Меню
Закрыть

Реконструкция АЗС № 239 по адресу: Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки, ул. Солнечная, д. 1 (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр)

Заключение нормативно-технического совета УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан
(протокол № 5 от 23.04.2020 г.)
Смотреть заключение на официальном сайте

 

На согласование представлена документация: «Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: «Реконструкция АЗС № 239 по адресу: Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки, ул. Солнечная, д. 1» (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»)» (далее «Специальные технические условия…»).

  • организация, представившая материалы: ООО «АЗС-Строй»»,
  • организация-разработчик: ООО «Интернэкс»,
  • наличие поручения ДНПР МЧС России: № 19-2-2-875 от 10.03.2020 г.,
  • наличие заключений: экспертное заключение АГПС МЧС России от 13.03.2020 per. № 12/35-2020.

 

1. Необходимость разработки представленных на рассмотрение «Специальных технических условий…» обусловлена отсутствием требований нормативных документов по пожарной безопасности при проектировании:

  • установки топливораздаточной комбинированного типа для совмещенной раздачи жидкомоторного топлива и сжиженных углеводородных газов на многотопливной АЗС.

Кроме того в настоящих СТУ рассматриваются следующие вынужденные отступления от нормативных документов по пожарной безопасности, а именно:

  • отсутствие экрана из негорючего материала между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с ЖМТ при расстоянии между ними менее 10 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014);
  • расстояние от резервуаров хранения СУГ (приравненных к подземным согласно п. 6.6 СП 156.13130.2014) до очистных сооружений для атмосферных осадков составляет 7 м (менее 15 м по табл. 6 СП 156.13130.2014);
  • расстояние от здания операторной до ТРК ЖМТ составляет 14 м (менее 15 м по табл. 2, прим. 1 табл. 6 СП 156.13130.2014).

 

2. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности:

Территория АЗС № 239 представляет собой застроенную территорию. АЗС действующая. Площадка находится в 800 м северо-западнее с. Базарные Матаки на автодороге межрегионального значения 16К – 0191 (Казань – Самара).

На территории АЗС существуют следующие основные здания и сооружения:

  • здание операторной с магазином;
  • топливный резервуарный парк жидкого моторного топлива – 4 резервуара по 50 м3 каждый;
  • резервуар сбора аварийных проливов 25 м3 – 1 шт.;
  • топливораздаточные колонки ЖМТ – 3 шт.;
  • площадка АЦ ЖМТ;
  • очистные сооружения для атмосферных осадков;
  • резервуар очищенных ливневых стоков 25 м3 – 1 шт.;
  • 2 пожарных резервуара по 50 м3 каждый.

Существующие резервуары ЖМТ – стальные двустенные подземные. Межстенное пространство двустенных резервуаров заполняется тосолом. Герметичность резервуаров дистанционно и непрерывно контролируется уровнем тосола в межстенном пространстве при помощи датчика-сигнализатора уровня жидкости.

Производительность участка приема, хранения и выдачи ЖМТ – 250 заправок в сутки, режим работы – круглосуточный. На участке ЖМТ производится заправка легковых и грузовых автомобилей следующими видами топлива: бензинами Аи-95 Танеко, Аи-92 Танеко и дизельным топливом ДТ Танеко и ДТ.

  • Реконструкции на АЗС подлежат:
  • здание операторной с магазином (старое здание сносится, новое проектируется);
  • замена 2-х существующих ТРК ЖМТ на новые;
  • замена одной существующей топливораздаточной колонки ЖМТ на одну установку топливозаправочную комбинированного типа (УТ) СУГ+ЖМТ;
  • площадка АЦ ЖМТ.

Вновь проектируемые сооружения на АЗС:

  • технологическая система типа «FAS» (2 резервуара СУГ по 9,2 м3 каждый, насос, технологическая обвязка);
  • площадка АЦ СУГ;
  • установка топливораздаточная комбинированная (УТ) СУГ+ЖМТ – 1шт. взамен демонтируемой ТРК ЖМТ;
  • 2 пожарных резервуара по 50 м3 каждый (дополнительно к существующим двух! пожарным резервуарам по 50 м3 каждый).

Проектируемый участок СУГ (пропан-бутан) предназначен для приема, хранения и заправки баллонов легковых и грузовых автомобилей сжиженным углеводородным газом (СУГ), соответствующим ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия» (с Изменением № 1) и ГОСТ 20448¬90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» (с Изменениями № 1, 2, с поправкой).

Участок СУГ включает 2 теплоизолированных надземных одностенных резервуара объемом 9,2 м3 каждый, площадку для АЦ СУГ, трубопровод подачи СУГ на ТРК, трубопровод возврата паров СУГ от ТРК, комбинированную установку – УТ (ЖМТ+СУГ).

Кроме того в технологической системе предусматриваются:

  • система предотвращения переполнения резервуара и автоматизированного измерения уровня СУГ;
  • узел коммуникаций с насосным агрегатом;
  • сбросные и продувочные свечи;
  • визуальный контроль над давлением в напорной линии насоса перекачивания СУГ;
  • автоматика управления технологической системой;
  • комплект электрооборудования и электрокабелей (силовых и управления);
  • трубопроводная система.

Предлагаемая технологическая система выполнена как единое заводское изделие, имеющее весь необходимый набор систем и средств защиты и безопасности.

В соответствии с СП 156.13130.2014 реконструируемая АЗС является многотопливной.

На АЗС предусматривается монтаж топливораздаточных колонок полной заводской готовности в количестве 3-х штук:

  • восьмирукавная четырехтопливная ТРК с газовозвратом для бензинов и дизельного топлива – 2 шт.;
  • восьмирукавная четырехтопливная комбинированная установка (ЖМТ+СУГ) с газовозвратом для бензина и дизельного топлива (6 рукавов) и для СУГ (2 рукава).

Пожарно-спасательная часть расположена в 3,0 км от площадки АЗС. Время прибытия первого пожарного подразделения на объект составляет ориентировочно 8 минут.

При проектировании АЗС следует предусмотреть применение серийно выпускаемой технологической системы для приема, хранения и выдачи топлива (СУГ), имеющей технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную МЧС России в установленном порядке.

При этом, при проектировании АЗС допускается применение требований указанной ТЭД, не противоречащих требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и настоящих СТУ.

При отсутствии в указанной ТЭД требований к противопожарным расстояниям от сооружений и технологического оборудования АЗС до граничащих с ней объектов защиты, а также к расстояниям между зданиями, сооружениями и технологическим оборудованием, расположенными на территории АЗС, должны применяться требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 156.13130.2014, СП 18.13330.2011.

Для наполнения топливных баков автомобилей ЖМТ и заправки баллонов автомобилей СУГ допускается применение восьмирукавной четырехтопливой комбинированной установки топливораздаточной (ЖМТ+СУГ) для бензина и дизельного топлива (6 рукавов) и для СУГ (2 рукава) при условии выполнения требований настоящих СТУ.

УТ СУГ+ЖМТ должна быть расположена от ТРК ЖМТ на расстоянии не менее 7,5 м. Между УТ СУГ+ЖМТ и ТРК ЖМТ допускается не устраивать защитный экран при выполнении следующих условий:

  • УТ СУГ+ЖМТ и ТРК ЖМТ оборудуются самосрабатывающими огнетушителями;
  • расчетные значения пожарного риска не превышают допустимых значений, установленных статьей 93 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Наружные установки технологической системы СУГ АЗС должны быть оборудованы АУПС. В сеть пожарной сигнализации следует включить автоматические пожарные извещатели пламени и ручные пожарные извещатели.

Автоматическими пожарными извещателями наружной АУПС следует оборудовать островок УТ СУГ+ЖМТ, площадку АЦ СУГ и площадку резервуаров СУГ из расчета обеспечения обнаружения пожара в любой точке УТ СУГ+ЖМТ, площадки АЦ СУГ, резервуаров СУГ, но не менее двух пожарных извещателей на каждую площадку.

Надземные участки кабеля к пожарным извещателям наружных технологических установок должны быть предусмотрены в металлорукавах.

При срабатывании наружной АУПС должны быть обеспечены: подача звукового и светового сигналов в помещение операторной с круглосуточным пребыванием людей; включение звуковых оповещателей, отключение топливных насосов ЖМТ и СУГ, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом, прекращение операций выдачи ЖМТ и СУГ, отключение электропитания всех ТРК АЗС, запуск автоматической установки орошения АЦ СУГ.

На одном заправочном островке УТ СУГ+ЖМТ должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля.

На территории АЗС должна быть предусмотрена система громкоговорящей связи для информирования о нештатных ситуациях на АЗС.

В местах возможных утечек ЖМТ и СУГ необходимо предусмотреть датчики довзрывоопасных концентраций с порогом срабатывания 20 % НКПР.

На площадке АЦ СУГ, у ТРК ЖМТ и УТ СУГ+ЖМТ, и возле технологического блока технологической системы СУГ в местах возможных утечек ЖМТ и СУГ должны быть установлены датчики довзрывоопасных концентраций с выводом светового и звукового сигнала о месте разгерметизации в помещение с круглосуточным нахождением дежурного персонала при достижении концентрации паров 20 % от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

При срабатывании датчиков довзрывоопасных концентраций должно обеспечивается в автоматическом режиме:

  • отключение технологического оборудования;
  • прекращение операций по сливу топлива в резервуары и заправке автомобилей.

Трубопроводы жидкой фазы СУГ и паровой фазы СУГ должны быть размещены подземно в железобетонном канале, засыпанном уплотненным сухим песком и проектироваться из стальных бесшовных труб по ГОСТ 8733-87 и ГОСТ 8734-75. На концах трубопроводов должны быть установлены изолирующие фланцевые соединения. В местах опусков и подъемов трубопроводы СУГ необходимо проложить в вертикальных кожухах из стальных труб с заделанными эластичным материалом концами.

Для исключения распространения огня по трубопроводам все технологические узлы и модули ЖМТ должны быть обеспечены огнепреградителями и запорной арматурой.

Участки технологических трубопроводов и резервуаров СУГ должны быть оснащены быстросрабатывающими предохранительными клапанами, время срабатывания которых не должно превышать 0,5 с и с вероятностью отказа не выше 10-6 в год.

Надземные одностенные резервуары СУГ должны быть защищены негорючим материалом, обеспечивающим целостность защиты и ее теплоизолирующей способности в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара при воздействии на нее воды во время тушения пожара, а также в течение 80 минут огневого воздействия на нее возможного пожара. Теплоизолированные резервуары СУГ должны быть защищены стальным кожухом.

При этом резервуары СУГ при соблюдении указанных требований пожарной безопасности допускается приравнивать к подземным.

Общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м , а единичная – 10 м3.

При наполнении резервуаров СУГ должно быть обеспечено предотвращение возможности наполнения резервуаров ЖМТ и в автоматическом режиме прекращение заправки автотранспорта со всех ТРК АЗС.

При сливе топлива в резервуар ЖМТ должно быть обеспечено в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения резервуаров СУГ и заправка баллонов автомобилей СУГ с УТ.

На АЗС должен быть обеспечен контроль над недопустимым совмещением технологических операций с ЖМТ и СУГ на заправочных островках УТ.

При срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков АЗС должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс паров СУГ из оборудования с СУГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии.

ТРК и УТ должны быть защищены от повреждения транспортными средствами специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями.

Управление всех ТРК и УТ должно осуществляться дистанционно из помещения операторной АЗС.

Аварийное отключение ТРК и УТ должно быть как местное при помощи нажатия на рычаг включения с колонки, так и с пульта управления, расположенного в помещении операторной АЗС.

Наконечники раздаточных пистолетов ТРК и УТ должны быть выполнены из искробезопасного материала.

На территории АЗС должна быть обеспечена освещенность рабочих мест и технологических площадок в соответствии с СП 52.13330.2016.

Площадки для АЦ ЖМТ и АЦ СУГ должны выполняться из искробезопасного материала, оборудованы отбортовками и пандусами, препятствующими разливу топлива за пределы этих площадок, площадка АЦ ЖМТ канализована раздельным сбросом аварийного слива топлива в подземный аварийный резервуар и дождевых стоков на очистные сооружения АЗС.

Площадки для АЦ ЖМТ и АЦ СУГ должны быть оборудованы пологими возвышениями для безопасного въезда и выезда АЦ.

Высота отбортовки площадки АЦ должна обеспечивать полную вместимость пролива топлива при поступлении его из места утечки в течение времени, необходимого для ликвидации утечки, с учетом количества топлива, находящегося в трубопроводах между местами их перекрытия и в АЦ, а также с учетом количества топлива, отводимого в аварийный резервуар. При этом высота отбортовки должна быть не менее 0,15 м.

Площадки для АЦ ЖМТ и АЦ СУГ должны предусматривать установку не более одного автомобиля на каждую площадку.

При проектировании АЗС не допускается предусматривать одновременное нахождение на АЗС двух и более АЦ.

Для слива ЖМТ в топливные резервуары на АЗС следует использовать АЦ с рекуперацией паров, оборудованные донными клапанами, с объемом АЦ не более 9,0 м3. При использовании многосекционной АЦ, объем одной секции не должен превышать 9,0 м3. Применение прицепов автоцистерн для доставки нефтепродуктов на АЗС не допускается.

Применение АЦ для доставки СУГ на АЗС с количеством транспортных емкостей (сосудов) СУГ более одной не допускается.

АЦ, доставляющие топливо на АЗС, должны быть оборудованы донными и скоростными клапанами и отвечать требованиям Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. №272, с изменениями на 22.12.2018 г. в редакции от 31.01.2020 г.), а также АЦ для транспортировки ЖМТ – требованиям ГОСТ 33666-2015.

Наружное пожаротушение автозаправочного комплекса допускается предусматривать передвижной пожарной техникой от пожарных резервуаров. При этом к оборудованию технологической системы, в котором обращаются СУГ (ЖМТ) и/или его пары, должны быть предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м от указанного оборудования.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннелей, каналов и т.п.) с наличием свободного пространства не допускается. Прокладка трубопроводов с СУГ и ЖМТ под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.

На АЗС необходимо предусмотреть стационарные или передвижные огнетушители, тип и количество которых определяются в соответствии с Правилами противопожарного режима, СП 9.13130.

Присутствие пассажиров в транспортных средствах при заправке СУГ не допускается.
На участке СУГ допускается заправка баллонов только газобаллонных автомобилей. Заправка других баллонов, в т.ч. бытовых, не допускается.

Заправку баллонов автомобилей СУГ должен производить только подготовленный работник АЗС.

На территории АЗС для обозначения противопожарного оборудования и инвентаря должны быть установлены фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, таблички о запрете курения и применения открытого огня, дорожные знаки, ограничивающие скорость движения до 20 км/час и предупреждающие водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя за 15 м до ТРК.

Проектируемое оборудование, технические устройства и применяемые материалы (в т.ч. импортное оборудование и материалы) должны иметь соответствующие Сертификаты, в том числе и по пожарной безопасности.

На используемое при проектировании технологическое оборудование участка СУГ необходимо наличие Сертификата соответствия техническим регламентам.

На территории и в зданиях АЗС запрещается предусматривать места и помещения для проведения огневых и сварочных работ.

Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.

Предусматривается комплекс организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Для Объекта выполнены расчеты по оценке пожарных рисков по методике, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404, величина которых не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

 

3. Решение нормативно-технического совета:

Учитывая изложенное, и принимая во внимание результаты проведенных расчетов по оценке пожарных рисков, выполненных по утвержденной методике, а также наличие положительного экспертного заключения АГПС МЧС России № 12/35-2020 от 13.03.2020 года, руководствуясь ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 181-ФЗ «О техническом регулировании», нормативно-технический совет, считает возможным согласиться с предлагаемыми техническими решениями, изложенными в «Специальных технических условиях на проектирование противопожарной защиты объекта: «Реконструкция АЗС № 239 по адресу: Республика Татарстан, Алькеевский район, с. Базарные Матаки, ул. Солнечная, д. 1» (Ульяновский филиал ООО Татнефть- АЗС Центр»)».

Настоящее решение нормативно-технического совета распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию конкретного указанного объекта и только по рассмотренным вопросам. Применение данного решения на проектирование, строительство и эксплуатацию других объектов и по аналогичным вопросам не допускается.

Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет исполнитель работы.

Достаточность количества огнетушащего вещества для целей наружного пожаротушения должна быть подтверждена расчетом при разработке проектной
документации.

Остальные противопожарные требования нормативных документов по пожарной безопасности, не оговоренные в «Специальных технических условиях…» для объекта
следует выполнять в полном объеме.

 

Председатель нормативно-технического совета: С.В. Сергеев

Секретарь нормативно-технического совета: С.А. Ануфриев

Больше технических решений в нашей Базе СТУ
Перейти