«President Plaza» по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 32, корп. 1 (Изменение №2)

Дата публикации 21.08.2023
Количество просмотров 20
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 02.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: Бизнес — Центра «President Plaza» по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 32, корп. 1 (Изменение №Тариф PRO*****).


Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: Бизнес — Центра «President Plaza» по адресу: г. Москва, Кутузовский пр-т, д. 32, корп. 1 были согласованы на нормативно-техническом совете Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве (протокол заседания от 15.12.2017 №Тариф PRO*****, письмо от 27.12.2017 №Тариф PRO*****), изменения №Тариф PRO***** (протокол заседания от 02.02.2018 №Тариф PRO*****, письмо от 07.02.2018 №Тариф PRO*****).


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности при проектировании:

  • зданий общественного назначения высотой более 50 метров (фактически не более 70 м) с числом подземных этажей более одного;
  • зданий с наличием многосветных пространств (атриумов) с организацией эвакуации по его галереям или ярусам;
  • подземных автостоянок с площадью пожарного отсека более 3000 м2;
  • помещения с дизель-генератором в здании на первом подземном этаже;
  • трансформаторной подстанции на первом подземном этаже без устройства дверей в камерах трансформаторов непосредственно на фасаде здания;
  • здания высотой более 28 м, а также подземной части с эвакуационными незадымляемыми лестничными клетками типа Н2 без устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н1 и типа Н3 соответственно;
  • зданий с лестничными клетками типа Н2 без естественного освещения;
  • проектированию антресолей в атриуме с обеспечением эвакуации с него.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование комплекса первой степени огнестойкости с повышенным пределом огнестойкости основных несущих конструкций не менее REI 180;

деление комплекса на пожарные отсеки противопожарными преградами (стенами и перекрытиями) с пределом огнестойкости не менее REI 180, в том числе отделение подземной автостоянки, трансформаторной подстанции и помещения с дизель-генератором противопожарным перекрытием с пределом огнестойкости не менее REI 180 от первого этажа, а именно:

  • пятиуровневую подземную автостоянку, включая автомойку на -1-ом уровне, на три пожарных отсеках ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO***** и ПО№Тариф PRO***** с площадью этажа не более 3600 м2;
  • офисный блок на семь пожарных отсеков: ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO***** с площадью этажа не более 3300 м2. Допускается первые два этажа объединить в один пожарный отсек (ПО№Тариф PRO*****) с площадью этажа не более 10000 м2 при условии деления его на пожарные секции. Площадь пожарной секции не должна превышать 3300 м2. Пожарные секции необходимо отделить друг от друга противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI45 c заполнением проёмов с пределом огнестойкости не менее EI 30 или отделяться витражными перегородками из закалённого стекла толщиной не менее 6 мм с ненормируемым пределом огнестойкости, за­щищаемыми дополнительно установленными спринклерными оросителями;

выделение блока встроенной трансформаторной подстанции в отдельную секцию пожарного отсека подземной автостоянки, выделенную противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 180 c заполнением проёмов с пределом огнестойкости не менее EI 60. Допускается использование только «сухих» трансформаторов;

допускается размещение временных мобильных торговых точек в атриумах (пространствах внутренних дворов) в центральной части здания в осях В-Ж;21-24 и В-Ж;29-32. При этом ширина эвакуационных путей должна быть не менее 3 м. Пути эвакуации должны быть выделены по полу фотолюминесцентными или световыми (возможно динамическими) полосами красного или другого контрастного цвета шириной не менее 0,1 м, а также потолочными проекторами, указывающими направление эвакуации, сблокированными с системой пожарной сигнализации и автоматического водяного пожаротушения. Световые полосы должны включаться при пожаре и должны быть хорошо видны. На объектах островной торговли с каждой стороны наносятся фотолюминесцентные полосы или световые полосы, показывающие габариты объекта при эвакуации (при этом расстояние от путей эвакуации до объектов островной торговли не должен быть менее 10 см). Легковозводимые сборно-разборные конструкции, отделка (облицовка) временных мобильных торговых точек должны быть выполнены из негорючих материалов. На временных мобильных торговых точках запрещается продавать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, меховые изделия и резинотехнические изделия (автомобильные шины, мотошины и др). В каждой временной мобильной торговой точке допускается предусматривать пожарную нагрузку не более 50 МДж/м2. В каждой временной мобильной торговой точке размещается огнетушитель;

покрытие пола в помещениях дизель-генераторной и хранения топлива должно быть предусмотрено устойчивым к воздействию нефтепродуктов;

помещение дизель-генераторной следует оборудовать системой газоанализа. Сигнал о достижении 10% от НКПР должен поступать в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала;

помещение дизель-генераторной следует оборудовать автоматическими установками пожаротушения и первичными средствами пожаротушения, а также сухотрубами с установленными на них пеногенераторами и выведенными наружу патрубками для подключения передвижной пожарной техники;

под агрегатами дизель-генераторов необходимо установить поддоны, рассчитанные на пролив всего объема находящегося в них горючих жидкостей;

помещения дизель-генераторной должны быть оборудованы обособленными системами общеобменной вентиляции, на воздуховодах общеобменной вентиляции необходимо устанавливать огнезадерживающие клапана с пределом огнестойкости не менее EI 90;

ручная заправка топливом ДГУ должна быть предусмотрена с использованием герметичных канистр объёмом не более 20 л с заливом топлива в канистры на стационарных АЗС;

сообщение помещений подземной автостоянки со смежными техническими помещениями, не входящими в ее состав, и со смежными пожарными отсеками предусмотреть через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы со стороны автостоянки. Двери в технических помещениях и двери тамбур-шлюзов должны быть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI60;

отделение помещения с дизель-генератором от остальных помещений противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 180, с заполнением проемов 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении;

установка в проёмах противопожарных стен, разделяющих подземную автостоянку в одном уровне на пожарные отсеки, противопожарных ворот и дверей (в воротах или рядом) с пределом огнестойкости не менее EI 90 с устройством дренчерной завесы из расчета 0,5 л/с на метр ширины защищаемых проёмов без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре;

отделение рамп в подземной автостоянке от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 180 и противопожарными воротами (дверями) 1-го типа;

устройство не менее одной открытой лестницы, ведущей на уровень основного этажа и далее наружу с антресолей в атриуме в осях В-Ж;21-24, В-Ж;29-32. Материалы отделки антресоли и лестницы должны быть предусмотрены группы НГ. Предел огнестойкости несущих конструкций антресоли и открытой эвакуационной лестницы предусмотрены не менее R60. Перекрытия антресоли предусмотреть не менее REI60. Допускается применение тонкослойных огнезащитных покрытий для стальных конструкций. Предусмотреть ограждение антресолей и открытых эвакуационных лестниц высотой не менее 1,2 м. Антресоль должна быть с числом пребывания людей не более 20 человек. Допускается устанавливать на антресолях столы и столики из материалов группы НГ при обеспечении ширины эвакуационных проходов, в т.ч. между столами не менее 1 м;

противодымная защита путей эвакуации, включающая в себя, в том числе, устройство для эвакуации с надземных этажей незадымляемых лестничных клеток типа Н2 (в том числе без естественного освещения) при отсутствии незадымляемых лестничных клеток типа Н1;

проектирование лестничных клеток для эвакуации в подземной автостоянке незадымляемыми типа Н2 при отсутствии незадымляемых лестничных клеток типа Н3;

перед выходами из лифтов на этажах подземной автостоянки предусматриваются дренчерные завесы со стороны автостоянки и тамбур-шлюзы, в том числе двойные перед лифтами, связывающими этажи автостоянки и более одного надземного этажа;

размещение на 17-м этаже здания только технических помещений и второго уровня офисных помещений при отсутствии на этаже выхода из пожарного лифта;

размещение пожарных лифтов группой из двух лифтов при отсутствии в непосредственной близости от лифта для пожарных в пожарном отсеке подземной автостоянки выхода на эвакуационную лестничную клетку;

проектирование выездов (выходов) в подземной автостоянке в изолированные рампы через противопожарные ворота (двери) 1-го типа с устройством настильных воздушных струй со стороны автостоянки без устройства тамбур-шлюза;

отделение автомойки с выездом и выходом в рампу на -1-ом уровне от автостоянки противопожарными преградами с пределом огнестойкости не менее REI 180 и проектирование выезда (выхода) из автомойки в изолированную рампу через противопожарные ворота (дверь) с пределом огнестойкости не менее EI 60;

проектирование для здания кругового проезда для пожарных автомобилей шириной не менее 6 м на расстоянии не более 16 м от внутреннего края проезда до стен здания при ненормируемом наименьшем расстоянии;

оборудование БЦ системами противопожарной защиты:

  • внутренним противопожарным водопроводом;
  • спринклерным автоматическим пожаротушением, в том числе с повышенной интенсивностью орошения в подземной автостоянке;
  • автоматической пожарной сигнализацией, кроме помещений автостоянки, оборудуемых системой автоматического спринклерного пожаротушения;
  • системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 4-го типа;
  • лифтами для пожарных;
  • аварийным освещением;

для эвакуации в подземной автостоянке (ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO***** и ПО№Тариф PRO*****) при отсутствии незадымляемых лестничных клеток типа Н3 необходимо предусмотреть незадымляемые лестничные клетки типа Н2, имеющие выход наружу, с уклоном маршей не более 1:2, с шириной лестничного марша не менее 1,2 м. Допускается предусматривать эвакуационный выход в изолированную рампу при условии устройства с одной стороны рампы тротуара шириной не менее 0,8 м и уклоном не более 1:6. Допускается в автостоянке измерение длины пути эвакуации проводить не по средней линии проходов и проездов, но с учётом расстановки автомобилей;

входы в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 в автостоянке необходимо предусмотреть через тамбур с ограждающими конструкциями, имеющими предел огнестойкости не менее EI 90, и с противопожарными дверями 1-го типа;

выходы в рампу из помещений хранения автомобилей предусмотреть через противопожарные двери 1-го типа с дополнительной защитой настильными воздушными струями. Выход в рампу из автомойки предусмотреть через противопожарную дверь 1-го типа;

лестничные клетки в осях Б-В;20-21, Б-В;28-29, Б-В;32-33, Ж-И;20-21, Ж-И;24-25 предусмотрены как аварийные выходы;

допускается проектирование здания с эвакуационными лестничными клетками без естественного освещения при условии обеспечения их аварийным освещением со временем автономной работы не менее 1 часа;

для эвакуации из пожарной секции (блок помещений трансформаторной подстанции) необходимо предусмотреть не менее двух лестниц 1-го типа с шириной лестничного марша не менее 0,9 м с уклоном маршей не более 1:2 с выходом непосредственно наружу. Входы в лестничные клетки в ПО№Тариф PRO***** предусмотреть через противопожарные двери 1-го типа;

для эвакуации в надземной части БЦ (ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****, ПО№Тариф PRO*****) со 2-го этажа и выше при отсутствии незадымляемых лестничных клеток типа Н1 должны быть предусмотрены незадымляемые лестничные клетки типа Н2 (в том числе без естественного освещения), при этом лестничные клетки, предназначенные для эвакуации не выше второго этажа и обеспеченные естественным освещением допускается предусматривать типа Л1;

входы в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 в надземной части БЦ следует предусмотреть через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре, с ограждающими конструкциями, имеющими предел огнестойкости не менее EI 90, и с противопожарными дверями 1-го типа;

ширина лестничного марша незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в надземной части БЦ, кроме лестничных клеток в служебной зоне ПО№Тариф PRO*****, должна быть не менее 1,35 м, уклон маршей — не более 1:2;

выход в вестибюль из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 должен предусматриваться через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре, с ограждающими конструкциями, имеющими предел огнестойкости не менее EI 90, и с противопожарными дверями 1-го типа.

для помещений на первом этаже эвакуацию людей необходимо предусмотреть наружу;

выходы из центральных атриумов (пространств внутренних дворов) в осях В-Ж;21-24, В-Ж;29-32 предусмотреть непосредственно наружу через двери суммированной шириной не менее 5 м в свету на прилегающую территорию;

в подземной автостоянке не предусмотрены места для маломобильных групп населения;

в подземной части здания допускается эвакуация из автостоянки через соседние пожарные отсеки автостоянки с учетом требований ст.89 №Тариф PRO*****;

в надземной части здания допускается эвакуация из общественных помещений через соседние пожарные отсеки общественного назначения с учетом требований ст.89 №Тариф PRO*****;

отделение помещений на надземных этажах, примыкающих к атриумным зонам, от нее противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 и противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или отделяться витражными перегородками из закалённого стекла толщиной не менее 6 мм с ненормируемым пределом огнестойкости, защищаемыми дополнительно установленными спринклерными оросителями со стороны помещений на расстоянии 0,5 м от витражных перегородок с шагом между оросителями не более 2 м, с учетом орошения всей площади оконных проемов;

устройство противопожарных штор с пределом огнестойкости не менее EI45 с орошением их спринклерными оросителями с обоих сторон на 1-ом и 2-ом этаже в местах перехода из центральной пожарной секции здания в атриумные зоны;

устройство пожаробезопасных зон для маломобильных групп населения (МГН);

устройство в здании опорного пункта пожаротушения, укомплектованного противопожарным оборудованием;

устройство в центральных атриумах в качестве заполнения световых фонарей:

  • неорганических материалов с защитой от осыпания осколков;
  • органических материалов с показателями не ниже РП1, В2, Г2, Д3, Т3 с исключением расплава и исключением мест размещения пожарной нагрузки под таким покрытием;

проведение расчетного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом, что:

эвакуация с этажей может осуществляться по проходам (галереям, ярусам) между многосветным пространством и помещениями, в него выходящими;

разработка и согласование с ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;

вывод сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты по радиоканалу на пульт ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы