2021-10-4 Реконструкция жилого дома с подземной автостоянкой, по адресу: г. Москва, Потаповский пер., вл. 5, стр.4

Дата публикации 19.12.2022
Количество просмотров 101

Справка

Согласованы на Заседании №10 от 13.12.2021
Нормативно-технического совета ДНПР МЧС России
Скачать протокол

4. Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта: «Реконструкция жилого дома с подземной автостоянкой», по адресу: г. Москва, Потаповский пер., вл. 5, стр.4, Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.

На этапе проектирования объекта предусматривается разработка документа предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, подтверждающего возможность обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны.

Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.

Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • устройству двухуровневых квартир, расположенных выше 18 м, но не выше 27 м, с устройством одного эвакуационного выхода только с одного этажа, а также внутренней открытой лестницы и панорамного лифта в объеме квартир;

  • отсутствию аварийных выходов в квартирах, расположенных на высоте более 15 м, в жилых секциях с общей площадью квартир на этаже не более 500 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа секции;

  • устройство антресоли в блоке технических помещений, размещаемого на этаже подземной автостоянки (механизированной автостоянки).

Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Реконструируемый объект представляет собой семиэтажный многоквартирный двухсекционный жилой с одним подземным уровнем с антресолью, техническим пространством и пространством для прокладки коммуникаций, включающим в себя механизированную автостоянку и технические помещения, пожарно-технической высотой не более 28 м, который оборудуется:

  • системой пожарной сигнализации адресного типа с дублированием сигнала о возникновении пожара в подразделение пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
  • системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа;
  • автоматической установкой пожаротушения для подземной автостоянки и общего вестибюля жилых секций, а также мусорокамеры;

  • системой противодымной защиты;
  • наружным и внутренним противопожарным водопроводом;
  • аварийным (эвакуационным) освещением.

Объект защиты разделяется на два пожарных отсека противопожарными стенами и (или) перекрытиями 1-го типа:

  • помещение встроенной подземной механизированной автостоянки на первом подземном этаже с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев со встроенными помещениями другого назначения (не входящие в комплекс автостоянки), расположенными в том числе на антресоли, с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 3 000 м2, класса функциональной пожарной опасности Ф5.2, I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0;

  • семиэтажный жилой корпус, состоящих из двух секций, включая общественные помещения на первом этаже, с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1300 м2, класса функциональной пожарной опасности Ф1.3, II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0.

При устройстве двухуровневых квартир, расположенных выше 18 м, но не выше 27 м, выход на лестничную клетку предусматривается с одного (нижнего) этажа квартиры. Внутри двухуровневой квартиры для эвакуации со второго уровня допускается устройство открытой лестницы с уклоном не менее 1:1 и шириной марша не менее 0,9 м, выполненной из материалов НГ. Допускается предусматривать данные открытые лестницы винтовыми или с забежными ступенями, при этом ширина проступи в середине должна быть не менее 18 см.

В объеме двухуровневых квартир допускается устройство панорамных лифтов при этом данные лифты не должны использоваться при пожаре. Ограждающие конструкции панорамных лифтов выполняются из негорючих материалов. На верхних уровнях квартир предусматривается устройство аварийных выходов в соответствии с СП 1.13130.2020. Помещения квартир оборудуются дымовыми пожарными извещателями системы пожарной сигнализации (кроме санузлов, ванных комнат, душевых и постирочных).

Эвакуация с надземных этажей каждой жилой секции объекта защиты организована по одной незадымляемой лестничной клетке типа Н2.

В незадымляемых лестничных клетках типа Н2, не обеспеченных световыми проемами площадью остекления не менее 1,2 м2 в наружных стенах, предусматривается:

  • устройство постоянно включенного аварийного (эвакуационного) освещения, запитанного по 1-ой категории надежности электроснабжения;

  • оборудование лестничных клеток установкой ФЭС (системы фотолюминесцентные эвакуационные) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Допускается устройство общего вестибюля в уровне первого этажа для двух смежных жилых секций, при условии выполнения следующих требований:

  • отделение общего вестибюля от смежных помещений (за исключением санузлов, помещений категории В4 и Д по пожарной опасности) противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;

  • оборудование общего вестибюля по всей площади спринклерными оросителями, установленными на сети внутреннего противопожарного водопровода, с параметрами по 1-й группе помещений согласно СП 485.1311500.2020, внутренним противопожарным водопроводом (не менее одного ПК-с с минимальным расходом диктующего ПК-с не менее 2,5 л/с), системами вытяжной противодымной вентиляции (в том числе совмещенной с вытяжной противодымной вентиляцией из поэтажных внеквартирных коридоров), системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийным (эвакуационным) освещением;

  • не менее чем одна из двух лестничных клеток при выходе в указанный вестибюль, должна иметь выход непосредственно наружу. При этом выходы из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в вестибюль допускается предусматривать через противопожарные двери 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства тамбура с конструктивным исполнением, аналогичным тамбур-шлюзу 1-го типа.

В жилых секциях (при общей площади квартир на этаже не более 500 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа секции) на высоте более 15 м, но не более 27 м, допускается предусматривать квартиры без устройства аварийных выходов, при выполнении следующих мероприятий:

  • обеспечение защиты помещений квартир, на высоте более 15 м (кроме санузлов, ванных комнат, душевых и постирочных) и внеквартирных коридоров адресной системой пожарной сигнализации. В помещении кухни допускается установка адресного теплового извещателя пожарной сигнализации;

  • включение системы противодымной вентиляции по сигналу от дымовых пожарных извещателей, размещенных во внеквартирных коридорах и квартирах;

  • оборудование жилых секций системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 3-го типа с установкой оповещателей в каждой квартире;

  • оборудование внеквартирных коридоров спринклерным пожаротушением, с дополнительной установкой спринклерных оросителей над входными дверями квартир со стороны коридора, подключенных к системе внутреннего противопожарного (или хозяйственно-питьевого) водопровода через реле потока, с обеспечением орошения каждой двери выхода из квартиры, либо устройством противопожарных дверей 2-го типа в квартиры, выходящие в указанные коридоры. Интенсивность орошения, расход воды, время работы, минимальная площадь, расстояние между оросителями принимается в соответствии с СП 485.1311500.2020, как для помещений 1-ой группы с использованием сигнализаторов потока жидкости, формирующих сигнал о месте пожара.

Допускается устройство антресоли для размещения технических помещений, бытовых помещений и помещений для прокладки инженерных коммуникаций в блоке технических помещений, расположенных на этаже подземной автостоянки, при этом:

  • перекрытия антресоли выполняются с пределом огнестойкости соответствующим междуэтажным перекрытиям;

  • эвакуацию людей с антресоли и из помещений, расположенных на ней, предусматривается в лестничную клетку подземной автостоянки. При площади антресоли не более 300 м2, и отсутствии на ней помещений с постоянным пребыванием людей, допускается предусматривать устройство одного эвакуационного выхода;

  • антресоль оборудуется техническими системами противопожарной защиты, установленными для соответствующего пожарного отсека;

  • технические помещения, бытовые помещения и помещения для прокладки инженерных коммуникаций, размещаемые на антресоли выделяются ограждающими конструкциями (стенами, перегородками) с пределом огнестойкости не менее REI (EI) 60 с заполнением проемов противопожарными дверям (воротами) с пределом огнестойкости не менее EI 60.

Тип установки пожаротушения, способ тушения, вид огнетушащего вещества в пожарном отсеке подземной автостоянки допускается определять на основании требовании нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с технической документацией производителя указанного оборудования и стандартом организации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области пожарной безопасности, при подтверждении положительными результатами огневых испытаний применительно к группе однородных объектов либо к группе однородной пожарной нагрузки.

Предусмотрено обеспечение эвакуации из помещений пожарного отсека автостоянки (в том числе из механизированной подземной автостоянки, а также помещений, расположенных в составе пожарного отсека подземной автостоянки (в том числе на антресоли)) по одной незадымляемой лестничной клетки типа Н2 с устройством на входах поэтажных тамбур-шлюзов (без устройства дренчерной завесы) с подпором воздуха при пожаре, с шириной марша не менее 1 м. При этом ширина эвакуационных выходов на данную лестничную клетку должна быть не менее 0,8 м. Данная лестничная клетка может быть общей для эвакуации из помещения для хранения автомобилей и для эвакуации из помещений/блока помещений, к ней не относящихся, при этом стены лестничной клетки должны иметь предел огнестойкости не менее REI 150. В указанных помещениях не предусматривается постоянного пребывания людей, за исключением случаев регламентного технического обслуживания установок и ремонтных работ.

В уровне 7-го этажа допускается устройство технического пространства, не разделенного на секции, площадью не более 300 м2, предназначенного для прокладки коммуникаций, при его отделении от жилой части здания противопожарной стеной 2-го типа или противопожарной перегородкой 1-го типа и перекрытием 3-го типа (если перекрытие участвует в общей прочности и пространственной устойчивости здания, предел огнестойкости должен соответствовать как к междуэтажным перекрытиям). Из указанного технического пространства допускается предусматривать один эвакуационный выход в незадымляемую лестничную клетку типа Н2. Допускается отсутствие вытяжной противодымной вентиляции в техническом пространстве, предназначенном для прокладки коммуникаций, имеющим непосредственное сообщение с незадымляемой лестничной клеткой, при устройстве выхода через противопожарную дверь с пределом огнестойкости не менее EIS 60. При этом удаление продуктов горения должно быть предусмотрено из иных помещений, сообщающихся с вышеуказанной лестничной клеткой, с обеспечением необходимого сочетания работы систем приточной противодымной вентиляции и вытяжной противодымной вентиляции.

При несоблюдении расстояния от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания (менее 4 м или в радиусе 4 м), предусматривается выполнение одного из следующих решений:

  • заполнение в радиусе 4 м над проемом окон противопожарными элементами не ниже 3-го типа;

  • устройство над проемом въездных ворот автостоянки глухого козырька из материалов НГ шириной не менее 1 м, при этом, взамен козырька допускается устройство выступающей за границы наружных стен консольной части вышележащего этажа;

  • устройство наружных проемов въездных ворот автостоянки с заполнением противопожарными дверями (воротами) 1-го типа, автоматически закрывающимися при пожаре.

Сообщение грузовой платформы для перемещения автомобилей в помещение для их хранения в подземном этаже с входной вестибюльной группой жилой зоны смежного пожарного отсека на первом этаже, допускается предусматривать при условии выполнения следующих требований:

  • отделение грузовой платформы от вестибюля противопожарными стенами 1-го типа;

  • устройство грузовой платформы для перемещения автомобилей в места (ячейки) хранения без участия водителей с выездом из нее непосредственно наружу в уровне первого этажа;

  • оборудование входной вестибюльной группы и пожарного отсека встроенной механизированной подземной автостоянки автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения, автономными системами приточно-вытяжной противодымной вентиляции в соответствии с СП 7.13130.2013, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утверждённой приказом МЧС России от 30 июня 2009 № 382, в том числе с учетом:

  • эвакуации из размещаемых в объеме пожарного отсека автостоянки помещений (блока помещений), относящихся к иному пожарному отсеку, по общей с автостоянкой лестничной клетке;

  • ширины маршей эвакуационных лестничных клеток подземного этажа — не менее 1 м;

  • ширины дверей при входе в лестничную клетку надземной части, а также ширины выходов из лестничных клеток наружу и выходов из лестничных клеток в вестибюль — не менее 0,9 м;

  • наибольшего расстояния от дверей квартир до лестничной клетки более 25 м, но не более 32 м;

  • ширины площадок лестничной клетки подземной части менее ширины маршей данной лестницы, но не менее 1 м.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.