  • дверной проем выходов с этажей на балконы (лоджии) и дверной проем входов с этих балконов (лоджий) на лестничные клетки расположены на расстоянии менее 2,5 м;
  • дверной проем входа на лестничную клетку типа Н1 расположен на расстоянии менее 2 м по горизонтали от проемов в наружной стене здания;

дверной проем выхода с этажа на балкон (лоджию) расположен на расстоянии менее 2 м по горизонтали от проемов в наружной стене здания;

проемы (оконные или дверные) помещений, которые выходят на лоджию или балкон незадымляемой лестничной клетки типа Н1 непосредственно, предусмотреть с противопожарным заполнением не ниже второго типа;

при устройстве поэтажных переходов через наружную воздушную зону (лоджии) к незадымляемым лестничным клеткам типа Н1 с боковыми выступами (у внешнего ограждения) шириной более 0,2 м, ширина открытого на всю высоту лоджии проема должна быть не менее 1,8 м;

проведение расчетного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учетом:

  • ширины эвакуационных выходов из помещений для хранения автомобилей, в том числе при числе эвакуирующихся более 50 человек, менее 1,2 м, но не менее 0,9 м;
  • ширины маршей эвакуационных лестничных клеток подземной части менее 1,2 м, но не менее 1 м;
  • устройства эвакуации из технических помещений, расположенных в пожарном отсеке подземной автостоянки (в том числе к ней не относящиеся), кладовых через помещения для хранения автомобилей;
  • устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н2 при эвакуации с двух этажей подземной автостоянки;
  • устройства поэтажных переходов через наружную воздушную зону (лоджии) к незадымляемым лестничным клеткам типа Н1 с боковыми выступами (у внешнего ограждения) шириной более 0,2 м;
  • ширины эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся менее 5 человек менее 0,8 м, но не менее 0,7 м;
  • ширины эвакуационного выхода на рампу не менее 0,7 м;
  • ширины локальных участков коридоров, по которым может эвакуироваться более 50 человек, менее 1,2 м, но не менее 1 м;
  • устройства одного эвакуационного выхода с этажа (части этажа) при площади более 300 м2, но не более 550 м2, числе эвакуирующихся более 20, но не более 50;
  • высоты эвакуационного выхода на лестничную клетку в подземной автостоянке менее 1,9 м, но не менее 1,79 м;
  • уменьшения, в отдельных местах дверей, выходящих на лестничную площадку, в открытом положении, ее расчетной ширины;
  • ширины выхода наружу из лестничной клетки менее ширины марша лестницы;
  • устройства эвакуации по проходам в помещении свободной планировки без эвакуационных коридоров при локальном уменьшении прохода до ширины не менее 1,2 м;

для оборудования (приборов отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц, в лестничной клетке предусмотреть сигнальную разметку с полосами желтого сигнального и черного контрастного цветов, выполненную из фотолюминесцентного материала в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143 и ГОСТ Р 12.4.026;

верхнюю часть проема эвакуационного выхода высотой менее 1,9 м обозначить с помощью сигнальной разметки с полосами желтого сигнального и черного контрастного цветов, выполненную из фотолюминесцентного материала в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143 и ГОСТ Р 12.4.026.

устройство в офисах со свободной планировкой (без выделения эвакуационных коридоров) на Объекте защиты для эвакуации основных эвакуационных проходов шириной не менее 1,2 м;

для надземного этажа или его части при площади этажа не более 550 м2 и числе эвакуирующихся не более 50 допускается устройство одного эвакуационного выхода, ведущего в незадымляемую лестничную клетку. Безопасную эвакуацию людей при пожаре подтвердить расчётом пожарного риска;

при размещении в коридорах дымоприемных устройств ниже верхнего уровня дверных проемов эвакуационных выходов, эффективность работы системы противодымной вентиляции должна быть обоснована соответствующим расчетом;

удаление дыма при пожаре из пространства офисных помещений со свободной планировкой (open space) при отсутствии естественного проветривания согласно СП 7.13130, предусмотреть путем использования систем вытяжной противодымной вентиляции, предусмотренных для коридоров, при условии обеспечения расчетных показателей производительности (эффективности);

расход воды на наружное пожаротушение принять не менее 110 л/с от пожарных гидрантов, установленных на кольцевой сети наружного противопожарного водопровода;

вывод сигнала о срабатывании системы автоматической пожарной сигнализации по радиоканалу на пульт ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;

разработка с получением отзыва ФКУ ЦУКС Главного управления МЧС России по г. Москве отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара (Раздел: «Расстановка пожарных подъемных механизмов») (далее – Отчет), с учетом:

  • расстояния от внутреннего края проезда до стены здания не более 16 м. При этом расстояние от внутреннего края проезда до фасадов (стен) не нормируется;
  • ширины проездов для пожарной техники не менее 4,2 м;
  • подъездов для пожарных автомобилей с двух сторон (продольных или поперечных);
  • мест возможной установки пожарных автомобилей;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы