Высотное здание-комплекс, расположенное по адресу: г. Москва, Семеновская набережная, вл. 3, стр. 13 А, в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Электрозаводская».
Заключение нормативно-технического совета УНПР ГУ МЧС России по г. Москве (протокол № Тариф PRO***** от 20.12.2019 г.)
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: высотное здание-комплекс, расположенного по адресу: г. Москва, Семеновская набережная, вл. 3, стр. 13 А, в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Электрозаводская».
1. Необходимость разработки СТУ обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
- проектированию жилых корпусов высотой более 75 м (но не более 100 м) этажностью более 25-ти (фактически не более 28 этажей);
- устройству в секциях высотой более 75 м (но не более 100 м) с общей площадью квартир не более 600 м2 двух эвакуационных выходов на лестничные клетки типа Н2, вход в одну из которых осуществляется через тамбур-шлюз, без устройства лестничных клеток типа Н1, в т.ч. без устройства световых проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже;
- проектированию отдельных внеквартирных индивидуальных хозяйственных кладовых для жильцов на этажах подземной и надземной части автостоянки жилого здания;
- превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки более 3000 м2 (фактически не более 4 000 м2);
- сообщению помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (не относящихся к автостоянке: технических, вспомогательных, хозяйственных внеквартирных кладовых) или смежного пожарного отсека без устройства тамбур-шлюза 1 -го типа;
- определению требуемого расхода воды на наружное пожаротушение жилых зданий высотой более 25 (не более 28) этажей и объёмом более 150 000 м3 (но не более 260 000 м3);
- определению требуемого расхода воды на внутреннее пожаротушение жилых зданий с числом этажей более 25 (не более 28) этажей;
- выбору типа системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре жилых зданий секционного типа с числом этажей более 25 (не более 28) этажей;
- проектированию здания без устройства сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 метров один от другого;
- устройству вентиляционных каналов для систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, в т.ч. длиной более 50 м без применения внутренних сборных или облицовочных стальных конструкций класса герметичности «В»;
- проектированию технических пространств (с размещением инженерного оборудования) высотой менее 1,8 м;
- устройству помещений (отсеков) подземного этажа без проемов (окон с приямками) в наружных стенах для подачи огнетушащего вещества и удаления дыма;
- устройству выходов из подземной автостоянки через общие лестничные клетки наземной жилой части этажностью более 5-ти;
- устройству лифтов, соединяющих подземную и наземную части зданий, в том числе в части устройства тамбур-шлюзов и лифтов для пожарных;
- проектированию общих приёмных устройств наружного воздуха для приточных систем общеобменной вентиляции и для подачи наружного воздуха системами приточной противодымной вентиляции;
- проектированию эвакуационных лестничных клеток с проемами в них на расстоянии до ближайших проемов в наружной стене здания на расстоянии менее 1,2 м;
- проектированию расстояния от проемов стоянки автомобилей до низа ближайших оконных и иных проемов здания другого функционального назначения менее 4 м.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
проектирование здания I степени огнестойкости, СО класса конструктивной пожарной опасности, с повышенными пределами огнестойкости следующих строительных конструкций:
- несущие стены, колонны и другие несущие элементы — R 150;
- междуэтажные несущие перекрытия – REI 150;
- строительные конструкции бесчердачных покрытий:
-
- настилы (в том числе с утеплителем) – RE 60;
- фермы, балки, прогоны – R 60;
- внутренние стены лестничных клеток – REI 150;
- марши и площадки лестниц – R 90;
- шахты лифтов – REI 150.
проектирование обвалованной стоянки автомобилей с наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня (отметки) земли (один надземный обвалованный этаж), с возможностью устройства входов/выходов, въездов/выездов с обвалованного этажа наружу (на прилегающую территорию), расположенной на рельефе с переменной планировочной отметкой земли, по требованиям, в части деления на пожарные отсеки, как для подземной стоянки автомобилей. Для автостоянки Объекта предусматривается общее количество подземных этажей – 1 (один), и 1 (один) обвалованный этаж (уровень), расположенный выше планировочной отметки земли не менее чем на половину высоты этажа (уровня) (далее – автостоянка). При примыкании обвалованной автостоянки к помещениям смежного пожарного отсека, наружными ограждающими конструкциями могут быть вертикальные противопожарные стены;
деление на пожарные отсеки противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа с параметрами:
- помещения автостоянки, включая отдельные хозяйственные кладовые, технические и вспомогательные помещения, в том числе обслуживающие другие пожарные отсеки (вентиляционные камеры, электрощитовые, индивидуальный тепловой пункт, насосная пожаротушения и т.п.) — площадь этажа в пределах пожарного отсека принять – не более 4000 м2 (без разделения на части (секции)). Класс функциональной пожарной опасности Ф5.2, Ф 5.1.
- жилые отдельно стоящие корпуса на стилобатной части класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 включая размещенные нежилые помещения общественного назначения на первом этаже стилобатной части класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3, технические и вспомогательные помещения, в том числе обслуживающие другие пожарные отсеки (вентиляционные камеры, электрощитовые, индивидуальный тепловой пункт, насосная пожаротушения, технические пространства (этажи, чердаки) и т.п.), без деления технических пространств (этажей, чердаков), 1-го этажа (уровня) стилобата противопожарными перегородками 1-го типа на части не более 500 м2. Площадь этажа в пределах пожарного отсека принять не более 2500 м2;
деление жилых корпусов на пожарные отсеки с учётом высоты отсека не более 75 м;
проектирование нежилых помещений общественного назначения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 на 1-ом надземном этаже жилых корпусов класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3, при отделении их от смежных этажей жилой части противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 90 (не участвующими в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре) и глухими (без проемов) противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 (возможно выделять в отдельные пожарные отсеки, при этом устройство автоматических установок пожаротушения допускается не предусматривать);
в местах устройства противопожарных перекрытий 1-го типа для деления здания на пожарные отсеки, предусмотреть глухие участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (противопожарные пояса) высотой не менее 1,2 м. При пределе огнестойкости данных участков наружных стен (в том числе узлов примыкания) не менее EI 150, противопожарными перекрытиями 1-го типа допускается не разделять наружные стены с выступом за их наружную плоскость;
в местах устройства несущих междуэтажных перекрытий с пределом огнестойкости не менее REI 150, примыкающих к наружным стенам, имеющих светопрозрачные участки с ненормируемым пределом огнестойкости (заполнение проемов в наружных стенах), за исключением дверей балконов и эвакуационных выходов, предусмотреть глухие участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям высотой не менее 1,2 м с пределом огнестойкости не менее EI 60;
хранение в автостоянке мотоциклов и велосипедов, выделенных сетчатым ограждением с организацией запираемых проёмов, а также автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе;
размещение в автостоянке парковочных мест для гостей, арендаторов для коммерческих помещений общественного назначения и для индивидуальных владельцев, при условии наличия круглосуточной парковочной службы (охраны), а также оборудовании указанных парковочные мест указателями (табличками) или дорожной разметкой;
допускается размещать окна с ненормируемыми пределами огнестойкости в наружных стенах на расстоянии над кровлей (покрытием, стилобатом) менее 8 м по вертикали и не менее 4 м от стен примыкающей части по горизонтали, при устройстве наружной поверхности кровли (покрытия, стилобата) из негорючего материала. В случае устройства горючего гидроизоляционного или пароизоляционного ковра он должен быть закрыт сверху негорючим материалом толщиной не менее 50 мм;
устройство общих тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре для лестничных клеток и лифтов, в том числе с устройством в них зон безопасности для МГН. При этом заполнение проемов в ограждении перегородок (стен) следует предусматривать противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 60, класс пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий пола в указанных тамбур-шлюзах предусмотреть КМ0;
проектирование в одном помещении насосных установок противопожарного водопровода и хозяйственно-питьевого водопровода, при условии отделения указанного помещения от других помещений перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа;
допускается на подземном (подвальном) этаже автостоянки не предусматривать проемы в наружных стенах (окна с приямками) для подачи огнетушащего вещества и удаления дыма, при этом подземный этаж оборудован инженерными системами противопожарной защиты: автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогово типа, системой оповещения и управления эвакуацией 4-го типа, противодымной вентиляцией, внутренним противопожарным водопроводом и автоматической установкой пожаротушения;
размещение на этажах автостоянки помещений (вспомогательных, технических, складских, служебных, а также отдельных хозяйственных кладовых жильцов), не относящихся к автостоянке и не обслуживающих смежные пожарные отсеки, помещений по обслуживанию автостоянки, с отделением от помещения хранения автомобилей перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов в указанных перегородках противопожарными дверями (воротами) 1-го типа, которые должны попадать в карту орошения спринклерной системы пожаротушения, без устройства дренчерных завес и тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При проектировании технических помещений в автостоянке, обслуживающих другие пожарные отсеки, мойки, они должны быть выделены противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проемов 1-го типа, которые должны попадать в карту орошения спринклерной системы пожаротушения, без устройства дренчерных завес и тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Входы (выходы), въезды (выезды) должны быть предусмотрены через помещения хранения автомобилей и (или) в лестничные клетки автостоянки;
проектирование отдельных внеквартирных индивидуальных хозяйственных кладовых для жильцов на подземном (подвальном) и первом этаже здания с:
- устройством системы автоматического спринклерного пожаротушения, в том числе для кладовок с категорией по пожарной опасности В4;
- площадью каждой кладовой не более 15 м2;
- хранением вещей, оборудования, овощей и т.п. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек), пиротехнических изделий в хозяйственных кладовых не допускается;
проектирование выходов из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в вестибюли (холлы) на первом этаже через противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EIS 60 без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или непосредственно наружу;
при устройстве лестничных клеток жилой надземной части этажностью более 5-ти над лестничными клетками подземной части автостоянки, конструкции, разделяющие объемы данных лестничных клеток, должны быть предусмотрены глухими без проемов с пределом огнестойкости не менее R (REI) 150 (стены, марши, площадки);
проектирование лестничных маршей и площадок в лестничных клетках с ограждениями и поручнями высотой не менее 0,9 м;
проектирование эвакуационного выхода в рампу вблизи ворот или в воротах через противопожарную дверь (калитку) 2-го типа. Открытая рампа из подземного этажа автостоянки, ведущая непосредственно наружу, отделяется от помещения хранения автомобилей противопожарной перегородкой 1-го типа, сообщение рампы с помещением хранения автомобилей предусматривается через противопожарные ворота 2-го типа;
устройство аварийных выходов для доступа в технические пространства для прокладки инженерных коммуникаций, технические этажи (чердаки), без устройства эвакуационных выходов, через противопожарные двери 1-го типа, размером не менее 0,75×1,5 м или люки размером не менее 0,6×0,8 м, в том числе из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 жилой части. Системы вытяжной противодымной вентиляции из технических пространств и технических этажей (чердаков) для прокладки инженерных коммуникаций, имеющих выход в лестничную клетку типа Н2, допускается не предусматривать, при условии сообщения вышеуказанной лестничной клетки с коридорами или другими помещениями, в которых предусмотрена вытяжная противодымная вентиляция. При отсутствии в технических пространствах, этажах (чердаках) сгораемых материалов (за исключением инженерных коммуникаций с применением материалов группы горючести не выше Г1, кабельных линий с объемом горючей массы на более 1,5 л на 1 метр кабельной линии) техническое пространство оборудуется только автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;
устройство технических помещений на планировочных отметках расположения технических этажей (чердаков), технических пространств, предназначенных только для прокладки инженерных коммуникаций (высотой менее 1,8 м этажом не является), при условии отделения указанных помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением противопожарными дверьми EI 60 и обеспечении эвакуационными выходами и (или) путями эвакуации, ведущими в незадымляемые лестничные клетки здания;
устройство одного выхода при площади технических пространств, этажей (чердаков) до 300 м2, а на каждые последующие полные или неполные 2000 м2 площади еще не менее одного выхода;
устройство ограждающих конструкций незадымляемых лестничных клеток со смещением внутренних стен по вертикали (горизонтальные (переходные) участки, в том числе при устройстве выходов наружу), обеспечивающих связь между этажами, с пределом огнестойкости стен указанных лестничных клеток, с устройством на таких участках эвакуационных знаков пожарной безопасности (световых указателей), указывающих направление движения и постоянного искусственного и аварийного эвакуационного освещения на данных участках лестничных клеток, запитанного по 1-й категории надёжности электроснабжения;
размещение во входных группах жилой части помещений по обслуживанию жилого дома (колясочные, помещения уборочного инвентаря, бытовые помещения, консьержа, сантехнические помещения) категории В4 и Д, либо отделение их от входных групп противопожарными перегородками 1-го типа с соответствующим типом заполнения проемов;
при несоблюдении расстояния от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих проемов не менее 4 м или в радиусе 4 м следует предусмотреть выполнение одного из следующих решений:
- проемы автостоянки, либо проемы в наружных стенах должны быть заполнены противопожарными элементами 1-го типа. Допускается не нормировать тип заполнение проемов, при этом они должны попадать в карту орошения спринклерной системы пожаротушения с внутренней стороны защищаемых помещений. При этом интенсивность орошения спринклерной системы пожаротушения предусматривается в соответствии с СП 5.13130.2009 не мене чем по 1 группе помещений. Расстановка спринклерных оросителей системы автоматического пожаротушения предусматривается на расстоянии не более 0,5 м от проемов с шагом 1,5-2,0 м;
- заглубление въездных ворот в помещение для хранения автомобилей относительно наружной стены не менее чем на 1 м;
- устройство над проемом автостоянки глухого козырька из материалов НГ шириной не менее 1 м, при этом, взамен козырька допускается устройство консольной части вышележащего этажа;
устройство производственных и складских помещений категорий В1-В3 под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 человек, при условии их отделения перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 60 (не участвующими в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре), конструктивно не относящимися к противопожарному перекрытию, отделяющему пожарные отсеки Объекта;
при расстоянии по горизонтали между оконными и/или дверными проемами лестничной клетки и другими оконными и/или дверными проемами в наружной стене здания менее 1,2 м должно быть предусмотрено противопожарное заполнение указанных проемов в лестничной клетке или наружной стене здания противопожарными окнами (дверями) 2-го типа;
устройство стен и перегородок, отделяющих внеквартирные коридоры от других помещений, межквартирных ненесущих стен и перегородок, не выполняющих функции противопожарных преград, с пределом огнестойкости не менее EI 45 и классом пожарной опасности К0. Двери квартир, выходящие во внеквартирные коридоры, не нормируются;
проектирование транзитной прокладки воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции, фреонопроводов системы кондиционирования, электрических кабелей, кабелей слаботочных систем через тамбур-шлюзы, зоны безопасности, лифтовые холлы и лестничные клетки в строительных конструкциях проходящих коммуникаций с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости ограждающей конструкции;
размещение во внеквартирных коридорах оборудования, шкафов (каналов, шахт, ниш для прокладки коммуникаций), за исключением газопроводов и трубопроводов с горючими жидкостями, не отделенных от этих коридоров конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости, при этом при проходе данных коммуникаций через перекрытия, узлы пресечения предусмотреть с пределом огнестойкости соответствующего пределу огнестойкости пересекаемого перекрытия;
подтверждение эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, безопасной эвакуации людей при пожаре из Объекта, расчетным путем по определению величин индивидуального пожарного риска, в соответствии с методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № Тариф PRO***** (далее — расчеты), с учётом:
- рассредоточенности эвакуационных выходов, превышения расстояния по путям эвакуации до выхода в лестничную клетку или наружу здания. При этом указанные расстояния до ближайшего эвакуационного выхода во всех частях Объекта, не должны превышать значений: 80 м — при расположении выхода из помещения между эвакуационными выходами, 60 м – при расположении выхода из помещения в тупиковой части;
- устройства подземной автостоянки с расстояниями от наиболее удаленных мест хранения автомобилей, размещенных в тупиковых частях помещений до ближайшего эвакуационного выхода более 20 м, и более 40 м, при размещении мест хранения автомобилей между эвакуационными выходами;
- устройства эвакуации людей из подземного этажа автостоянки через обычные лестничные клетки непосредственно наружу, с шириной марша не менее 1 м;
- использование общих лестничных клеток для смежных пожарных отсеков;
устройство одного из трех эвакуационных выходов из подземной автостоянки на открытую рампу, ведущую непосредственно наружу, изолированную от помещения для хранения автомобилей. Проходы организованы шириной не менее 0,9 м по пандусам с уклоном не более 1:6, включая лестницы с уклоном не более 1:1, шириной проступи не менее 25 см и высотой ступени не более 22 см;
устройство эвакуационных выходов из помещений, не относящихся к автостоянке, через зону хранения автомобилей. При этом эвакуационные пути и выходы должны отвечать требованиям Федерального закона № Тариф PRO***** Эвакуационные выходы из вспомогательных и технических помещений, в том числе к ней не относящихся (или обслуживающих комплекс в целом), размещаемых в подземном (подвальном) этаже автостоянке, предусматривается через помещение для хранения автомобилей по эвакуационным лестничным клеткам подземной автостоянки или по тротуару рампы автостоянки;
устройство для эвакуации людей из подземного (подвального) этажа автостоянки (в том числе при эвакуации более 50 человек) обычных лестничных клеток или незадымляемых лестничных клеток типа Н2, с обособленными выходами наружу от общих лестничных клеток здания. Ширину маршей, а также ширину эвакуационных выходов в лестничные клетки автостоянки предусмотреть не менее 1 м;
обеспечение эвакуации людей из надземного этажа автостоянки непосредственно наружу. При организации эвакуационных выходов из надземного этажа автостоянки через объемы лестничных клеток, их следует предусмотреть типа Н2 с входами в них через противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EIS 60. Технологическая связь надземного этажа автостоянки и вестибюлей надземной жилой части предусматривается с выходом в вестибюль через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
устройство проходов между машиноместами шириной не менее 0,7 м;
устройство не менее двух эвакуационных выходов для эвакуации людей из корпусов жилой части Объекта класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 в корпусах высотой более 75 м (но не более 100 м) с общей площадью квартир не более 600 м2, на лестничные клетки типа Н2 (без устройства лестничных клеток типа Н1) в каждом корпусе, с выходом на одну из двух лестничных клеток через тамбур-шлюз, с шириной лестничных маршей не менее 1,05 м, в т.ч. без устройства световых проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже. Одна из двух лестничных клеток в каждом корпусе жилой части имеет эвакуационный выход непосредственно наружу, а другая через вестибюль;
применение клапанов избыточного давления в противопожарном исполнении с пределом огнестойкости не менее EI 60 для обеспечения безопасной эвакуации людей, в том числе беспрепятственного открывания дверей в тамбур-шлюзы лестничных клеток;
устройство надземных лестничных клеток здания типа Н2 без естественного освещения, в том числе без устройства световых проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже, при условии обеспечения постоянного искусственного и аварийного эвакуационного освещения, запитанного по первой категории надежности электроснабжения;
проектирование незадымляемых лестничных клеток типа Н2 без устройства рассечек на границах пожарных отсеков, а также без разделения по высоте на отсеки глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перехода вне объёма лестничной клетки. Избыточное давление в лестничной клетке обеспечивается в пределах 20÷150 Па соответствующими инженерными решениями, исходя из условия равномерного распределения избыточного давления воздуха по высоте лестничной клетки, для этого подача наружного воздуха предусматривается в любую ее часть по высоте;
обеспечение эвакуации с жилых этажей здания маломобильных групп населения в безопасные зоны, расположенные в лифтовых холлах или на незадымляемых лестничных клетках (тамбурах при входе в незадымляемые лестничные клетки), в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений, а также в незадымляемые лестничные клетки;
устройство входов в лифты для транспортировки пожарных подразделений в подземном (подвальном) этаже автостоянки через тамбур-шлюзы (холлы) с ограждающими конструкциями противопожарных перегородок, имеющие предел огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EI 60). Устройство двойных тамбур-шлюзов не предусматривается;
оборудование Объекта комплексом инженерно-технических систем противопожарной защиты, включающим в себя:
- автоматическую пожарную сигнализацию адресного типа с выводом сигналов о срабатывании в помещение дежурного персонала и дублированием этих сигналов на пульт пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в ГУ МЧС России по г. Москве;
- систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
-
- 4-го типа для пожарного отсека автостоянки;
- 3-го типа для пожарных отсеков жилой части здания;
- 2-го типа для помещений офисов класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3;
- 1-го типа для помещений технических пространств, технических этажей (чердаков);
- автоматическую установку спринклерного пожаротушения:
-
- в пожарном отсеке автостоянки с интенсивностью подачи воды не менее 0,16 л/(с·м2), расчётной площадью тушения не менее 120 м2, продолжительностью работы установки не менее 60 минут, расходом воды не менее 30 л/с;
- в коридорах, вестибюлях, холлах надземной части жилых корпусов, помещениях общественного назначения Ф 4.3, с интенсивностью подачи воды не менее 0,08 л/(с·м2), расчётной площадью тушения не менее 60 м2, продолжительностью работы установки не менее 60 минут, расходом воды не менее 10 л/с. Помещения общественного назначения Ф 4.3 расположенные на первом этаже жилой части, при выделении в отдельный пожарный отсек, с максимальной площадью каждого из помещений не более 500 м2 (суммарно общая площадь помещений не превышает 1500 м2) автоматической установкой пожаротушения допускается не оборудовать;
- внутренний противопожарный водопровод с расходом воды:
-
- в автостоянке, включая помещения к ней не относящиеся — 2 струи по 5 л/с каждая;
- в корпусах (секциях) высотой не более 100 м помещений жилого назначения класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 — 4 струи по 2,5 л/с каждая;
- во встроенно-пристроенных помещениях общественного назначения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.3 — 2 струи по 2,5 л/с каждая;
- приточно-вытяжную противодымную вентиляцию;
- лифты для пожарных;
- аварийное эвакуационное освещение;
устройство на площадках для спасательной кабины вертолета сухотруба, оборудованного пожарными шкафами, и подключенного через электровентиль к сети внутреннего противопожарного водопровода верхнего пожарного отсека соответствующего корпуса;
применение установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре распределенной структуры, с организацией в каждом пожарном отсеке (секции, части) функционально-связанных локальных модулей с резервированным питанием, объединенной в единую информационную систему адресным кольцом верхнего уровня с выводом на единое автоматизированное рабочее место (АРМ) централизованного помещения с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство на Объекте;
обеспечение расхода воды на наружное противопожарное водоснабжение Объекта (на один пожар) для расчета магистральных наружных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети не менее 110 л/с. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети на Объекте должна обеспечивать пожаротушение здания не менее чем от 3 (трех) гидрантов, с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием;
проектирование автоматических установок пожаротушения с различными типами оросителей и конструктивным исполнением в одном помещении, при подтверждении данного решения гидравлическим расчетом;
допускается автоматическую установку пожаротушения выполнять на сети системы внутреннего противопожарного водопровода. Пропускная способность трубопроводов должна обеспечивать суммарный расход воды с учетом одновременной работы пожарных кранов и спринклерных оросителей. Насосные установки для противопожарных целей следует проектировать с ручным, автоматическим и дистанционным пуском;
проектирование общей системы автоматического пожаротушения для подземной автостоянки и нежилых помещений к ней не относящихся, предусматривая общую группу насосов;
допускается для тамбуров в противопожарных преградах, при осуществлении подпора воздуха в них при пожаре, либо установки протвопожарных дверей в дымогазонепронецаемом исполнении, дренчерные завесы не предусматриваются;
выполнение сетей внутреннего противопожарного водопровода и системы автоматического пожаротушения раздельными. Для автоматических установок пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода допускается предусматривать общую группу насосов при обеспечении характеристик каждой из указанных систем пожаротушения;
устройство в каждой квартире кранов для внутриквартирного пожаротушения согласно требованиям СП 54.13330;
расчетная площадь дымовой зоны в автостоянке предусматривается не более 4000 м2;
обеспечение подачи приточного воздуха в общую шахту при расположении в ней пассажирского лифта и лифта с режимом перевозки пожарных подразделений одной системой приточной противодымной вентиляции;
применение систем, обслуживающих лифтовые шахты лифтов для транспортирования пожарных подразделений для подачи наружного воздуха при пожаре в тамбуры-шлюзы (лифтовые холлы) подземной части здания. Устройство в проемах ограждающих конструкций данных лифтовых шахт нормально закрытых противопожарных клапанов с пределами огнестойкости не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт;
проектирование общих приемных устройств наружного воздуха для систем приточной противодымной и общеобменной вентиляции, в том числе для разных пожарных отсеков. При этом предусматривается устройство противопожарных клапанов со степенью огнестойкости не менее EI60 перед клапанами наружного воздуха для всех приточных установок, подключаемых к общему приемному устройству, а также на воздуховодах приточных систем общеобменной вентиляции в местах пересечения ими ограждений помещения для вентиляционного оборудования;
при размещении вентиляторов систем противодымной защиты в общих вентиляционных камерах с вентиляторами общеобменной вентиляции предел огнестойкости воздуховодов в пределах вентиляционных камер предусматривается не менее EI 150. При входе в указанные вентиляционные камеры воздуховодов систем общеобменной вентиляции устанавливаются противопожарные нормально-открытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 60. Ограждающие строительные конструкции указанных помещений предусматриваются не менее EI 150;
использование для систем противодымной и общеобменной вентиляции общих вертикальных шахт и разводящих воздуховодов, размещение оборудования вне обслуживаемого пожарного отсека при условии обеспечения требований СП 7.13130.2013.
подача воздуха в лифтовые шахты, сообщающиеся с подвальным (подземным) этажом, предусматривается в верхнюю или в нижнюю части, при этом избыточное давление воздуха должно составлять не менее 20 Па и не более 150 Па (для лифта для транспортирования пожарных подразделений – не менее 20 Па и не более 70 Па);
устройство общих систем общеобменной и противодымной вентиляции для вертикальных пожарных отсеков здания (в том числе обслуживание помещений, расположенных в разных пожарных отсеках одновременно одним воздуховодом) и имеющих один класс функциональной пожарной опасности. При этом транзитные воздуховоды и шахты за пределами обслуживаемого пожарного отсека предусматриваются с пределом огнестойкости не менее EI 150, при этом предел огнестойкости дымоприёмных устройств (клапанов дымоудаления) предусматривается не менее Е 90;
устройство общих систем (в том числе воздуховодов) компенсационной подачи воздуха в коридоры вертикальных пожарных отсеков здания, при этом предусматривается механическая подача воздуха через противопожарные клапаны. Не допускается устройство общих систем для защиты помещений различной функциональной пожарной опасности;
устройство систем, обслуживающих зоны безопасности надземной части здания, для подачи наружного воздуха при пожаре в тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) перед шахтами лифтов в подземной части здания, при этом класс пожарной опасности декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий пола в указанных тамбур-шлюзах (лифтовых холлов) предусматривается КМ0;
использование в системах противодымной вентиляции осевых вентиляторов при обеспечении предела огнестойкости канала вентилятора, не менее требуемого для сопрягаемого воздуховода. Установка указанных вентиляторов без выделения строительными конструкциями;
компенсирующая подача наружного воздуха приточной противодымной вентиляции в вестибюлях (холлах) на 1 этажах за счёт воздуха, поступающего через открытые проемы лифтовых шахт (за исключением шахты лифта для транспортирования пожарных подразделений), оборудованных системами подпора воздуха;
устройство транзитной прокладки воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции через лифтовые холлы и лестничные клетки при условии обеспечения предела огнестойкости воздуховодов не ниже предела огнестойкости соответствующей ограждающей конструкции;
расположение оборудования систем противодымной защиты на кровле Объекта открыто без индивидуальных ограждений для каждого вентилятора при условии, что доступ на неэксплуатируемую часть кровли для посторонних лиц ограничен системами контроля доступа;
использование вентиляционных каналов для систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, в т.ч. длиной более 50 м, заводского исполнения из сборных железобетонных конструкций без применения внутренних сборных или облицовочных стальных конструкций:
- класса герметичности В в соответствии с СП 60.13330.2012;
- категория бетонной поверхности изделия АЗ согласно ГОСТ 13015-2012;
- с пределами огнестойкости не менее нормируемых для воздуховодов;
размещение на последних этажах каминов при выполнении следующих требований:
- камины и дымовые трубы (каналы) проектируются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52133-2003, ГОСТ Р 53321-2009 и СП 7.13130;
- камины размещаются только для квартир на верхнем жилом этаже;
- в квартире предусмотрено место хранения твердого топлива на расстояние не менее 1,25 м от предтопочного отверстия. Количество топлива ограничивается до 0,5 м3;
- оборудование топочного отверстия закрывающимися дверцами (экраном), в том числе из термостойкого стекла с открыванием не менее чем на 110°;
- пол в помещениях с каминами под топочной дверкой предусматривается из негорючих материалов или защищается металлическим листом (по негорючим листовым материалам) размерами не менее 700×500 мм, при этом по длинной стороне топочного отверстия — увеличенными на 100 мм с каждой стороны;
- расстояние от топочной дверки камина до противоположной стены не менее 1500 мм;
- устройство автономных дымоходов для каждого камина;
- применяются керамические (шамотные) дымовые трубы (каналы) и фасонные элементы для дымоходных систем заводской готовности, имеющие сертификат соответствия (обязательная сертификация) требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
- предел огнестойкости шахты дымохода предусматривается не менее предела огнестойкости пересекаемой конструкции (перекрытия);
- в прихожих квартир с каминами предусматривается установка огнетушителей с массой огнетушащего вещества не менее 2 кг.
осуществление подпора воздуха при пожаре в безопасные зоны для МГН подогретым с учетом утечек через закрытые двери, без подогрева — на открытую дверь;
устройство общих систем и общих вентиляционных каналов приточно-вытяжной противодымной вентиляции для коридоров жилых этажей и вестибюля (холла) 1-го этажа;
подача воздуха системами приточной противодымной вентиляции для тамбур-шлюзов с числом дверей более 2-х из расчета необходимости обеспечения скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого помещения не менее 1,3 м/с и избыточного давления не менее 20 Па и не более 150 Па;
использование дверных проемов наружных эвакуационных выходов, автоматически открываемых при пожаре, для компенсирующего притока наружного воздуха в коридоре и вестибюле. Для компенсирующего притока наружного воздуха в автостоянке используются наружные двери (ворота) автостоянки и рампы, автоматически открываемые при пожаре (за исключением противопожарных);
устройство общей системы общеобменной вентиляции для технических помещений, входящих в состав пожарного отсека автостоянки и помещения хранения автомобилей;
обеспечение энергоснабжения технических средств (систем) противопожарной защиты, в том числе лифтов для транспортирования пожарных, по первой группе категории надежности. Все остальные электроприемники относятся ко второй категории электроснабжения;
выполнение транзитных кабельных линий через автостоянку, кроме линий питания систем противопожарной защиты здания, с пределом огнестойкости не ниже EI 45 или прокладка кабелей в коробах (каналах) с пределом стойкости не ниже EI 45;
обеспечение деятельности пожарных подразделений по организации тушения пожара и проведения спасательных работ на объекте в рамках реализации ст. 80 и ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подтверждено Отчетом о проведении предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара (далее — Отчёт), учитывающим принятые проектные решения в части:
- устройства проездов для пожарной техники шириной не менее 6 м с ненормируемым минимальным расстоянием от внутреннего края проезда для пожарной техники до стен зданий, при этом максимальное (фактическое) расстояние от внутреннего края проезда до наружных стен Объекта должно быть не более 16 м;
- устройства проезда пожарных автомобилей с двух продольных сторон с учетом конфигурации здания;
- устройства одноуровневого надземного стилобата, на котором расположены три жилых корпуса объекта;
конструкция дорожной одежды для проезда пожарной техники, включающую тротуары, площадки, газоны и другие плоскостные элементы благоустройства прилегающей территории Объекта, предусматривается с учетом соответствующей нагрузки для проезда пожарной техники, но не менее 16 тонн на ось. Площадки (участки), предназначенные для установки пожарной техники проектируются на расчётную нагрузку от автолестниц, коленчатых подъёмников не менее предусмотренных Отчётом. Площадки (участки), а также проезды для пожарных автомобилей предусматриваются постоянно свободными от несанкционированных парковок автомобилей;
устройство не менее, чем одного лифта для транспортирования пожарных подразделений на каждый корпус. Указанные лифты одновременно обслуживают все подземные и надземные этажи, в том числе и разные пожарные отсеки;
допускается не предусматривать остановку лифта для пожарных на верхних технических этажах (технический чердак), а также в пространстве для прокладки инженерных сетей без размещения оборудования (высотой менее 1,8 м), при этом доступ пожарных подразделений организован по незадымляемым лестничным клеткам;
устройство на покрытии секций высотой более 75 м (фактически не более 100 м) площадки для спасательной кабины вертолёта размерами не менее 5×5 м. Над указанными площадками запрещается размещение антенн, электропроводов, кабелей. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не превышает 3 м. При устройстве не менее, чем двух лифтов для транспортирования пожарных подразделений на каждый жилой корпус, устройство площадок для спасательных кабин вертолета не требуется;
сокращение расстояния между проектируемым объектом и границами открытых площадок для хранения легковых автомобилей, существующими зданиями (сооружениями), менее нормативного (но не менее 3 м), при условии устройства на фасаде проектируемого здания водяной завесы. Водяная завеса выполняется в одну «нитку», с интенсивностью орошения не менее 0,5 л/с на метр погонный, шагом между оросителями не более 1,5 м, с расчетным расходом воды не менее 30 л/с. Расчетная длина тушения принимается не менее длины отдельного воздухонаполненного трубопровода. Высота установки трубопровода на фасаде здания определяется проектной документацией с учетом орошения водяной завесой теплового излучения, попадающего на фасад здания, измеренного по границе радиуса от зданий (сооружений), открытых площадок для хранения легковых автомобилей (радиус равен нормативному противопожарному расстоянию). Окрашивание трубопроводов предусматривается в соответствии с цветовым решением фасадов здания;
обеспечение противопожарного расстояния между корпусами жилой части не менее 6 м;
обеспечение противопожарного расстояния между проектируемым зданием и отдельно стоящими вентиляционными киосками только приточной противодымной вентиляции и (или) систем общеобменной вентиляции метрополитена не менее 6 м. При устройстве шахт вытяжной противодымной вентиляции метрополитена с выбросом продуктов горения на расстоянии менее 15 м от здания (но не менее 6 м), предусматриваются противодымные защитные экраны с пределом огнестойкости не менее REI 45, расположенные между фасадом и шахтой противодымной вентиляции (вентиляционным киоском) на расстоянии не более 2 м от неё, высотой, превышающей верхнюю отметку выбросного отверстия, не менее чем на 1,5 м, перекрывающие выбросные отверстия со стороны фасада, по бокам шахты, оставляя одну открытую сторону, не обращенную к фасаду Объекта;
устройство сквозных проходов через первый надземный этаж, включая проход через тепловой тамбур, ворота автостоянки, помещение хранения автомобилей (взамен устройства сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 м друг от друга) при расположении пожарных гидрантов с двух продольных сторон здания на расстоянии не более 200 м от него;
другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета:
доступна по подписке