«на техническое перевооружение, переустройство и перепланировку в части обеспечения пожарной безопасности объекта «Замена эскалаторных комплексов на станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена»

Дата публикации 31.08.2023
Количество просмотров 17
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 21.12.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта «на техническое перевооружение, переустройство и перепланировку в части обеспечения пожарной безопасности объекта «Замена эскалаторных комплексов на станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена».


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием и нормативных требований пожарной безопасности к:

  • техническому перевооружению, переустройству и перепланировке станции метрополитена, являющейся объектом культурного наследия регионального значения.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

допускается при техническом перевооружении, переустройстве и перепланировке станции, при которых не изменяются пожарно-технические характеристики станции (функциональное назначение, огнестойкость, высота, количество уровней), не применять действующие нормативные требования пожарной безопасности в части, касающейся противопожарных расстояний, подъездов и проездов пожарной техники, источников наружного противопожарного водоснабжения, и сохранять ранее принятые решения, при этом до ввода станции в режим посадки и высадки пассажиров должен быть разработан или откорректирован (при наличии) план тушения пожара, подлежащий утверждению в ГУП «Московский метрополитен» и Главном управлении МЧС России по г. Москве;

запрещается при техническом перевооружении, переустройстве и перепланировке станции предусматривать помещения категорий А и Б по взрывопожарной опасности;

определение категорий пожарной опасности для помещений производственного и складского назначения расчетом по СП 12.13130.2009 или принятие без расчета по прил. Е СП 120.13330.2012. Помещения иного назначения разделению на категории не подлежат;

использование при техническом перевооружении, переустройстве и перепланировке станции для эвакуации людей существующих лестничных клеток, при этом должны быть выполнены следующие требования пожарной безопасности:

  • оборудовать лестничные клетки аварийным освещением и световыми указателями направления движения к выходам, подключаемыми к аварийному освещению, при этом в лестничных клетках надземных уровней допускается не устраивать световые проемы в наружных стенах на первом наземном уровне. Предусмотреть электроприемники аварийного освещения I особой категории надежности электроснабжения;
  • предусмотреть выход из машинного зала эскалаторов в лестничную клетку, ведущую в пассажирскую зону первого наземного уровня, через тамбур-шлюз 1-го типа. Допускается при выходе из данной лестничной клетки в пассажирскую зону не предусматривать тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре, при этом дверь этого выхода должна быть противопожарной 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым». Внутренние стены данной лестничной клетки должны быть с пределами огнестойкости не менее REI 120;
  • предусмотреть одну из двух лестничных клеток надземных уровней с выходом через тамбур наружу путем устройства на первом наземном уровне смещаемых в плане внутренних стен лестничной клетки. Обеспечить пределы огнестойкости смещаемых в плане внутренних стен лестничной клетки и перекрытия над ними не менее REI 120. Допускается выход из второй лестничной клетки предусматривать через тамбур в пассажирскую зону, при этом все двери тамбура должны быть противопожарными 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым»;
  • установить в проемах лестничных клеток (кроме наружного выхода) противопожарные двери 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым»;
  • подтвердить достаточность проектных решений для обеспечения безопасной эвакуации людей по существующим лестничным клеткам расчетом с использованием методов, изложенных в Методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****;

допускается на путях эвакуации людей размещение проходных пространств (тамбуров), не являющихся помещениями;

отнесение к эвакуационным выходам из технически перевооружаемых, переустраиваемых и перепланируемых частей станции выходов, которые ведут:

  • 1) из помещений первого наземного уровня наружу:
    • а) через лестничную клетку и тамбур;
    • б) через пассажирскую зону и входные тамбуры;
    • в) через пассажирскую зону, лестничную клетку и тамбур;
    • г) через коридор, лестничную клетку и тамбур.

Допускается из кладовых эскалаторной и диспетчерской служб, размещаемых на первом наземном уровне, предусматривать выход через лестничную клетку и тамбур в пассажирскую зону и далее до выхода наружу, при этом отделить данные кладовые от лестничной клетки стенами с пределами огнестойкости не менее REI 120 с заполнением проема противопожарной дверью 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым»;

  • 1) из помещений надземных уровней:
    • а) через коридор или тамбур в лестничную клетку, имеющую выход через тамбур в пассажирскую зону;
    • б) непосредственно или через коридор в лестничную клетку, имеющую выход через тамбур наружу;
  • 3) в соседнее помещение, расположенное на том же уровне станции и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2;
  • 4) из помещений на уровне машинного зала эскалаторов:
    • а) через машинный зал эскалаторов и тамбур-шлюз в лестничную клетку, имеющую выход в пассажирскую зону первого наземного уровня и далее до выхода наружу;

Допускается из электрощитовой, размещаемой на уровне машинного зала эскалаторов, предусматривать выход непосредственно в лестничную клетку, ведущую в пассажирскую зону первого наземного уровня, при этом отделить электрощитовую от лестничной клетки стенами с пределами огнестойкости не менее REI 120 с заполнением проема противопожарной дверью 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым».

Предусмотреть выход из кладовой горюче-смазочных материалов и из вентиляционной камеры данной кладовой в машинный зал эскалаторов через тамбур-шлюз 1-го типа;

  • 5) из помещения дежурного по станции на платформе:
    • а) через платформенный зал, эскалаторный наклон в пассажирскую зону первого наземного уровня и далее до выхода наружу.

допускаются в полу на путях эвакуации перепады высот менее 45 см с устройством пандусов с уклоном не более 1:6. Допускается из помещения касс по условиям технологии предусматривать перепад высот менее 45 см, но не менее 30 см, с устройством лестниц с тремя ступенями высотой 100 мм каждая с проступью 330 мм по ГОСТ 8717-2016 либо с устройством пандусов с уклоном не более 1:6. При проектировании указанных лестниц выполнить следующие требования пожарной безопасности:

  • установить в местах устройства таких лестниц знак W09 «Внимание. Опасность (прочие опасности)» по ГОСТ 12.4.026-2015 с поясняющей надписью: «Осторожно. Низкие ступени»;
  • ограничить количество кассиров в помещении касс до четырех человек включительно;

допускается по условиям технологии на путях эвакуации людей устанавливать турникеты. Технические решения турникетов должны обеспечивать открывание и блокирование турникетов в открытом состоянии вручную. В дополнение к ручному допускается применять автоматический и дистанционный способы открывания. В каждом ряду турникетов должен быть предусмотрен расширенный проход или турникет шириной не менее 1,0 м;

допускается по условиям технологии на путях эвакуации людей устанавливать двери типа «метро». Двери типа «метро» должны быть маятниковыми, шириной не менее 0,8 м и высотой не менее 1,9 м. В каждом ряду дверей типа «метро» должно быть не менее одной расширенной двери шириной не менее 0,9 м, которая должна иметь приспособления для фиксации в открытом положении;

размещение в коридорах на путях эвакуации персонала инженерных коммуникаций (кроме газопроводов и трубопроводов с горючими жидкостями), встроенных и невстроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, при этом не должна уменьшаться требуемая высота и ширина путей эвакуации. Допускаются в коридорах (на участках коридоров), через которые эвакуируется не более 15 человек, на путях эвакуации персонала локальные участки с уменьшенной высотой и (или) шириной путей эвакуации, при этом должны быть выполнены следующие требования:

  • участки уменьшения ширины путей эвакуации, но не менее 0,9 м на длине до 0,6 м, должны быть обозначены знаком W30 по ГОСТ 12.4.026-2015 в фотолюминесцентном исполнении;
  • участки уменьшения высоты путей эвакуации, но не менее 1,8 м на длине до 0,6 м, должны быть обозначены знаком W09 по ГОСТ 12.4.026-2015 с поясняющей надписью на табличке «Осторожно! Низкий потолок» в фотолюминесцентном исполнении;

отделение (на период технического перевооружения, переустройства и перепланировки) эскалаторного наклона от платформенного зала станции противопожарной перегородкой 1-го типа;

допускается кладовые расходных запасов материалов размещать на различных уровнях станции, при этом они должны выделяться противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверями не ниже 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым»;

отделение пассажирской зоны вестибюля от служебных коридоров и категорируемых по пожарной опасности помещений, кроме помещений категории Д и помещений с мокрыми процессами, противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверями не ниже 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым»;

отделение пассажирской зоны вестибюля от помещений кассового блока, постов полиции и помещений досмотра багажа ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45 без нормирования пределов огнестойкости заполнения проемов в указанных помещениях;

применение отделочных и облицовочных материалов на путях движения пассажиров и персонала из материалов класса пожарной опасности не более КМ1;

выполнение каркасов подвесных потолков из негорючих материалов. Допускается применить окрашенные лакокрасочными покрытиями каркасы подвесных потолков группы горючести не ниже Г1;

защита технически перевооружаемых, переустраиваемых и перепланируемых частей станции автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации в соответствии с требованиями СП 120.13330.2012 и СП 5.13130.2009;

защита автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации не подлежат помещения, указанные в пункте А.4 приложения А СП 5.13130.2009, кроме вентиляционной камеры кладовой горюче-смазочных материалов, которая должна быть оборудована автоматическими установками пожаротушения;

осуществление вывода сигнала о пожаре в диспетчерский пункт станции с дублированием данного сигнала в диспетчерский пункт линии;

защита подбалюстрадного пространства эскалаторного тоннеля при пожарной нагрузке более 180 МДж/м2 автоматическими установками пожаротушения. При пожарной нагрузке 180 МДж/м2 и менее автоматические установки пожаротушения не требуются;

применение для защиты электрических шкафов и шкафов ввода и управления эскалаторами автоматические установки газового пожаротушения;

допускается из существующих коридоров без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м не предусматривать удаление продуктов горения системами вытяжной противодымной вентиляции, при этом должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • помещения, выходящие в данные коридоры, кроме помещений категории Д по пожарной опасности и помещений с мокрыми процессами, должны быть отделены от этих коридоров противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проемов противопожарными дверями не ниже 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении с контуром уплотнения «холодный дым»;
  • данные коридоры должны быть оборудованы речевой системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с установкой световых указателей направления движения к выходам, подключаемым к аварийному освещению;
  • подтвердить достаточность проектных решений для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре через данные коридоры расчетом с использованием методов, изложенных в Методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****;

допускается из машинного зала эскалаторов, электрические шкафы которого и шкафы ввода управления эскалаторами защищаются автоматическими установками газового пожаротушения, не предусматривать удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции, при этом для удаления газового огнетушащего состава следует использовать общеобменную вентиляцию машинного зала эскалаторов или передвижные вентиляционные установки;

допускается не предусматривать удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции из пассажирской зоны наземного вестибюля при условии, что в вестибюле отсутствуют организации торговли и сервиса и вендинговые аппараты (кроме банкоматов и автоматов по продаже билетов);

допускается в отдельных обоснованных случаях, обусловленных стесненными объемно-планировочными решениями, на основании требований п. 13.3.12 СП 5.13130.2009 установку точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей относительно близлежащих предметов и устройств, до электросветильников производить в соответствии с требованиями технической документации завода изготовителя, при этом размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности;

проектирование при техническом перевооружении, переустройстве и перепланировке станции на первом наземном уровне вестибюля помещения опорного пункта пожаротушения площадью не менее 10 м2, в котором должны храниться средства и оборудование: переходные соединительные головки для подключения пожарных рукавов диаметром 51 мм к поливочным кранам тоннельного водопровода – 2 ед.; комплект тушения пожаров в тоннеле – 1 ед.; огнетушители воздушно-эмульсионные ОВЭ-6(з) – 4 ед.; носимые радиостанции Единой радиоинформационной системы метрополитена – 2 ед.;

устройство на уровне платформенного зала в помещении дежурного по станции места для хранения оборудования: устройство подвагонного пожаротушения – 1 ед.; носилки (спинальные щиты) – 6 ед.;

устройство на уровне платформенного зала места (зоны, ниши) для хранения спасательной тележки;

разработка для станции инструкции, предусматривающей организацию встречи пожарных подразделений и выдачу старшим кассиром билетным или представителем службы безопасности в кассовом зале плана тушения пожара и двух носимых радиостанций Единой радиоинформационной системы метрополитена руководителю тушения пожара первого прибывшего подразделения пожарной охраны, подлежащую утверждению в ГУП «Московский метрополитен»;

допускается для станции, не являющейся вновь проектируемой и являющейся объектом культурного наследия, а также работающей в период технического перевооружения, переустройства и перепланировки на проход поездов, не выполнять действующие нормативные требования, установленные п. 5.16.6.13 СП 120.13330.2012, при этом должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • разместить в торцах платформы станции на период работы станции на проход поездов удвоенное количество первичных средств пожаротушения: 2 комплекта тушения в тоннеле; 2 устройства подвагонного пожаротушения; 8 огнетушителей воздушно-эмульсионных ОВЭ-6(з); 4 огнетушителя передвижных воздушно-эмульсионных ОВЭ-50(з);
  • разработать на период работы станции на проход поездов инструкцию о порядке использования платформы станции в качестве перехода людей с аварийного пути на неаварийный путь при эвакуации, подлежащую утверждению в ГУП «Московский метрополитен»;
  • разработать на период работы станции на проход поездов инструкцию о порядке вывоза пассажиров с платформы станции по неаварийному пути, эвакуирующихся и спасающихся из тоннеля аварийного пути, подлежащую утверждению в ГУП «Московский метрополитен»;
  • организовать на период проведения строительных работ на платформе станции дежурство на ней не менее двух добровольных пожарных из состава сводного боевого расчета добровольной пожарной дружины.

Указанные мероприятия в обязательном порядке должны быть отражены в проектной документации в разделе «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;

уведомление в письменном виде подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого находится станция, о дате начала и окончания строительных работ по техническому перевооружению, переустройству и перепланировке станции и направить в данное подразделение копии утвержденных инструкций;

другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы