Меню
Закрыть

2022-15-9 Проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара (I очередь (корректировка проекта на участке ст. «Пл. Революции» – ст. «Алабинская» и ст. «Кировская» – ст. «Крылья Советов»). 6, 7 этап – от станции «Алабинская» до станции «Театральная». Корректировка). Подготовка территории

Справка

Согласованы на Заседании №15 от 10.10.2022
Нормативно-технического совета ДНПР МЧС России
Скачать протокол

9. Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара» (I очередь (корректировка проекта на участке ст. «Пл. Революции» – ст. «Алабинская» и ст. «Кировская» – ст. «Крылья Советов»). 6, 7 этап – от станции «Алабинская» до станции «Театральная». Корректировка). Подготовка территории, Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.

Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.

Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14600определению противопожарных расстояний от наземных сооружений метрополитена до других объектов;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14601устройству подъездов и проездов для пожарных автомобилей к наземным сооружениям метрополитена;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14602обеспечению сооружений метрополитена наружным противопожарным водоснабжением;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14603обеспечению деятельности пожарных подразделений в подземных сооружениях метрополитена;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14604обеспечению огнестойкости сооружений метрополитена, а также к их объёмно-планировочным и конструктивным решениям, ограничивающим распространение пожара;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14605проектированию в сооружениях метрополитена систем противопожарной защиты;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: ОснованиеID: 14606обеспечению безопасной эвакуации людей, в том числе маломобильных групп населения, при пожаре в сооружениях метрополитена.

Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14607Объект является линейным и представляет из себя совокупность сооружений метрополитена, образующих единый недвижимый комплекс, в состав которого входят однопутные перегонные тоннели, станция «Театральная» мелкого заложения с двумя подземными вестибюлями, тупики.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14608Павильоны над лестничными сходами подземных пешеходных переходов станции и венткиоски проектируются со строительными конструкциями, соответствующими по пределам огнестойкости и классам пожарной опасности зданиям не ниже II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0.

Соответствующие части объекта обеспечиваются:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14609системой пожарной сигнализации с выводом сигналов о возникновении пожара в диспетчерский пункт станции;
  • автоматическими установками пожаротушения;
  • системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • системой противодымной защиты;
  • внутренним противопожарным водопроводом;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14610наружным противопожарным водоснабжением с расходом не менее 110 л/с;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14611лифтом для транспортировки подразделений пожарной охраны.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14612Объект, проектируемый по условиям технологии без разделения на пожарные отсеки, разделяется на части следующими способами:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14613притоннельные кладовые (кроме категорий В4 и Д по пожарной опасности) отделяются от транспортных зон тоннелей противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14614коридоры и помещения, примыкающие к пассажирским зонам (кроме помещений касс, полиции и санузлов), отделяются от этих зон противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14615помещения касс и полиции отделяются от пассажирских зон ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 45 или EI45, предел огнестойкости заполнения проёмов в этих конструкциях не нормируется.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14616Люки в проёмах межуровневых перекрытий подземных сооружений метрополитена предусматриваются с пределами огнестойкости по признакам EI не менее пределов огнестойкости этих перекрытий.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14617Марши, площадки лестниц 2-го типа, соединяющих платформенный и кассовые залы станции, и лестничных сходов подземных пешеходных переходов предусматриваются с пределом огнестойкости не менее R 60.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14618На тягово-понизительной подстанции устанавливаются сухие трансформаторы. В трансформаторном и распределительном залах тяговопонизительной подстанции материалы для покрытия полов предусматриваются с показателями пожарной опасности не более В2, Д3, Т2, РП2.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14619В сооружениях метрополитена не размещаются помещения категорий А, Б и Г по взрывопожарной и пожарной опасности.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14620На перегонах с однопутными тоннелями в границах их проектирования для эвакуации и спасения пассажиров (в т.н. пассажиров групп мобильности М1-М4) предусматриваются боковые пешеходные дорожки с учётом следующего:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14621боковые пешеходные дорожки выполняются на уровне путевого бетона на сторонах, противоположных контактным рельсам, шириной не менее 0,6 м с обеспечением ширины проходов не менее 0,7 м на высоте 1,5 м от поверхности дорожек. Водоотводные канавки, находящиеся в пределах указанной ширины дорожек, накрываются решётками из негорючих материалов;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14622на участках сужения боковых пешеходных дорожек предусматриваются настилы из негорючих материалов, образующие совместно с верхней поверхностью полушпал дорожки шириной не менее 0,6 м и длиной, превышающей участки сужения не менее чем на 1 м в обе стороны. Настилы с двух сторон оборудуются пандусами из негорючих материалов шириной не менее 0,6 мне уклоном не более 1:6;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14623на участках сужения боковых пешеходных дорожек (при невозможности устройства настилов с пандусами), а также на участках изменения стороны контактного рельса выполняются обходные центральные пешеходные дорожки шириной не менее 0,9 м и длиной, превышающей указанные участки не менее чем на 1 м в обе стороны. На данных участках допускается эвакуация и спасение с переходами через рельсы;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14624обходные центральные пешеходные дорожки выполняются по настилам (средствам подмащивания) из негорючих материалов, накрывающим водоотводные лотки, или по плоским бетонным основаниям с установкой в водоотводные лотки дренажных труб с водоприёмниками и заливкой лотков бетоном. Настилы (средства подмащивания) допускается выполнять решётчатыми. Водоприёмники накрываются решётками из негорючих материалов;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14625на участках расположения гермозатворов и стрелочных переводов допускается эвакуация и спасение через рельсы и по верхнему строению пути;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14626до начала спуска пассажиров из поездов на уровни путей через боковые двери вагонов снимается напряжение с контактных рельсов;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14627сопровождение каждого пассажира группы мобильности М4 осуществляется не менее чем двумя работниками на весь период их пребывания в метрополитене (от входа до выхода). Эти работники имеют при себе эвакуационное кресло или малогабаритное кресло-коляску с габаритами по ширине, не превышающими 0,6 м и обеспечивающими возможность движения по боковым дорожкам, либо указанные кресла размещаются в специально выделенных местах в первом и последнем вагонах поездов, следующих по проектируемому участку линии;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14628до пуска проектируемого участка линии в режим перевозки пассажиров разрабатывается инструкция о порядке действий машиниста и сопровождающих работников по спасению пассажиров группы мобильности М4 при пожаре и остановке поезда в однопутном перегонном тоннеле;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14629однопутные перегонные тоннели оборудуются световыми эвакуационными знаками с табличками, указывающими расстояния до платформ станций, а также соответствующими световыми знаками с табличками, поясняющими движение на участках изменения стороны боковой пешеходной дорожки и необходимость движения через рельсы и по верхнему строению пути на участках расположения гермозатворов и стрелочных переводов. Световые эвакуационные знаки размещаются с шагом не более 25 м на сторонах боковых пешеходных дорожек на высоте 0,5-1,5 м от их поверхности.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14630В подземных сооружениях объекта расстояние по путям эвакуации в коридорах блоков технологических, бытовых и служебных помещений от дверей наиболее удалённых помещений до эвакуационного выхода принимается в соответствии с пунктом 5.16.6.6 СП 120.13330.2012. Допускается нормативное расстояние в указанных коридорах увеличивать в два раза при выполнении следующих требований:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14631блоки помещений оборудуются речевым оповещением при пожаре и световыми эвакуационными знаками;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14632помещения (кроме помещений категории В4 и Д по пожарной опасности, санузлов, душевых и уборных), выходящие в коридоры, отделяются от этих коридоров противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14633обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре через коридоры подтверждается расчётом с использованием моделей и методов, изложенных в методике, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382. При проведении расчёта допускается учитывать работу системы противодымной вентиляции.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14634Не менее двух эвакуационных выходов имеют блоки технологических, бытовых и служебных помещений площадью 300 м2 и более и предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек. Помещения без постоянных рабочих мест площадью не более 150 м2 и помещения гардеробных, предназначенные для одновременного пребывания не более 20 человек, могут иметь один эвакуационный выход без аварийного выхода.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14635Ширина проходов через турникеты принимается не менее 0,9 м для пассажиров с багажом и группы М4 и не менее 0,5 м – для остальных пассажиров. Турникеты должны иметь технические решения, позволяющие открыть их вручную и заблокировать в открытом состоянии. В дополнение к ручному способу допускается применять автоматический и (или) дистанционный способы открывания и блокирования турникетов. Вместо турникета с шириной прохода не менее 0,9 м допускается устройство калитки шириной прохода не менее 0,9 м.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14636Рамки металлоискателей на путях движения пассажиров имеют размеры проходов не менее 2 x 0,6 м по высоте и ширине.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14637Противопожарные расстояния принимаются:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14638от павильонов до зданий и сооружений, не относящихся к метрополитену, не менее 10 м;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14639от венткиосков до зданий и сооружений, не относящихся к метрополитену, не менее 12 м, при этом расстояния от вентрешёток венткиосков с выбросом продуктов горения до проёмов и воздухозаборных устройств в наружных стенах или ограждающих конструкциях указанных зданий и сооружений составляют не менее 15 мв свету;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14640от венткиосков с выбросом продуктов горения до павильонов и венткиосков приточной противодымной вентиляции из условия обеспечения расстояний не менее 15 м в свету от выброса продуктов горения до проёмов и воздухозаборных устройств. Другие противопожарные расстояния между наземными сооружениями метрополитена не нормируются.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14641Противопожарные расстояния не нормируются:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14642от наземных сооружений метрополитена (павильонов и венткиосков) до открытых площадок для стоянки легковых автомобилей, при этом расстояния от вентрешёток венткиосков с выбросом продуктов горения до легковых автомобилей на указанных открытых площадках составляют не менее 10м в свету;
  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14643от наземных сооружений метрополитена (павильонов и венткиосков) до лесных и других древесно-кустарниковых насаждений на землях населённого пункта, при этом расстояния от вентрешёток венткиосков с выбросом продуктов горения до лесных насаждений в лесничествах составляют не менее 15 м в свету.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14644Подъезд пожарных автомобилей к наземным сооружениям метрополитена допускается обеспечить, с одной стороны. Ширина проездов составляет не менее 3,5 м. Расстояние от внутреннего края подъездов до наружных стен наземных сооружений метрополитена составляет не более 25 м.

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14645На станции на уровне кассового зала или подземного пешеходного перехода предусматривается опорный пункт пожаротушения площадью не менее 10 м2 для хранения носимых радиостанций ЕРИС-М (4 ед.), огнетушителей ОВЭ-6(з) (8 ед.), переходных соединительных головок для подключения пожарных рукавов DN 50 к поливочным кранам тоннельного водопровода (4 ед.), комплектов тушения пожаров в тоннеле (2 ед.), эвакуационных стульев для спасения инвалидов группы мобильности М4 (4 ед.), носилок или спинальных щитов (6 ед.), передвижных пожарных дымососов (2 ед.).

Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14646На станции предусматривается лифт для транспортировки подразделений пожарной охраны с остановками на уровнях кассового и платформенного залов (допускается без устройства остановок на других уровнях). Основным посадочным уровнем этого лифта принимается уровень кассового зала. Грузоподъёмность лифта для транспортировки подразделений пожарной охраны составляет не менее 630 кг, размеры кабины – не менее 1100×2100 мм.

Достаточность проектных решений для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре на станции, подтверждается расчётами с использованием моделей и методов, изложенных в методике, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382:

  • Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14647с рассмотрением сценариев пожара в кассовом зале и подвагонном оборудовании в центре поезда, движущегося на станцию для эвакуации пассажиров. При проведении расчётов допускается учитывать работу систем противодымной вентиляции.
Отображение в таблице СТУТип абзаца: Тех.решениеID: 14648До ввода станции в эксплуатацию разрабатывается и утверждается план тушения пожара с учётом порядка встречи представителем метрополитена первого прибывшего к месту вызова подразделения пожарной охраны с передачей руководителю тушения пожара указанного плана, носимых радиостанций ЕРИС-М и ключей от замка входа в опорный пункт пожаротушения.

Предусматривается комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Больше технических решений в нашей Базе СТУ
Перейти