«Технопарк в составе зданий проектно-технологического института строительной отрасли и гостиницы квартирного типа» по адресу: г. Москва, САО, ул. Выборгская, вл. 9. Изменение № 1
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве (протокол № Тариф PRO***** от 14.12.2018 г.)
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта «Технопарк в составе зданий проектно-технологического института строительной отрасли и гостиницы квартирного типа» по адресу: г. Москва, САО, ул. Выборгская, вл. 9. Изменение № Тариф PRO*****
1. Необходимость разработки СТУ обусловлена отсутствием или недостаточностью нормативных требований по пожарной безопасности, предъявляемых к:
- проектированию в здании высотой более 28 м (фактически не более 75 м) более 50% лестничных клеток типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже, взамен лестничных клеток типа Н1;
- проектированию в пожарном отсеке общественного назначения высотой не более 32 м более 50% лестничных клеток типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже;
- проектированию лестничных клеток типа Н2, имеющих выход наружу через вестибюль, без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа;
- проектированию здания секционного типа с квартирами (номерами квартирного типа), расположенными на высоте более 15 м, без устройства аварийных выходов;
- проектированию встроенных нежилых помещений в зданиях на этажах выше 3-го (не более 9 этажей);
- проектированию здания с участками наружных стен в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям (междуэтажные пояса) высотой менее 1,2 м;
- проектированию помещений (технических, вспомогательных, кладовых) на этажах в подземной автостоянке, не относящихся к ней;
- проектированию технологической лестницы, соединяющей два этажа, без устройства тамбур-шлюза 1-го типа на подземном этаже;
- устройству выходов на кровлю из расчета 1 выход на каждые полные и неполные 2000 м2 площади кровли;
- устройству выходов на кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки в здании высотой более 15 м;
- устройству эксплуатируемой кровли.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
проектирование высотной части комплекса и подземной автостоянки I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности – С0;
проектирование пятиэтажной общественной части комплекса II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности – С0;
разделение комплекса на пожарные отсеки (далее — ПО):
- ПО № Тариф PRO***** — подземная автостоянка, включая помещения к ней не относящиеся (технические, вспомогательные, кладовые), класс функциональной пожарной опасности Ф5.2, Ф5.1, с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 3 000 м2;
- ПО № Тариф PRO***** – пятиэтажная общественная часть комплекса, включая цокольно-подземный этаж, класс функциональной пожарной опасности Ф4.3, Ф5.1, Ф5.2, с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 4 000 м2;
- ПО № Тариф PRO***** – общественная высотная часть комплекса, встроенная в уровне девяти этажей, класс функциональной пожарной опасности Ф3.1, Ф3.2, Ф4.3, Ф5.2, с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 800 м2;
- ПО № Тариф PRO***** – жилая высотная часть комплекса (гостиница квартирного типа), класс функциональной пожарной опасности Ф1.3, с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 800 м2;
ограничение распространения пожара между этажами, в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям устройством глухих участков наружных стен (междуэтажные пояса) одним из следующих способов или их комбинацией:
- устройство участков высотой не менее 1,2 м с пределом огнестойкости не менее EI 60;
- устройство глухих (вертикальных) участков наружных стен, а также устройство глухих (горизонтальных) выступающих участков от поверхности стены под углом 900;
- устройство глухих (вертикальных) участков наружных стен, а также устройство глухих (горизонтальных) выступающих участков от поверхности стены совместно с дополнительным глухим (вертикальным) участком наружных стен под углом 900;
- устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с пределом огнестойкости EI 60, класса пожарной опасности К0, высотой не менее 0,6 м, при условии устройства глухих (не открывающихся) фрамуг в окнах, с заполнением стеклопакетом с закаленным стеклом толщиной 6 мм с наружной стороны. Глухой участок наружных стен совместно с фрамугой должен быть высотой не менее 1,2 м;
- измерение расстояния при любом из способов проводить, повторяя контур (огибая) вертикальных и горизонтальных участков строительных конструкций, при этом суммарное расстояние должно быть не менее 1,2 м;
отделение пожарных отсеков противопожарными перекрытиями 1-го типа и стенами 1-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 150;
выполнение участков наружных стен в местах примыкания к противопожарным перекрытиям с пределом огнестойкости не менее REI 150 (противопожарный пояс) устройством глухими высотой не менее 1,2 м с пределом огнестойкости не менее ЕI 150, класса пожарной опасности К0;
размещение вспомогательных и технических помещений, а также кладовых, не относящихся к автостоянке, но входящих в ее пожарный отсек, на этажах автостоянки с отделением от помещения хранения автомобилей перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 c заполнением проёмов в указанных перегородках противопожарными дверями 1-го типа без устройства тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При объединении кладовых в отдельные блоки площадью не более 200 м2, заполнение проёмов в кладовых не нормируется, блоки кладовых необходимо выделить стенами с пределом огнестойкости не менее REI (EI) 90 c заполнением проёмов в указанных стенах противопожарными дверями 1-го типа без устройства тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре;
проектирование автотоянки с постоянно закреплёнными местами для индивидуальных владельцев, с местами для парковки автотранспорта арендаторов (собственников) помещений, а также с гостевыми парковочными местами (при наличии круглосуточной парковочной службы);
размещение в пожарном отсеке подземной автостоянки мест для хранения двухколёсной техники (мото и вело транспорта), выделенных сетчатым ограждением с организацией запираемых проёмов;
выполнение тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре в противопожарных преградах без защиты дренчерными завесами, при условии отделения противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа;
устройство выходов из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в вестибюль (холл) на первом этаже пятиэтажной общественной части комплекса через противопожарные двери с пределом огнестойкости EIS 60 без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Вестибюль, при этом, необходимо отделить от примыкающих помещений и коридоров перегородками с дверями;
размещение окон (дверей) с ненормируемыми пределами огнестойкости в наружных стенах на расстоянии над кровлей (покрытием) автостоянки и встроенных помещений менее 8 м при устройстве покрытия с пределом огнестойкости не менее REI 150, отвечающего требованиям, предъявляемым к противопожарному перекрытию 1-го типа;
устройство наружных проемов въездных ворот автостоянки с заполнением противопожарными дверями (воротами, шторами) 2-го типа при несоблюдении расстояния от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания (не менее 4 м или в радиусе 4 м), заполнение других проемов предусмотреть с ненормируемым пределом огнестойкости;
устройство коридоров длиной более 60 м без разделения противопожарными перегородками 2-го типа на участки длиной не более 60 м при соответствующем обосновании расчётом противодымной вентиляции. Участки длиной более 60 м необходимо предусмотреть с устройством плотных (не пропускающих дым) вертикальных конструкций из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее E 30 (завесы, экраны и др.), опускающихся автоматически при пожаре (или устанавливаемых стационарно) на высоту не менее 1 м от уровня перекрытия (но не менее толщины дымового слоя) через каждые 60 м длины коридоров при условии обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре;
устройство в подземной автостоянке изолированной рампы, выделенной строительными конструкциями (стенами и перекрытиями) с пределом огнестойкости не менее REI 150 с устройством заполнения проемов противопожарными воротами 1-го типа, без устройства тамбур-шлюза 1-го типа и воздушных (дренчерных) завес;
устройство в пятиэтажной общественной части комплекса технологических лестниц (лестничных клеток), соединяющих цокольно-подземный и первый надземный этажи, без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа в подземном этаже, при этом двери, выходящие в лестницы (лестничные клетки), выполняются с пределом огнестойкости не менее EIS 30;
устройство участков эксплуатируемой кровли с покрытием из материалов класса К0;
устройство одной незадымляемой лестничной клетки типа Н2 с шириной маршей не менее 1,2 м для эвакуации людей из жилой высотной части комплекса (гостиницы квартирного типа) при площади квартир (номеров квартирного типа) на этаже не более 600 м2, без устройства лестничных клеток типа H1. Вход с этажа в лестничную клетку необходимо предусмотреть через тамбур-шлюз 1-го типа (лифтовый холл) с подпором воздуха при пожаре. Выход из лестничной клетки следует предусмотреть непосредственно наружу. При этом должен быть произведен расчет, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям;
устройство двух незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с шириной маршей не менее 1,2 м для эвакуации людей из общественной высотной части комплекса, встроенной в уровне девяти этажей. Выход из лестничных клеток следует предусмотреть непосредственно наружу. При этом должен быть произведен расчет, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям;
устройство не менее двух выходов в лестничные клетки или непосредственно наружу (в том числе через смежный пожарный отсек с учетом требований ст. 89 Федерального закона № Тариф PRO*****) для эвакуации людей с этажа подземной автостоянки. В качестве второго эвакуационного выхода допускается предусматривать выход в изолированную рампу. Ширину дверей эвакуационных выходов, выходов в лестничные клетки и маршей лестничных клеток допускается принимать 1 м. При этом должен быть произведен расчет, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям;
устройство четырех незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с шириной маршей не менее 1,35 м для эвакуации людей с надземных этажей пятиэтажной общественной части комплекса. Выход из лестничных клеток следует предусмотреть наружу через вестибюль первого этажа. При этом должен быть произведен расчет, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям;
устройство для эвакуации людей с цокольно-подземного этажа пятиэтажной общественной части комплекса выходов непосредственно наружу, а также выходов в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 или Н3;
устройство в качестве аварийного выхода с цокольно-подземного этажа выход через приямок по закрепленным металлическим лестницам с ненормируемым уклоном;
устройство аварийного освещения в лестничных клетках без световых проёмов в наружных стенах на каждом этаже. Питание аварийного освещения лестничных клеток должно обеспечиваться, при отключении электричества, автономно по 1-й категории надежности в течение не менее одного часа;
устройство эвакуационных выходов из помещений, не относящихся к автостоянке, через зону хранения автомобилей. При этом эвакуационные пути и выходы должны отвечать требованиям Федерального закона № Тариф PRO***** При этом должен быть произведен расчет, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям;
устройство эвакуационных выходов из помещения ИТП и насосной станции, расположенного в цокольно-подземном этаже, наружу через коридор или через тамбур, при этом должно быть обеспечено устройство световых указателей направления движения пожарных подразделений с улицы к насосной пожаротушения с соответствующими надписями («Насосная станция пожаротушения»);
в квартирах (номерах квартирного типа), расположенных на высоте более 15 м и имеющих один эвакуационный выход с этажа, аварийные выходы допускается не предусматривать при выполнении следующих мероприятий:
- устройство в высотной части комплекса не менее одного лифта с режимом перевозки пожарных подразделений с устройством на этажах в лифтовых холлах зон безопасности;
- выделение коридоров на этажах, расположенных на высоте более 15 м, ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60 с установкой в квартиры (номера квартирного типа), не имеющие аварийных выходов, противопожарных дверей 2-го типа;
определение параметров путей эвакуации число людей, одновременно находящихся в блоках кладовых, из расчёта 1 человек на каждое место хранения. Из блоков кладовых, рассчитанных на пребывание не более чем на 15 человек, допускается устройство одного эвакуационного выхода в помещение хранения автомобилей и далее на незадымляемую лестничную клетку с шириной маршей не менее 1 м, при этом расстояние от наиболее удалённого помещения до выхода на лестничную клетку не должно превышать 80 м. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации подземной части комплекса (кроме участков в местах устройства проходов между машиноместами) должна быть предусмотрена не менее 1 м. На путях эвакуации необходимо предусмотреть устройство световых указателей направления движения на высоте 2 м (±15 см) от уровня пола в пределах прямой видимости из любой точки пути эвакуации, а также устройство эвакуационного освещения, запитанного по 1-й категории надёжности электроснабжения. При этом должен быть произведен расчет, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям;
устройство двух выходов в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 с шириной маршей не менее 1,35 м для эвакуации людей с эксплуатируемой кровли (в том числе с размещением технических помещений) пятиэтажной общественной части комплекса. Входы в лестничные клетки допускается предусматривать через тамбур-шлюзы 1-го типа (лифтовые холлы) и не более чем через одно смежное помещение;
подтверждение эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, безопасной эвакуации людей из здания расчётным путем по определению величины индивидуального пожарного риска, в соответствии с методикой, утверждённой приказом МЧС РФ от 30.06.2009 №Тариф PRO***** 382, с учетом:
- устройства лестничных клеток, ведущих из цокольно-подземного этажа, с шириной маршей не менее 1 м;
- устройства лестничных клеток, ведущих с надземных этажей высотной части комплекса (общественной и жилой), с шириной маршей не менее 1,2 м, с шириной выходов в лестничные клетки не менее 0,9 м;
- устройства лестничных клеток, ведущих с надземных этажей пятиэтажной общественной части комплекса, с шириной маршей не менее 1,35 м;
- устройства горизонтальных участков путей эвакуации шириной не менее 0,7 м в местах проходов между машиноместами (в том числе между машиноместами и строительными конструкциями);
- расстояния по путям эвакуации от наиболее удаленного помещения до ближайшего эвакуационного выхода не более 60 м при расположении между эвакуационными выходами, и не более 40 м при расположении в тупиковой части помещения;
- устройства расстояния до ближайшего эвакуационного выхода при расположении места хранения между эвакуационными выходами – 60 м, в тупиковой части помещения – 40 м;
- устройства коридоров длиной более 60 м без разделения противопожарными перегородками 2-го типа на участки длиной не более 60 м;
оборудование комплекса системами противопожарной защиты, а именно:
- автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании на пульт ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
- системой оповещения и управления эвакуацией людей:
-
- в пожарном отсеке подземной автостоянки – 3-го типа;
- в пожарных отсеках высотной части комплекса (общественном и жилом) – 3-го типа;
- в пожарном отсеке пятиэтажной общественной части комплекса – 3-го типа;
- внутренним пожаротушением, включающим:
-
- внутренний противопожарный водопровод подземной автостоянке (ПО 1) с расчетным расходом воды 2 струи не менее чем по 5 л/с каждая;
- внутренний противопожарный водопровод пятиэтажной общественной части комплекса (ПО 2), с расчетным расходом воды 2 струи не менее чем по 2,5 л/с каждая;
- внутренний противопожарный водопровод высотной части комплекса (ПО 3, ПО 4), с расчетным расходом воды 3 струи не менее чем по 2,5 л/с каждая;
- внутренний противопожарный водопровод в нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже не менее 1 струя с минимальным расходом 2,5 л/c. При этом помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, с пределом огнестойкости не ниже REI 45;
- автоматическую установку пожаротушения подземной части комплекса (ПО 1) с интенсивностью орошения 0,12 л/(с×м2), минимальной площадью орошения 120 м2, расчетным расходом воды не менее 30 л/с, продолжительностью подачи воды не менее 60 мин;
- автоматическую установку пожаротушения общественной высотной части комплекса (ПО 2) с интенсивностью орошения 0,08 л/(с×м2), минимальной площадью орошения 60 м2, расчетным расходом воды не менее 10 л/с, продолжительностью подачи воды не менее 30 мин;
- противодымной вентиляцией;
- эвакуационным и аварийным освещением;
оборудование квартир (номера квартирного типа), не имеющих аварийных выходов, и арендуемых помещений автоматической пожарной сигнализацией с установкой пороговых пожарных извещателей, с установкой одного извещателя в каждом помещении и подключению всех пожарных извещателей к адресному модулю с реализацией адрес – квартира (номер квартирного типа) и адрес — арендатор. При этом оборудование данных помещений автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями допускается не предусматривать;
установка тепловых экранов размером 500х500 мм над спринклерными оросителями при превышении нормативного расстояния от перекрытия до теплового замка оросителя (но не более 1,3 м);
выполнение объединенной системы внутреннего противопожарного водопровода и автоматического пожаротушения подземной автостоянки с общей насосной станцией. При этом пропускная способность трубопроводов должна обеспечивать суммарный расход воды с учётом одновременной работы пожарных кранов и спринклерных оросителей. Насосные установки для противопожарных целей следует проектировать с ручным, автоматическим и дистанционным пуском;
размещение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения, хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода и ИТП. При этом указанное помещение должно быть выделено перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (воротами) 1-го типа;
размещение вентиляторов систем противодымной вентиляции в общих вентиляционных камерах с вентиляторами общеобменной вентиляции. Предел огнестойкости воздуховодов в пределах вентиляционных камер должен быть предусмотрен не менее EI 150. При входе в указанные вентиляционные камеры воздуховодов систем общеобменной вентиляции должны устанавливаться противопожарные нормально-открытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 60. Ограждающие строительные конструкции указанных помещений должны быть предусмотрены не менее EI 150;
выполнение вентиляционных каналов для систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, в т.ч. длиной более 50 м, из железобетонных (монолитные конструкции, сборный железобетон) конструкций без применения внутренних сборных или облицовочных стальных конструкций класса герметичности «В» с пределами огнестойкости не менее нормируемых для воздуховодов. Данное решение должно быть отражено в расчете основных параметров противодымной вентиляции;
устройство общего воздухозабора для системы компенсации вытяжной противодымной вентиляции и системы приточной общеобменной вентиляции автостоянки. В местах пересечения воздуховодами приточной общеобменной вентиляции ограждающих конструкций помещения венткамеры, следует предусматривать противопожарные нормально открытые клапаны;
устройство общих систем компенсации противодымной вентиляции для путей эвакуации (коридоров, холлов, вестибюлей) при устройстве воздуховодов и клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 90;
устройство транзитной прокладки воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции через лестничные клетки, лифтовые холлы и тамбур-шлюзы. При этом предел огнестойкости прокладываемых воздуховодов выполнить не менее предела огнестойкости пересекаемой конструкции;
устройство транзитной прокладки воздуховодов систем общеобменной вентиляции через помещения с категориями В1-В4 по взрывопожарной и пожарной опасности, при этом в местах пересечения воздуховодами ограждающих конструкций помещений следует предусматривать противопожарные нормально открытые клапаны с пределом огнестойкости не менее EI 90, либо предел огнестойкости прокладываемых воздуховодов выполнить не менее EI 60;
проектирование электроснабжения систем противопожарной защиты комплекса (в том числе лифтов с функцией перевозки пожарных подразделений) по I-ой категории надёжности электроснабжения;
устройство транзитных электрических кабелей, прокладываемых через пожарный отсек автостоянки, с пределом огнестойкости не менее EI 45 или выполнить прокладку кабелей в огнестойких каналах (коробах) с пределом огнестойкости не менее EI 45;
разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве, которым подтверждаются выбранные проектные решения, в части:
- устройства проезда к пятиэтажной общественной части комплекса с одной продольной стороны по дороге с твердым покрытием шириной не менее 4,2 м;
- устройства проезда к высотной части комплекса с одной продольной стороны по дороге с твердым покрытием шириной не менее 6 м;
- устройства расстояния от внутреннего края проезда для пожарных автомобилей до наружных стен комплекса не менее 1 м и не более 15 м;
- устройства двух выходов на кровлю пятиэтажной общественной части комплекса непосредственно из лестничных клеток через противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI 30 размером не менее 0,75х1,5 м;
- устройства одного выхода на кровлю высотной части комплекса непосредственно из лестничной клетки через противопожарный люк 1-го типа размером не менее 0,6х0,8 м по закрепленным стальным стремянкам;
- отсутствия сквозных проходов через лестничные клетки в здании длиной более 100 м;
устройство в высотной части комплекса не менее двух лифтов, имеющих режим перевозки пожарных подразделений (лифты для пожарных), отвечающих требованиям ГОСТ Р 53296-2009;
и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. №Тариф PRO***** 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Решение нормативно-технического совета:
доступна по подписке