Сокольническая линия Московского метрополитена на участке от станции «Саларьево» до станции «Столбово». Корректировка». Изменение № 1

Дата публикации 31.08.2023
Количество просмотров 18
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 21.12.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта «Сокольническая линия Московского метрополитена на участке от станции «Саларьево» до станции «Столбово». Корректировка». Изменение № Тариф PRO*****


Ранее указанные специальные технические условия были рассмотрены и согласованы на заседании нормативно-технического совета Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве от 04.08.2017 № Тариф PRO***** (письмо от 10.08.2017 №Тариф PRO*****).


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием и нормативных требований пожарной безопасности к:

  • определению противопожарных расстояний от наземных и надземных сооружений метрополитена до других объектов, не входящих в состав объекта строительства метрополитена;
  • устройству подъездов и проездов для пожарной техники к наземным и надземным сооружениям метрополитена;
  • определению степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности наземных станций, проектируемых из легких стальных тонкостенных конструкций;
  • проектированию атмосферозащитных экранов и декоративных навесных фасадов, не участвующих в общей устойчивости и геометрической изменяемости наземных станций метрополитена при пожаре;
  • устройству эвакуационных путей и выходов из наземных станций;
  • устройству лифтов в двусветных и многосветных пространствах станций метрополитена, образующих единый объем внутри станций, а также к устройству технологических подъемников, обеспечивающих связь не более двух подземных уровней сооружений метрополитена;
  • проектированию наземных станций без устройства сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 м один от другого;
  • определению числа выходов на кровлю и их расположение в наземных станциях метрополитена;
  • определению пределов огнестойкости несущих конструкций и класса конструктивной пожарной опасности надземных пешеходных переходов, примыкающих к наземным станциям;
  • определению пределов огнестойкости несущих конструкций и класса конструктивной пожарной опасности наземных и надземных участков линии метрополитена с накрытием для защиты от атмосферных осадков;
  • обеспечению естественного проветривания при пожаре наземных и надземных участков линии метрополитена, проектируемых с накрытием для защиты от атмосферных осадков и без устройства перегородок между путями движения поездов;
  • проектированию на наземных участках линии метрополитена аварийных платформ для эвакуации и спасания людей, а также для обеспечения доступа пожарных подразделений в наземные участки линии метрополитена;
  • определению расхода воды на наружное противопожарное водоснабжение объекта строительства метрополитена.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

обеспечение противопожарных расстояний от наземных станций (в том числе от надземных пешеходных переходов с лестничными сходами и лифтами), от наземных павильонов подземных станций и от наземных и надземных участков линии метрополитена не менее:

  • 8 м – до жилых и общественных зданий и сооружений, не входящих в состав объекта строительства метрополитена;
  • 10 м – до производственных и складских зданий и сооружений, не входящих в состав объекта строительства метрополитена, а также до границ открытых площадок для хранения автомобилей;

обеспечение противопожарных расстояний от отдельно стоящих венткиосков метрополитена:

  • с режимом вытяжной противодымной вентиляции – не менее 15 м до дверей и окон в наружных стенах зданий и сооружений, в том числе входящих в состав объекта строительства метрополитена;
  • с режимом приточной противодымной вентиляции – не менее 6 м до дверей и окон в наружных стенах зданий и сооружений, в том числе входящих в состав объекта строительства метрополитена;
  • с режимом общеобменной вентиляции – не менее 6 м до дверей и окон в наружных стенах зданий и сооружений, не входящих в состав объекта строительства метрополитена. Противопожарные расстояния от отдельно стоящих венткиосков с режимом общеобменной вентиляции, отключающейся при пожаре, до дверей и окон в наружных стенах объекта строительства метрополитена не нормируются.

обеспечение противопожарных расстояний от венткиосков не менее:

  • 10 м – до границ открытых площадок для хранения автомобилей;
  • 15 м – до лесных насаждений в лесничествах и лесопарках;

размещение наземных участков линии (в том числе с негорючими сетчатыми ограждениями для защиты от доступа посторонних лиц) в подмостовых пространствах с пределами огнестойкости опор и конструкций пролетных строений, соответствующих требованиям п. 4.11.5 СП 259.132800.2016, при этом за высоту расположения конструкций пролетных строений следует принимать минимальное расстояние по вертикали от верхних конструкций подвижного состава метрополитена до нижнего уровня конструкций пролетных строений. При соблюдении нормативных расстояний до нижнего уровня конструкций пролетных строений допускается не защищать наземные участки линии в подмостовых пространствах спринклерными автоматическими установками пожаротушения;

обеспечение противопожарных расстояний от порталов тоннеля метрополитена до зданий и сооружений, не входящих в состав объекта строительства метрополитена, а также до низа пролетов автодорожных эстакад над данными порталами, не менее 10 м;

размещение порталов тоннеля метрополитена относительно порталов автотранспортных тоннелей на расстоянии не менее 10 м. Допускается предусматривать расстояние менее 10 м при условии отделения портала тоннеля метрополитена от порталов автотранспортных тоннелей припортальными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150. Припортальные стены должны быть длиной не менее 10 м и возвышаться над перекрытой частью более высокого портала не менее чем на 2 м;

обеспечение расстояния между вентиляционными отверстиями в перекрытой части тоннеля метрополитена и вентиляционными отверстиями в перекрытой части автотранспортных тоннелей не менее 10 м;

обеспечение расстояния от наземных павильонов, наземной части блока технологических помещений и венткиосков станции «Ольховая» до вентиляционных отверстий в перекрытой части автотранспортных тоннелей не менее 10 м. Допускается данные расстояния уменьшать до 6 м при условии, что указанные вентиляционные отверстия со стороны, обращенной к наземным частям станции «Ольховая», выгорожены глухими стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150, возвышающимися над перекрытой частью автотранспортного тоннеля не менее чем на 2 м;

проектирование для спасания людей и обеспечения деятельности пожарных подразделений аварийных платформ для I-го и II-го путей движения поездов в средней части наземных перегонов между станциями «Саларьево» — «Филатов луг», «Филатов луг» — «Прокшино», «Прокшино» — «Ольховая» длиной не менее 155-163 м. Принять в свету ширину и высоту путей движения людей по внутренней аварийной платформе не менее 1,2 м и 2,0 м соответственно;

установка на внутренней аварийной платформе в торцах и по длине (с разрывом напротив остановки поезда) ограждения из негорючих материалов высотой не менее 0,8 м (с учетом габарита приближения поезда). Ограждение должно быть рассчитано на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м. Предусмотреть в торцевых ограждениях калитки шириной в свету не менее 0,9 м, открываемые в сторону аварийной платформы. Запоры на калитках должны обеспечивать возможность их свободного открывания без ключа со стороны движения людей при подъеме на аварийную платформу;

устройство для подъема людей на внутреннюю аварийную платформу в ее торцах пандусов с уклоном не более 1:6 и шириной не менее 0,9 м (допускается вместо одного из пандусов предусмотреть лестницу шириной не менее 0,9 м с уклоном не более 1:1 с шириной проступи не менее 25 см и высотой ступени не более 22 см). Пандусы (или пандус и лестница) должны иметь двухстороннее негорючее ограждение с поручнями, размещаемыми на высоте 0,85-0,92 м – для пандуса и 1,1-1,2 м – для лестницы;

проектирование с наружной стороны наземного перегона напротив внутренней аварийной платформы наружной аварийной платформы. Предусмотреть выходы с внутренней аварийной платформы на наружную аварийную платформу через двухстворчатые двери шириной и высотой в свету не менее 1,2 и 1,9 м соответственно. Оборудовать данные двери с внутренней стороны ручками с замками типа «Антипаника» или другими запорами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Двери должны открываться вручную по направлению движения людей наружу и фиксироваться в открытом положении под таким углом, чтобы двери в открытом состоянии не сужали в свету требуемую ширину путей движения людей по наружной аварийной платформе. Разместить двери напротив каждого вагона (всего 8 дверей на аварийную платформу);

принятие длины наружной аварийной платформы в пределах 155-163 м, а ширину путей движения людей по наружной аварийной платформе – не менее 1,2 м;

установка с внешней продольной стороны наружной аварийной платформы негорючее ограждение высотой не менее 1,2 м. Ограждение должно быть рассчитано на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м;

устройство для спуска людей с наружной аварийной платформы в ее торцах пандусов с уклоном не более 1:12 и шириной не менее 0,9 м (допускается вместо одного из пандусов предусмотреть лестницу шириной не менее 0,9 м с уклоном не более 1:2 с шириной проступи не менее 25 см и высотой ступени не более 22 см). Пандусы (или пандус и лестница) должны иметь двухстороннее негорючее ограждение с поручнями, размещаемыми на высоте 0,85-0,92 м – для пандуса и 1,1-1,2 м – для лестницы. Пандусы (или пандус и лестница) должны иметь выходы на тротуары или спланированную поверхность шириной не менее 1,2 м, ведущие на безопасное расстояние (не менее 50 м от наружной аварийной платформы);

выполнение внутренних и наружных аварийных платформ из негорючих материалов. Пределы огнестойкости конструкций внутренних и наружных аварийных платформ не нормируются;

устройство при расстоянии от края проезжей части автомобильной дороги до наружной аварийной платформы более 15 м, но не более 60 м, проездов (съездов) для пожарной техники к торцевым сторонам наружной аварийной платформы, заканчивающиеся разворотными площадками размером не менее 15×15 м;

установка светофорных объектов перед наземными станциями по ходу движения транспорта и перед наружными аварийными платформами по ходу движения транспорта с последующей передачей светофорных объектов в Центр организации дорожного движения Правительства Москвы либо устройство организованного места сбора пассажиров площадью не менее 1 м2 на 1 человека на безопасном расстоянии (не менее 50 м от наземной станции, наружной аварийной платформы);

обеспечение подъезда пожарных автомобилей к:

  • наземным станциям – с двух продольных сторон;
  • наружным аварийным платформам – к торцевым сторонам наружных аварийных платформ. Допускается для рядом расположенных аварийных платформ обеспечивать подъезд пожарных автомобилей к торцевым сторонам только одной из двух наружных аварийных платформ;
  • надземным эстакадным перегонам – с одной продольной стороны по автодорожным эстакадам, при этом расстояние между надземным эстакадным перегоном и автодорожной эстакадой не должно превышать 8 м;
  • входам в наземные павильоны подземных станций;
  • входам в надземные пешеходные переходы наземных станций;
  • пожарным гидрантам и венткиоскам тоннельной вентиляции, оборудованным стояками-сухотрубами;
  • наземной части блока технологических помещений станции «Ольховая» — в соответствии с п. 8.2 СП 4.13130.2013 в зависимости от ширины наземной части блока технологических помещений станции «Ольховая», при этом данную наземную часть следует рассматривать как производственное сооружение;

обеспечение расстояния по вертикали от автодорожного полотна до низа пролетов надземных пешеходных переходов наземных станций не менее 4,5 м;

устройство наземных станций метрополитена без сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 метров один от другого при наличии автомобильных дорог с двух продольных сторон наземных станций, а также при устройстве следующих путей доступа пожарно-спасательных подразделений в наземные станции: по надземным и подземным пешеходным переходам;

обеспечение доступа пожарно-спасательных подразделений на кровлю наземных станций из тягово-понизительных подстанций и блоков технологических помещений наземных станций по следующим путям:

  • по лестницам 3-го типа в торцах наземных станций (с каждого торца должно быть предусмотрено не менее чем по одной лестнице);
  • по лестничным клеткам (в тягово-понизительных подстанциях и блоках технологических помещений наземных станций должно быть предусмотрено не менее чем по одной лестничной клетке с выходом на кровлю);

устройство выходов из лестничных клеток на кровлю наземных станций из тягово-понизительных подстанций и блоков технологических помещений по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75×1,5 м. При наличии в лестничной клетке окон, выходящих на кровлю наземной станции, они должны быть противопожарными 2-го типа. Допускается не нормировать пределы огнестойкости указанных дверей и окон при условии, что участок кровли длиной и шириной не менее 4 м от габарита проема в наружной стене или остекления лестничной клетки предусмотрен с покрытием из негорючих материалов;

устройство для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре при срабатывании пожарной сигнализации разблокировки турникетов с обеспечением свободного движения людей в обоих направлениях. Технические решения турникетов должны позволять вручную открывать и блокировать турникеты в открытом состоянии, при этом допускается в дополнение к ручному и автоматическому способам применение дистанционного способа открывания и блокирования турникетов;

устройство в каждом ряду турникетов типа «метро» не менее одного расширенного прохода или турникета для пассажиров с багажом, позволяющего проезд кресла-коляски для инвалида, шириной не менее 0,9 м;

устройство дверей типа «метро» шириной не менее 0,7 м и высотой не менее 1,9 м. Предусмотреть в каждом ряду дверей типа «метро» не менее одной расширенной двери шириной не менее 0,9 м, позволяющей проезд кресла-коляски для инвалида. Расширенная дверь типа «метро» должна иметь приспособления для фиксации в открытом положении для обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделений. Двери типа «метро» на путях эвакуации должны быть открывающимися в обе стороны (двухстороннего открывания);

обеспечение высоты технических уровней и технических подпольев, кабельных и вентиляционно-кабельных сооружений не менее 1,8 м в проходной части (участки прохода обслуживающего персонала). Допускается на участках прохода обслуживающего персонала протяженностью до 2,0 м уменьшение высоты до 1,6 м, при этом участки снижения высоты обозначить предупреждающим знаком W09 «Внимание. Опасность (прочие опасности)» по ГОСТ 12.4.026-2015 с поясняющей надписью «Осторожно. Низкий потолок»;

обеспечение ширины путей эвакуации на технических уровнях и в технических подпольях, в кабельных и вентиляционно-кабельных сооружениях не менее 1,0 м в проходной части (участки прохода обслуживающего персонала). Допускается на участках прохода обслуживающего персонала протяженностью до 2,0 м уменьшение ширины до 0,7 м, при этом участки уменьшения ширины обозначить знаком W30 по ГОСТ 12.4.026-2015;

запрещение на технических уровнях и в технических подпольях, в кабельных и вентиляционно-кабельных сооружениях на одном участке одновременное уменьшение высоты и ширины прохода обслуживающего персонала;

обозначение эвакуационных путей и выходов на технических уровнях и в технических подпольях, кабельных и вентиляционно-кабельных сооружениях световыми табло «Выход» и эвакуационными знаками пожарной безопасности, указывающими направление движения, подключенными к сети аварийного освещения;

устройство дверей в технических помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей, расположенных на технических уровнях и в технических подпольях, размером не менее 0,8×1,8 м;

устройство количества эвакуационных люков и (или) дверей не менее двух при площади технического уровня, технического подполья, кабельного сооружения, вентиляционно-кабельного сооружения более 300 м2. Допускается при площади технического уровня, технического подполья, кабельного сооружения, вентиляционно-кабельного сооружения не более 300 м2 предусматривать один выход. На каждые последующие полные и неполные 2000 м2 площади следует предусматривать еще не менее одного выхода. При наличии двух люков и (или) дверей они должны быть расположены рассредоточено. Рассредоточенность для кабельных и вентиляционно-кабельных сооружений следует определять по формуле (2) СП 1.13130.2009, где вместо длины коридора должна приниматься длина кабельного и вентиляционного кабельного сооружения;

запрет размещения на технических уровнях, в технических подпольях, кабельных и вентиляционно-кабельных сооружениях помещений с постоянным пребыванием людей;

устройство не менее двух эвакуационных выходов с подземных уровней блоков технологических помещений и тягово-понизительных подстанций площадью более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек;

устройство на путях эвакуации маломобильных групп населения пожаробезопасных зон согласно требованиям п. 5.16.6.16 СП 120.13330.2012, но не менее двух зон на уровне платформы каждой станции, не менее одной зоны на уровне надземного пешеходного перехода наземной станции, не менее одной зоны на уровне подземного пешеходного перехода (или на уровне кассового зала) вестибюля подземной станции, предназначенного для доступа маломобильных групп населения. Площадь каждой пожаробезопасной зоны для маломобильных групп населения должна быть рассчитана не менее чем на двух инвалидов-колясочников с сопровождающими, при этом удельная площадь, приходящаяся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования должна приниматься не менее 2,65 м2/чел.;

допускается в коридорах блоков технологических помещений и тягово-понизительных подстанций, а также в блоках бытовых и служебных помещений прокладка от уровня пола до уровня потолка инженерных коммуникаций, размещение невстроенных шкафов для инженерных коммуникаций и пожарных кранов (кроме трубопроводов с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими жидкостями и газопроводов). В данных коридорах в местах размещения коммуникаций и шкафов допускаются локальные сужения путей эвакуации до ширины не менее 0,8 м на длине не более 2,0 м при ограничении количества эвакуирующегося персонала через данные участки до 15 человек, при этом участки уменьшенной ширины должны быть обозначены знаком W30 по ГОСТ 12.4.026-2015;

устройство пандусов с уклоном не более 1:6 в полу на путях эвакуации с перепадом высот менее 45 см. Допускается из помещений касс по условиям технологии предусматривать при выходе из данных помещений перепад высот менее 45 см, но не менее 30 см, с устройством лестниц с тремя ступенями высотой 100 мм каждая с проступью 330 мм по ГОСТ 8717-2016 либо с устройством пандусов с уклоном не более 1:6. При проектировании указанных лестниц выполнить следующие мероприятия:

  • при выходе из помещения касс установить знак W09 «Внимание. Опасность (прочие опасности)» по ГОСТ 12.4.026-2015 с поясняющей надписью «Осторожно. Низкие ступени»;
  • ограничить количество кассиров в помещении касс до четырех человек включительно;

устройство для эвакуации людей из платформенных залов наземных станций следующих путей эвакуации:

  • по лестнице 2-го типа в средней части платформы, через вестибюль, надземный пешеходный переход, по лестницам 2-го типа и наружу;
  • по лестницам 2-го типа в боковых частях платформы, через подземные пешеходные переходы, по лестницам 2-го типа и наружу;

устройство лестниц 2-го типа в наземных станциях с шириной проступи, не менее 25 см и высотой ступени не более 22 см;

проектирование лестниц 2-го типа в наземных станциях с уклоном:

  • не более 1:2 – для лестниц, ведущих с уровня платформы в кассовый зал и подземные пешеходные переходы;
  • не более 1:1 – для лестниц, ведущих с уровней подземных пешеходных переходов наружу;
  • не более 1:1 – для лестниц, предназначенных для персонала. Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

проектирование лестниц 3-го типа с уклоном не более 60°;

проектирование лестницы 2-го типа в средней части платформы наземной станции прямой четырехмаршевой крестообразной с шириной распределительной площадки не менее ширины одного марша. Ширина маршей должна быть не менее 3,0 м;

принятие ширины путей эвакуации по надземному пешеходному переходу не менее 6 м. Надземный пешеходный переход должен иметь не менее двух рассредоточенных выходов на лестницы 2-го типа, ведущие наружу, каждая из которых должна иметь ширину маршей и площадок не менее 3,0 м;

устройство входов на лестницы 2-го типа в боковых частях платформы наземной станции, ведущие в подземные пешеходные переходы, должны располагаться на расстоянии не более 20 метров от торцов платформы станции. Ширина маршей данных лестниц должна быть не менее 2,4 м;

устройство из подземных пешеходных переходов наземных станций не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов через лестницы 2-го типа, ведущие наружу. Ширина путей эвакуации по подземному пешеходному переходу и маршам лестниц 2-го типа, ведущих наружу, должна быть не менее 1,2 м;

устройство вдоль наземных станций отмостков шириной не менее 1,2 м до автодорожного ограждения, используемых при эвакуации людей из подземных пешеходных переходов;

устройство для эвакуации людей из технического подполья, расположенного ниже платформы наземной станции, путей эвакуации, ведущих в коридоры и на лестницы 3-го типа в приямках в торцах наземной станции и далее через междупутье наружу. Предусмотреть из помещений технического подполья, расположенного ниже уровня платформы наземной станции, эвакуационные выходы в пространство данного подполья и далее через коридоры на лестницы 3-го типа в торцах наземной станции, через междупутье и наружу;

устройство аварийных выходов из технического подполья, расположенного ниже уровня платформы наземной станции, по технологическим лестничным клеткам на служебный мостик вдоль пути, при этом данные выходы должны быть отделены от наземной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола технического подполья до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым уровнями блока технологических помещений и тягово-понизительной подстанции. Служебный мостик должен иметь ограждение из негорючих сетчатых материалов. Ширина служебного мостика вдоль пути в наземной станции должна быть не менее 1,0 м, высота до перекрытия – не менее 2,0 м. Допускается выход из эвакуационной лестничной клетки типа Л2 надземной части блока технологических помещений и тягово-понизительной подстанции предусматривать на служебный мостик, ведущий на платформу станции и в междупутье;

проектирование лестничных клеток в надземных блоках технологических помещений и тягово-понизительных подстанциях наземных станций обычными типа Л2 (допускается с боковым расположением световой шахты на всю высоту надземной части лестничной клетки с площадью горизонтального сечения не менее 2 м2). Допускается лестничные клетки, ведущие из подземных уровней подземных станций предусматривать без естественного освещения с аварийным эвакуационным освещением, обеспеченным электроснабжением по I особой категории надежности электроснабжения;

принятие ширины маршей и площадок в лестничных клетках блоков технологических помещений и тягово-понизительных подстанций наземных станций не менее 0,9 м. Высота путей эвакуации по маршам и площадкам данных лестничных клеток должна быть не менее 2,0 м;

принятие ширины маршей и площадок лестницы 3-го типа в торцах наземных станций не менее 0,9 м. Высота путей эвакуации по маршам и площадкам данной лестницы должна быть не менее 2,0 м;

устройство для эвакуации людей из помещений, размещенных на уровне платформы станции и на платформе станции путей эвакуации на платформу (в том числе допускается по служебным мостикам) и далее по путям эвакуации с платформы до выхода наружу;

устройство для эвакуации людей из помещений блоков технологических помещений и тягово-понизительных подстанций, расположенных на надземных уровнях наземных станций (выше уровня платформы) путей эвакуации, ведущих:

  • а) через коридор, по лестничной клетке типа Л2 – на служебный мостик вдоль пути движения поездов и далее на платформу станции и через междупутье со стороны торца станции наружу;
  • б) через коридор, по лестнице 3-го типа – через междупутье со стороны торца станции наружу;
  • в) в соседнее помещение, расположенное на том же уровне станции;

устройство лестниц 3-го типа, которые могут использоваться в качестве эвакуационных путей со всех надземных уровней блоков технологических помещений и тягово-понизительных подстанций наземных станций (кроме, расположенных на уровне платформы станции), при этом данные лестницы должны быть рассчитаны не более чем на 70 эвакуируемых;

устройство для эвакуации людей из помещений, расположенных на уровне кассового зала наземной станции, путей эвакуации, ведущих:

  • а) в вестибюль непосредственно или через лестницу на перепаде высот, далее по надземному пешеходному переходу и по лестницам 2-го типа до выхода наружу;
  • б) в соседнее помещение, расположенное на том же уровне станции, и далее;
  • в) на платформу станции и далее по подземным пешеходным переходам и наружу;

устройство в торцах технических подпольев, размещаемых под платформами наземных станций «Филатов луг» и «Прокшино», эвакуационных выходов, ведущих из пространства подплатформенных технических подпольев в смежные помещения и далее до выхода в междупутье в торцах станций, при этом расстояние от наиболее удаленной точки в техническом подполье до выхода в указанные помещения не должно превышать 95 м;

устройство для эвакуации людей из платформенного зала подземной станции «Ольховая» следующих путей эвакуации, ведущих:

  • а) по лестнице 2-го типа, расположенной в средней части платформы, ведущей на уровень вестибюля (кассового зала вестибюля), через лестничный сход и наружу. Данная лестница должна иметь не менее двух входных маршей каждый шириной пути эвакуации не менее 3 м. Ширина пути эвакуации по площадке данной лестницы должна быть не менее ширины одного марша;
  • б) по лестнице 2-го типа, расположенной со стороны одного из торцов платформенного зала станции и ведущей наружу. Ширина пути эвакуации по маршам и площадкам данной лестницы должна быть суммарно не менее 3,6 м;
  • в) по лестничной клетке с входами на нее, расположенными не далее 25 м от торца станции, с перекрестными маршами и двумя выходами наружу. Ширина входов на лестничную клетку должна быть не менее 1,5 м, высота не менее 1,9 м. Ширина путей эвакуации по маршам и площадкам должна быть не менее 1,5 м, высота – не менее 2,0 м;

устройство для эвакуации людей из платформенного зала станции «Столбово» следующих путей эвакуации, ведущих:

  • а) по лестнице 2-го типа, расположенной в торце платформы, шириной не менее 6 м, через вестибюль (кассовый зал вестибюля), подземный пешеходный переход, на лестничные сходы и наружу;
  • б) по лестнице 2-го типа с входом на ее один из двух маршей не далее 25 м от торца платформы станции, ведущей в подземный пешеходный переход, на лестничные сходы и наружу;
  • в) по лестнице 2-го типа, ведущей в подземный пешеходный переход (зал пешеходной связи) на пересадку (данный путь используется для эвакуации людей из платформенного зала станции после ввода в эксплуатацию перспективной проектируемой станции «Столбово» вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы. В рамках настоящих СТУ требования к данному пути эвакуации не нормируются и носят общий информационный характер);

устройство для эвакуации людей из подплатформенных помещений на станции «Ольховая» следующих путей эвакуации, ведущих:

  • а) из кабельных каналов и подвалов – по вертикальной металлической лестнице через люк размером 0,7×0,9 м – на платформу станции или в коридор тягово-понизительной подстанции; непосредственно или через коридор – в незадымляемую лестничную клетку типа Н2, имеющую выход наружу. Допускается эвакуация в соседний кабельный канал (подвал) через дверь размером не менее 0,75×1,5 м в свету.
  • б) из помещений ввода кабелей и основной водоотливной установки – в кабельный канал и далее;
  • в) из других подплатформенных помещений – через коридор в незадымляемую лестничную клетку типа Н2, имеющую выход наружу.

устройство сообщения незадымляемой лестничной клетки типа Н2, ведущей с подземных уровней станции «Ольховая» непосредственно наружу, с коридором наземного уровня через противопожарную дверь не ниже 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым», при этом из коридора наземного уровня должны быть предусмотрены самостоятельные выходы наружу (не менее двух);

устройство для эвакуации людей из подплатформенных помещений на станции «Столбово» следующих путей эвакуации, ведущих:

  • а) из кабельных каналов: по металлической лестнице через люк размером 0,7×0,9 м – на платформу станции; через коридор, по лестнице 2-го типа – в тоннель; через коридор, зал пешеходной связи, по лестнице 2-го типа – на платформу станции. Допускается эвакуация в соседний кабельный канал через дверь размером не менее 0,75×1,5 м;
  • б) из машинного зала тягово-понизительной подстанции: через лестницу 1-го типа – в тоннель; через лестницу 1-го типа, коридор на уровне платформы – на платформу станции и/или по лестницам 2-го типа в тоннели; через лестницу 1-го типа, коридор, зал пешеходной связи, по лестнице 2-го типа – на платформу станции;
  • в) из кабельного коллектора – через кабельный канал и далее по «а» и через машинный зал тягово-понизительной подстанции и далее;
  • г) из других подплатформенных помещений: через коридор, по лестнице 2-го типа – в тоннель; через коридор, зал пешеходной связи, по лестнице 2-го типа – на платформу станции; через коридор, лестницу 1-го типа, коридор на уровне платформы – на платформу станции и/или по лестницам 2-го типа в тоннели; в машинный зал тягово-понизительной подстанции и далее;

допускается для эвакуации людей из помещений блока технологических помещений и тягово-понизительной подстанции на уровне платформы предусматривать пути эвакуации, ведущие:

  • а) через коридоры – в незадымляемую лестничную клетку типа Н2, ведущую наружу;
  • б) непосредственно на платформу станции;
  • в) через коридоры – на платформу станции и/или по лестницам 2-го типа в тоннели;

допускается для эвакуации людей из помещений блока технологических помещений, тягово-понизительной подстанции, служебных и бытовых помещений подземных станций, расположенных на различных уровнях, предусматривать пути эвакуации, ведущие:

  • а) непосредственно или через коридор – на платформу станции;
  • б) непосредственно или через коридор – в вестибюль станции;
  • в) непосредственно или через коридор – в подземный пешеходный переход;
  • г) непосредственно или через коридор – в незадымляемые лестничные клетки типа Н2, имеющие выходы наружу;
  • д) непосредственно или через коридор – в лестницу 1-го типа, имеющую выход в коридор на уровне платформы станции и далее – на платформу станции и/или по лестнице 2-го типа в тоннель;

устройство не менее двух эвакуационных выходов из кабельного канала (подвала, коллектора) подземной станции площадью 300 м2 и более, которые должны быть расположены рассредоточенно. Допускается при размещении подплатформенных помещений на подземной станции площадью не более 150 м2 предусматривать устройство одного эвакуационного выхода;

допускается расстояние по путям эвакуации в коридорах блока технологических помещений и тягово-понизительной подстанции подземных станций от дверей наиболее удаленных помещений (кроме уборных, умывальных, курительных, душевых и других обслуживающих помещений) до выхода принимать не более 100 м для помещений, расположенных между выходами и не более 50 м для помещений с выходами в тупиковый коридор, при выполнении следующих компенсирующих мероприятий:

  • коридор с увеличенными путями эвакуации должен быть оборудован речевым оповещением людей о пожаре;
  • помещения, выходящие в коридор блока технологических помещений или тягово-понизительной подстанции с увеличенными путями эвакуации, кроме уборных, умывальных, курительных, душевых и других обслуживающих помещений, а также помещений с мокрыми процессами, помещений для инженерного оборудования, в которых отсутствуют горючие материалы, и помещений категорий В4 и Д по пожарной опасности, должны быть отделены от коридоров противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверями в дымогазонепроницаемом исполнении не ниже 2-го типа с контуром уплотнения «холодный дым»;
  • коридор с увеличенными путями эвакуации должен быть оборудован световыми оповещателями «Выход» и указателями направления движения, подключенными к системе аварийного освещения с электроприемниками I особой категории надежности электроснабжения;

проектирование лестниц 1-го типа, расположенных в пределах более двух подземных уровней, незадымляемыми типа Н2 (допускается без естественного освещения, при этом они должны иметь аварийное освещение с электроприемниками I особой категории надежности электроснабжения);

проектирование лестничных клеток в подземных станциях, ведущих наружу, незадымляемыми типа Н2. Двери в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 должны быть противопожарными не ниже 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым». Допускается незадымляемые лестничные клетки типа Н2 предусматривать без естественного освещения, при этом они должны иметь аварийное освещение с электроприемниками I особой категории надежности электроснабжения;

устройство для эвакуации из помещения насосной станции пожаротушения путей эвакуации, ведущих через коридор или непосредственно в пассажирскую зону, для наземных станций – в междупутье и наружу. Допускается на станции «Столбово» из пристанционной насосной станции пожаротушения, предназначенной для тушения пожаров в тупиках, предусматривать эвакуационный выход, ведущий из помещения насосной по внутренней лестнице в коридор вышележащего уровня и далее по коридору в пассажирскую зону, при этом данное помещение насосной станции должно быть отделено от указанного коридора противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с противопожарным заполнением проемов 2-го типа. В насосных станциях, не имеющих выхода непосредственно наружу и расположенных в подземных станциях, на путях движения к данным станциям пожарно-спасательных подразделений следует предусматривать установку световых указателей, которые должны быть подключены к сети аварийного освещения, обеспеченного по I особой категории надежности электроснабжения;

проектирование подземных пешеходных переходов не ниже II степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности C0;

обеспечение предела огнестойкости несущих конструкций павильонов и навесов над лестничными сходами не менее R 15 (допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций составляет менее R 8). Класс пожарной опасности наружных ограждающих конструкций данных павильонов и навесов (стен и покрытия) должен соответствовать классу конструктивной пожарной опасности не ниже С1;

выделение пожаробезопасных зон для маломобильных групп населения противопожарными преградами с пределами огнестойкости: перегородки – не менее EI 60, перекрытие – не менее REI 60. Двери и окна в безопасных зонах должны быть противопожарными 1-го типа. Двери должны в безопасных зонах быть дымогазонепроницаемыми с контуром уплотнения «холодный дым» (двухстороннего открывания). Двери лифтов, в лифтовых холлах которых размещаются пожаробезопасные зоны, должны быть с пределом огнестойкости не менее EI 60;

проектирование на наземных станциях метрополитена лифтов для транспортировки маломобильных групп населения в соответствии со следующими требованиями:

  • допускается лифты, поднимающимися с уровня платформы на уровень кассового зала, которые размещаются в едином объеме платформенного и кассового залов, ограждать конструкциями из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости;
  • допускается лифты, поднимающимися с уровня поверхности земли на уровень надземного пешеходного перехода наземных станций, ограждать конструкциями из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости;

проектирование на подземных станциях метрополитена лифтов для транспортировки маломобильных групп населения в соответствии со следующими требованиями:

  • допускается наземные лифты ограждать конструкциями из негорючих материалов с ненормируемыми пределами огнестойкости;
  • оградить подземные лифтовые шахты с лифтами, поднимающимися с уровня платформы на уровень кассового зала, конструкциями, пределы огнестойкости которых должны приниматься по ст. 88 и ст. 140 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

допускается подачу воздуха при пожаре в огражденные лифты и лифтовые шахты для маломобильных групп населения на наземных и подземных станциях, а также устройство тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре перед входами в данные лифты не предусматривать, если они размещены в едином объеме внутри станции и не пересекают промежуточные технологические уровни;

допускается станции не разделять на пожарные отсеки;

допускается торговые павильоны и киоски, вендинговые аппараты допускается размещать только в наземных вестибюлях и в подуличных пешеходных переходах, при этом должны быть выполнены следующие требования:

  • площадь зоны размещения торговых павильонов и киосков, вендинговых аппаратов не должна превышать 50 м2;
  • торговые павильоны и киоски должны выполняться из негорючих материалов. Отделение зон размещения торговых павильонов и киосков, вендинговых аппаратов противопожарными преградами не требуется;
  • торговые павильоны и киоски, вендинговые аппараты должны размещаться таким образом, чтобы они не препятствовали проходу пассажиров (в нишах или на специально выделенном месте, при этом ширина пешеходной зоны должна быть не менее 4 м). Специально выделенное место по своим торцам должно выделяться ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45;
  • торговые павильоны и киоски необходимо защитить автоматической установкой пожарной сигнализации адресно-аналогового типа с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала станции;
  • наземный вестибюль, подуличный пешеходный переход (кроме лестничных сходов), в которых размещаются вендинговые аппараты, должен быть оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации адресно-аналогового типа с выводом сигнала о пожаре в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала станции;
  • торговые павильоны и киоски должны защищаться автономными жидкостными установками пожаротушения и переносными огнетушителями;
  • внутренние объемы вендинговых аппаратов должны защищаться автономными установками пожаротушения;
  • зону размещения торговых павильонов и киосков, вендинговых аппаратов в подуличном пешеходном переходе следует выделить в дымовую зону противодымными экранами (шторами), устанавливаемыми (опускаемыми) на высоту 2-2,5 м от уровня пола. Предел огнестойкости противодымных экранов (штор) должен быть не менее E 30. Опускание противодымных штор необходимо предусматривать автоматически (от срабатывания  автоматической установки пожарной сигнализации);
  • зона размещения торговых павильонов и киосков, вендинговых аппаратов в подуличном пешеходном переходе должна быть оборудована системой вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги с размещением дымоприемных устройств в пределах дымовой зоны, при этом необходимо выполнить расчет, подтверждающий нераспространение продуктов горения за пределы дымовой зоны в течение времени, необходимого для обеспечения действий пожарных подразделений. В качестве компенсирующей подачи наружного воздуха допускается принимать естественный приток воздуха через двери типа «метро» в лестничных павильонах;
  • наземный вестибюль, в котором размещаются торговые павильоны и коски, вендинговые аппараты должен иметь систему вытяжной противодымной вентиляции с механическим или естественным побуждением тяги;
  • зона размещения торговых павильонов и киосков, вендинговых аппаратов должна быть оборудована внутренним противопожарным водопроводом с расстановкой пожарных кранов таким образом, что бы каждая точка данной зоны орошалась двумя струями с расходом 2,5 л/с каждая;
  • в торговых павильонах и киосках запрещается торговля (пользование) легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами, товарами в аэрозольной упаковке, пиротехническими изделиями и другими огнеопасными материалами;

применение для защиты наземных и надземных участков линии метрополитена от атмосферных осадков накрытия с несущими конструкциями с требуемым пределом огнестойкости не менее R 15 (допускается применять незащищенные огнезащитными покрытиями несущие конструкции, за исключением случая, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций по результатам испытаний или расчетов составляет менее R 8). Кровельные материалы данного накрытия должны быть класса пожарной опасности не более КМ1. Подтвердить показатели пожарной опасности указанных кровельных сертификатом. Обеспечить класс конструктивной пожарной опасности сооружений накрытия наземных и надземных участков линии метрополитена не ниже C1;

обеспечение предела огнестойкости цоколя наземных и надземных участков линии метрополитена, на который опираются несущие конструкции накрытия для защиты от атмосферных осадков, не менее R 45;

устройство несущих конструкций аварийных и наружных платформ с пределом огнестойкости не менее R 15 (допускается применять незащищенные огнезащитными покрытиями несущие конструкции, за исключением случая, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций по результатам испытаний или расчетов составляет менее R 8). Предел огнестойкости площадок аварийных наружных и внутренних платформ, ступеней их лестниц и пандусов не нормируется, при этом они должны быть выполнены из негорючих материалов;

допускается в подземных тоннелях длиной не более 300 м, в тоннелях с вентиляционными отверстиями в перекрытой части, в тоннелях съезда в тупики и тупиковых тоннелях, на рамповых участках перегонов, а также в наземных и надземных участках линии метрополитена не предусматривать перегородки между путями с пределом огнестойкости не менее EI 90;

отделение подземных перегонных тоннелей, вдоль которых предусматривается автотранспортные тоннели, от автотранспортных тоннелей противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее R 180. Отделить перегонные тоннели метрополитена от коридоров безопасности автотранспортных тоннелей противопожарными стенами 1-го типа;

проектирование наземных станций не ниже III степени огнестойкости и не ниже класса конструктивной пожарной опасности C1, при этом должны быть выполнены следующие требования пожарной безопасности:

  • отделить подплатформенные помещения от пассажирской зоны ограждающими конструкциями с пределами огнестойкости: перегородки – не менее EI 60, перекрытие – не менее REI 60;
  • отделить блок помещений, расположенный на платформе станции, от пассажирской зоны ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45;
  • отделить блоки технологических помещений и тягово-понизительные подстанции, примыкающие к торцам платформы станции, от пассажирской зоны конструкциями, имеющими предел огнестойкости не менее EI 60;
  • отделить блок служебных помещений, расположенный в вестибюле наземной станции (кроме помещений кассового блока и помещений, занимаемых службами правопорядка), от пассажирской зоны ограждающими перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45;

проектирование наземных платформ станций без наружных стен с ограждением атмосферозащитными экранами, не участвующими в общей устойчивости и геометрической неизменяемости станций при пожаре, при этом материалы данных экранов должны быть группы горючести не опаснее Г1, не распространяющими горение (группы РП1). Предел огнестойкости несущих конструкций атмосферозащитных экранов должен быть не менее R 15 (допускается применять незащищенные огнезащитными покрытиями несущие конструкции, за исключением случая, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций по результатам испытаний или расчетов составляет менее R 8);

обеспечение предела огнестойкости несущих конструкций, к которым крепятся навесные декоративные фасады наземных станций, не менее R 15 (допускается применять незащищенные огнезащитными покрытиями несущие конструкции, за исключением случая, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций по результатам испытаний или расчетов составляет менее R 8). Материалы декоративных навесных фасадов должны быть группы горючести не опаснее Г1, не распространяющими горение (группы РП1);

обеспечение предела огнестойкости несущих элементов наземных станций не менее R 45. Допускается для несущих элементов наземных станций применять тонкослойные огнезащитные покрытия;

обеспечение предела огнестойкости маршей и площадок лестниц 2-го типа, ведущих с уровня платформы наземной станции на уровень вестибюля наземной станции, не менее R 45. Антресоль кассового зала и вестибюля наземной станции должна иметь предел огнестойкости не менее REI 45;

обеспечение предела огнестойкости несущих элементов надземных пешеходных переходов наземных станций должны не менее R 45;

выполнение и отделение встроенной части надземного пешеходного перехода в наземную станцию от наземной станции светопрозрачными витражными конструкциями из негорючих материалов с ненормируемым пределом огнестойкости и (или) конструкциями, соответствующими требованиям классу конструктивной пожарной опасности не ниже С1;

проектирование внутренних стен лестничных клеток в блоках технологических помещений и тягово-понизительных подстанций наземных станций с пределом огнестойкости не менее REI 60;

проектирование подземных станций класса конструктивной пожарной опасности C0;

обеспечение предела огнестойкости антресоли вестибюля на станции «Ольховая» и пешеходного мостика на станции «Столбово» не менее REI 60;

отделение блока помещений на платформе подземной станции от пассажирской зоны противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа. Двери в данных перегородках должны быть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EIS 30 с контуром уплотнения «холодный дым»;

отделение блоков технологических помещений и тягово-понизительные подстанции, примыкающих к торцам платформы подземной станции, от пассажирской зоны противопожарными перегородками c пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EIS 60 c контуром уплотнения «холодный дым»;

отделение блока помещений в вестибюле подземной станции от пассажирской зоны перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 и перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 45. Заполнение проемов в перегородках необходимо предусматривать противопожарным с пределом огнестойкости не менее EIS 30 с контуром уплотнения «холодный дым», за исключением дверей, для которых пределы огнестойкости не нормируются. В подземных станциях не нормируются пределы огнестойкости дверей входов в вестибюли, павильонов над лестничными сходами, кассовые залы вестибюлей, помещений категорий В4 и Д, помещений с мокрыми процессами. Не нормируются пределы огнестойкости заполнения оконных и дверных проемов билетных касс, постов полиции и зон досмотра багажа;

обеспечение предела огнестойкости опор и пролетных строений эстакад наземных участков линии метрополитена в соответствии с подразделом 4.11 СП 259.1325800.2016;

допускается в отдельных случаях, обусловленных стесненными объемно-планировочными и архитектурными решениями, на основании требований п. 13.3.12 СП 5.13130.2009 устанавливать точечные тепловые и дымовые пожарные извещатели относительно близлежащих предметов и устройств и до электросветильников в соответствии с требованиями технической документации завода изготовителя, при этом размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности;

допускается для защиты платформенного зала станции линейные дымовые пожарные извещатели устанавливать на расстоянии не более 0,5 м от низа балок перекрытия (покрытия), но не более 1,1 м от низа перекрытия (покрытия), при этом в пространствах между низом балок и низом перекрытия (покрытия) не должно быть горючей нагрузки (при наличии горючей нагрузки эти пространства дополнительно должны защищаться точечными дымовыми пожарными извещателями);

допускается расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) принимать менее 0,08 м, но не менее 0,04 м, при условии такое размещение оросителей допускается технической документацией завода-изготовителя. Допускается увеличивать расстояние от центра термочувствительного элемента теплового замка оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) более 0,4 м, но не более 1,1 м, при устройстве тепловых экранов над оросителями из металлических листов диаметром не менее 500 мм;

осуществление удаления продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции:

  • а) из коридоров блоков технологических помещений (далее – БТП), блоков служебных помещений (далее – БСП), тягово-понизительных подстанций (далее – ТПП) при выходах в эти коридоры из помещений с постоянным пребыванием людей;
  • б) из коридоров БТП, БСП, ТПП длиной более 15 м;
  • в) из коридоров БТП, БСП, ТПП сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками.

Допускается не предусматривать удаление продуктов горения системами вытяжной противодымной вентиляции из коридоров, указанных в «а)» и «б)», при выполнении требований п.5.16.5.12 СП120.13330.2012;

оборудование двусветных платформенных залов наземных станций системами вытяжной противодымной вентиляции с механическим или естественным побуждением тяги. Общий расход удаляемых продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции из двусветного платформенного зала наземной станции должен быть не менее 22 кг/с;

применение для удаления продуктов горения при пожаре из двусветного платформенного зала наземной станции, при подтверждении соответствующим расчетом, одного их следующих способов противодымной защиты:

  • устройство открытых проемов в наружных ограждениях платформенных залов наземных станций общей площадью живого сечения не менее 9,2 м2, размещенных на высоте не менее 6,8 м от уровня платформы, в том числе с сетчатым заполнением с живым сечением не менее 85%. Допускается применять иное заполнение проемов (решетками, жалюзями и прочими элементами), при этом достаточность проходного сечения данных проемов для удаления дыма при пожаре должна быть обоснована расчетом противодымной вентиляции или расчетом с использованием методов моделирования пожара, приведенных в методике, утвержденной приказом МЧС России № Тариф PRO***** Общее количество равномерно распределенных по продольным фасадам открытых проемов должно составлять не менее 4 штук. Соотношение сторон открытых проемов, используемых для удаления продуктов горения из платформенных залов наземных станций, должно быть не менее 2:5;
  • устройство дымовых люков на покрытии двусветного платформенного зала наземной станции общей площадью не менее 13,0 м2 (при коэффициенте расхода не ниже 0,64). Общее количество равномерно распределенных дымовых люков на покрытии двусветного платформенного зала станции должно быть не менее 4 штук. Дымовые люки, применяемые в составе систем вытяжной противодымной вентиляции с естественным побуждением тяги, должны иметь автоматический и дистанционный режимы управления в соответствии с требованиями СП 7.13130.2013;
  • устройство дымоприемных устройств систем вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги. Общее количество равномерно распределенных дымоприемных устройств на покрытии двусветного платформенного зала станции должно быть не менее 4 штук;

оборудование платформенного зала подземной станции «Ольховая» системой вытяжной противодымной вентиляции с механическим или с естественным побуждением тяги. Общий расход удаляемых продуктов горения системами вытяжной противодымной вентиляции из платформенного зала подземной станции «Ольховая» должен быть, предусмотрен в соответствии с расчетом, но не менее 22,0 кг/с;

применение для удаления продуктов горения при пожаре из платформенного зала подземной станции «Ольховая», при подтверждении соответствующим расчетом, одного из следующих способов противодымной защиты:

  • устройство дымовых люков на покрытии платформенного зала подземной станции «Ольховая» общей площадью не менее 16,0 м2 (при коэффициенте расхода не ниже 0,64) в каждом пространстве между торцом платформы и границей вестибюля. Общее количество равномерно распределенных дымовых люков на покрытии платформенного зала подземной станции «Ольховая» должно быть не менее 2 штук в пространстве меньшего объема и не менее 3 штук в пространстве большего объема. Дымовые люки, применяемые в составе систем вытяжной противодымной вентиляции с естественным побуждением тяги, должны иметь автоматический и дистанционный режимы управления в соответствии с требованиями СП 7.13130.2013;
  • устройство дымоприемных устройств систем вытяжной противодымной вентиляции с механическим побуждением тяги. Общее количество равномерно распределенных дымоприемных устройств на покрытии платформенного зала подземной станции «Ольховая» должно быть не менее 2 штук в пространстве меньшего объема и не менее 2 штук в пространстве большего объема;

проектирование одно-, двух-, трех-, четырехпутных наземных и надземных участков линии (наземные, эстакадные и рамповые) следует руководствоваться следующими требованиями:

  • предел огнестойкости несущих конструкций накрытия для защиты от атмосферных осадков следует принимать не менее R 15 при условии защиты наземных участков линии тепловыми линейными пожарными извещателями, чувствительные элементы которых следует располагать в непосредственном контакте с пожарной нагрузкой (на кабельных линиях) на каждой внутренней стороне. Допускается также применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, кроме случаев, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций по результатам испытаний или расчетов составляет менее R 8;
  • класс пожарной опасности кровельных материалов накрытия наземных участков линии и навеса над накрытием должен быть не более КМ1;
  • для проветривания наземных участков линии с накрытием для защиты от атмосферных осадков при пожаре необходимо предусматривать:
    • а) в продольных стеновых ограждениях накрытия открытые проемы высотой не менее 1,8 м с расположением верхней кромки проемов на высоте не менее 2,8 м от уровня головки рельса. В этих проемах допускается устанавливать ламели из сплава на алюминиевой основе при обеспечении суммарной высоты открытой части (с учетом наклона ламелей) по сечению не менее 1,2 м.

Допускается на участках перед аварийными платформами (на длине не более 25 м до платформ) вместо указанных проемов высотой не менее 1,8 м предусматривать в продольных стеновых ограждениях проемы площадью не менее 12 м2 с расположением верхней кромки на высоте не менее 2,8 м от уровня головки рельса. В этих проемах допускается устанавливать ламели из сплава на алюминиевой основе при обеспечении площади открытой части (с учетом наклона ламелей) по сечению не менее 9 м2.

Допускается на рамповых заглубленных участках (на расстоянии не более 15 м до порталов тоннелей) предусматривать проемы высотой не менее 1,8 м с постепенным уменьшением данной высоты по направлению к порталам тоннелей, при этом в торцевых надземных частях данных участков должны быть открытые проемы по сечению. В этих проемах допускается устанавливать ламели из сплава на алюминиевой основе при обеспечении площади открытой части (с учетом наклона ламелей) по сечению не менее 85 % от площади проема;

  • б) в верхней средней части накрытия – открытый горизонтальный проем шириной не менее 2,8 м с устройством навеса над накрытием. Навес над накрытием должен быть расположен выше открытого горизонтального проема и иметь продольные открытые отверстия высотой не менее 0,15 м (без учета несущих конструктивных элементов накрытия, попадающих в сечение). Допускается данные отверстия заполнять металлической сеткой с живым сечением не менее 90 %. Допускается наземные участки перед въездами в тоннели на длине не более 40 метров предусматривать без устройства навеса над накрытием;
  • в наземных участках линии допускается открытая прокладка кабелей, не распространяющих горение;
  • в наземных участках линии допускается размещать кладовые службы пути, которые должны выделяться противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 45 с заполнением проемов противопожарными дверями не ниже 1-го типа.

Допускается перед наземными станциями предусматривать переходной участок междупутья, состоящий из ограждений для защиты от атмосферных осадков, постепенно возвышающихся вверх по движению к наземной станции и накрывающих станцию (декоративные навесные фасады в границах станции). Для естественного проветривания переходного участка междупутья следует предусматривать устройство проемов в продольных стеновых ограждениях (в том числе допускается с устройством ламелей) площадью не менее 50 % от площади проекции на вертикальную плоскость между отметкой цоколя и отметкой верха накрытия переходного участка междупутья и открытое пространство над междупутьем длиной не менее 50 м от торцов станции. Предел огнестойкости несущих элементов ограждений переходного участка междупутья должен быть не менее R 15. Допускается также применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, кроме случаев, когда предел огнестойкости хотя бы одного из элементов несущих конструкций по результатам испытаний или расчетов составляет менее R 8. Класс пожарной опасности кровельных материалов накрытия переходного участка должен быть не более КМ1. На расстоянии не далее 20 м от торцов наземных станций в стеновых продольных ограждениях (в том числе с ламелями) должна быть предусмотрена калитка шириной не менее 1,2 м. Участок перехода через рельсы со стороны междупутья должен быть бесконтактным на длину не менее 6 м и обозначаться соответствующими знаками. Допускается для безопасного перехода людей через пути движения поездов в данном месте применять резинокордовые настилы.

Для удаления продуктов горения из подземных перегонных тоннелей, к которым примыкает автотранспортный тоннель, необходимо предусматривать вентиляционные отверстия в перекрытой части на расстоянии не более 25,0 м друг от друга с минимальной площадью проема не менее 30,0 м2. Соотношение сторон вентиляционных отверстий должно быть не менее 2:5.

На въездных участках в перегонные тоннели на протяжении не более 150 м от порталов устройство вентиляционных отверстий в перекрытой части не требуется.

Для подземных перегонных тоннелей с вентиляционными отверстиями создание в них воздушного потока со скоростью не ниже 0,5 м/с не требуется.

Вентиляционные отверстия в перекрытой части тоннеля допускается снаружи ограждать венткиосками.

Допускается указанные параметры вентиляционных отверстий и их размещение изменять и принимать на основании результатов расчетов, выполняемых проектной организацией на стадии проектирования объекта строительства метрополитена. Расчеты следует выполнять с использованием полевого метода моделирования пожаров;

обеспечение расходы воды на наружное пожаротушение сооружений объекта строительства метрополитена не менее 110 л/с;

оборудование объекта комплексом систем противопожарной защиты:

  • автоматическими (автономными) установками пожаротушения;
  • автоматическими установками пожарной сигнализации;
  • внутренним противопожарным водопроводом;
  • системами тоннельной и противодымной вентиляции;
  • системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • видеонаблюдением (видеоконтролем);

разработка Отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, на который должен быть получен положительный отзыв от ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», учитывающего:

  • увеличение расстояния от внутреннего края проезжей части автомобильной дороги до наземных станций более 8 м, но не более 15 м;
  • использование в качестве средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны на участки кровли наземных станций над надземными пешеходными переходами и над платформенным залом пожарной техники;
  • устройство мест для установки пожарной техники и площадки для разворота пожарной техни[аа4] ки;

подтверждение достаточности проектных решений наземных и подземных станций для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре расчетом с использованием методов, изложенных в Методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO***** Допускается при проведении расчетов учитывать работу систем противодымной вентиляции, в том числе при моделировании пожаров в платформенных залах станций;

другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы