Многоквартирный жилой комплекс со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и объектами социальной инфраструктуры, по адресу: по адресу г. Москва, внутригородское муниципальное образование Войковский, Старопетровский пр., вл. 8

Дата публикации 31.08.2023
Количество просмотров 22
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 21.12.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: Многоквартирный жилой комплекс со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и объектами социальной инфраструктуры, по адресу: по адресу г. Москва, внутригородское муниципальное образование Войковский, Старопетровский пр., вл. 8.


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • проектированию подземной автостоянки c площадью этажа пожарного отсека более 3000 м2, но не более 17000 м2;
  • размещению в подземной автостоянке легковых автомобилей мест хранения малых транспортных средств (МХМТС);
  • размещению в подземной автостоянке помещений кладовых;
  • размещению технических помещений по обслуживанию проектируемого здания, располагающихся на этажах подземной автостоянки, без устройства  тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре перед входом;
  • устройству одного эвакуационного выхода с этажа многоквартирного (секционного) жилого дома с площадью секции более 550 м2, но менее 600 м2;
  • проектированию квартир, расположенных на высоте более 15 м без устройства аварийных выходов;
  • обеспечению эвакуации с этажей жилого здания Ф 1.3 секционного типа высотой более 50 м по незадымляемым лестничным клеткам типа Н1 или/и Н2 без устройства естественного освещения;
  • устройство общего вестибюля, в уровне первого этажа, для 2-х смежных жилых секций;
  • отсутствию требований пожарной безопасности для жилого здания с простенками высотой менее 1,2 м (но не менее 0,6 м) в местах примыкания междуэтажных перекрытий к глухим участкам наружных стен;
  • устройству выходов на кровлю из незадымляемой лестничной клетки типа Н1 или/и Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам;
  • устройству выхода из насосной пожаротушения непосредственно наружу через коридор и лестничную клетку;
  • устройство машиномест и зарядных устройств для электромобилей (электрокаров) в подземной автостоянке;
  • устройство технического пространства (этажом не является);
  • размещение подземной встроенной автостоянки с устройством технических и вспомогательных помещений ее не обслуживающих, расположенных под группой помещений класса Ф1.1 дошкольная образовательная организация (ДОО);
  • устройство обособленных выходов из подземных и наземных этажей через объем лестничной клетки в жилых домах высотой более пяти этажей.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование подземной стоянки, жилых секций, ДОО, ФОКа- I степени огнестойкости, С0 класса конструктивной пожарной опасности,

деление объекта на пожарные отсеки, а именно (при разработке проектной документации количество пожарных отсеков может быть увеличено):

  • ПО №Тариф PRO***** подземная автостоянка с пандусами (в том числе технические помещения к ней не относящиеся (при наличии) с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 17000 м2;
  • ПО №Тариф PRO***** – секции 1-5 (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3), высотой не более 75 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;
  • ПО №Тариф PRO***** – ДОО (класс функциональной пожарной опасности Ф1.1), высотой не более 9 м  и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1500 м2;
  • ПО №Тариф PRO***** – секции 6-7 (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3), высотой не более 75 м  и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;
  • ПО №Тариф PRO***** – ФОК (класс функциональной пожарной опасности Ф3.6), высотой не более 12 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1500 м2;

деление пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 одним или сочетанием нескольких из следующих способов:

  • противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 (заполнение проемов – противопожарное, с пределом огнестойкости не менее EI 30);
  • устройство противопожарных зон (проездов, проходов) шириной не менее 6 метров свободных от пожарной нагрузки и обозначенных фотолюминесцентными знаками с пояснительной надписью «Парковка запрещена» по ГОСТ 12.04.026-2001, в сочетании с устройством плотных (не пропускающих дым) вертикальных конструкций из негорючих материалов (завесы, экраны и др.), опускающихся или устанавливаемых стационарно с пределом огнестойкости E30. Размер экрана (высоту) следует определить расчетом (образования дымового слоя);
  • устройство противопожарных зон (проездов) шириной не менее 8 метров свободных от пожарной нагрузки и обозначенных фотолюминесцентными знаками с пояснительной надписью «Парковка запрещена» по ГОСТ 12.04.026-2001;

оборудование объекта комплексом систем противопожарной защиты, а именно:

  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • внутренним противопожарным водопроводом согласно СП 10.13130.2009;
  • автоматической системой спринклерного пожаротушения:
    • для подземной автостоянки с интенсивностью подачи воды не менее 0,16 л/с×м2 и расчётной площадью тушения 120 м2. Продолжительность работы установки предусматривается не менее 60 минут;
    • для общих вестибюлей для двух смежных секций с интенсивностью подачи воды не менее 0,08 л/с×м2;
  • противодымной защитой (вытяжная противодымная вентиляция из помещений хранения автомобилей, поэтажных коридоров, прилегающих к незадымляемым лестничным клеткам, вестибюлей жилых секций, и подача наружного воздуха при пожаре приточно-вытяжной противодымной вентиляции в пожаробезопасные зоны, в тамбур-шлюзы перед шахтами лифтов, лестничными клетками, в лифтовые шахты);
  • оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре для подземной автостоянки, жилой части, ДОО, ФОКа не ниже 3-го типа, для встроенных помещений общественного назначения на первом этаже — не ниже 2-го типа;

эвакуация людей из жилых секций по незадымляемым лестничным клеткам типа Н1 или/и Н2 (в том числе без естественного освещения). Вход в незадымляемые лестничные клети типа Н1 или/и Н2, на этажах выше первого, предусматривается через лифтовой холл (являющийся зоной безопасности), отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, и коридор. Вход в указанные лестничные клетки из вестибюля первого этажа (при наличии) предусмотрен через противопожарную дверь 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (без устройства тамбур-шлюза). В указанных лестничных клетках предусматривается аварийное освещение;

при отсутствии аварийных выходов из квартир жилых секций расположенных на высоте более 15 м, в том числе для секций с площадью квартир более 550 м2 но менее 600 м2, следует предусматривать:

  • для эвакуации людей с этажей жилых секций допускается предусматривать одну незадымляемую лестничную клетку типа Н1 или/и Н2 (в том числе без естественного освещения) с шириной маршей не менее 1,05 м, с входом на лестницы, на этажах выше первого, через лифтовой холл, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, или через пожаробезопасную зону;
  • в квартирах, расположенные в секциях площадью более 550 м2 но не более 600 м2 предусматривается установка в каждом жилом помещении квартиры одного адресно-аналогового пожарного извещателя, при этом оборудование автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями допускается не предусматривать. Квартиры, расположенные в остальных секциях, допускается оборудовать пожарной сигнализацией в соответствии с СП 5.13130.2009;
  • обеспечить защиту внеквартирных коридоров автоматической установкой спринклерного пожаротушения, с установкой оросителей над дверями квартир или двери квартир выполнить противопожарными;
  • принять показатели работы автоматической спринклерной установки пожаротушения (интенсивность, время работы, расчетная площадь пожара) согласно СП 5.13130.2009 как для помещений 1 группы (при выборе данного способа защиты помещений квартир);
  • применить в данных жилых секциях корпусов систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре не ниже 3-го типа;

устройство в подземном этаже мест хранения малых транспортных средств (МХМТС), разделённых сетчатыми ограждениями, с общей площадью открытых отверстий в ограждающих конструкциях не менее 50%. Для  предотвращения возможного растекания топлива при пожаре за пределы мест хранения малых транспортных средств предусмотреть их отбортовку по периметру из негорючих строительных материалов или строительных конструкций высотой не менее 4 см;

устройство на первом этаже общего вестибюля для двух смежных жилых секций допускается при условии оборудования вестибюля автоматической системой спринклерного пожаротушения, системой дымоудаления и устройством лифтовых холлов, выгороженных противопожарным перегородками первого типа, для каждой группы лифтов. Отделка общего вестибюля материалами не опаснее КМ0. Эвакуационные лестничные клетки, выходящие в вестибюль из разных секций, имеют выходы непосредственно наружу. Общий вестибюль выгораживается от примыкающих помещений и коридоров перегородками 1-го типа;

размещение в подземной автостоянке легковых автомобилей индивидуальных кладовых для жильцов (площадью не более 15 м2) и блоков кладовых (площадью не более 250 м2) при условии выполнения следующих мероприятий:

  • отделения кладовых от зоны хранения автомобилей противопожарными стенами с пределом огнестойкости REI150 без устройства тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре;
  • кладовые в составе блока допускается отделять друг от друга и коридоров (проходов внутри блока кладовых) перегородками с ненормируемым пределом огнестойкости. Допускается в составе блока кладовых предусматривать перегородки кладовых не до перекрытия;
  • коридоры блоков кладовых (площадью не более 250 м2) должны быть обеспечены устройством постоянного включенного аварийного (эвакуационного) освещения и устройством ФЭС;
  • в блоках кладовых следует предусмотреть устройство автоматического пожаротушения, с параметрами по второй группе Приложения Б СП 5.13130.2009;
  • в блоках кладовых следует предусмотреть СОУЭ не ниже 3-го типа;
  • систему противодымной вентиляции кладовых предусмотреть совмещенную с системой противодымной вентиляции подземной автостоянки;
  • в кладовых допускается хранение вещей, оборудования, овощей и т.п. Максимальное значение удельной пожарной нагрузки должно соответствовать категории помещения В4 в соответствии с требованиями СП 12.13130.2009. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек) в хозяйственных кладовых не допускается;
  • эвакуационные выходы из индивидуальных кладовых для жильцов (площадью не более 15 м2) и блоков кладовых площадью не более 250 м2, запроектированных как одно помещение, в котором перегородки кладовых выполнены не до перекрытия, допускается предусматривать через помещение для хранения автомобилей;
  • между кладовыми (местами для хранения) в блоках кладовых необходимо предусмотреть устройство проходов шириной не менее 1 м и высотой не менее 2 м;
  • из каждого блока кладовых предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов шириной не менее 0,8 м каждый с количеством мест хранения более 15 (с единовременным пребыванием более 15 человек) при меньшем количестве– один выход;
  • эвакуация из индивидуальных кладовых для жильцов (площадью не более 15 м2) и блоков кладовых (площадью не более 250 м2) должна быть подтверждена расчетном риска по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****;

выделение технических помещений для размещения инженерного оборудования, располагающихся на этажах подземной автостоянки от помещений для хранения автомобилей стенами с пределом огнестойкости не менее R(EI) 150. Сообщение указанных помещений с помещениями автостоянки и рампы не входящими в их состав следует предусматривать по одному из следующих вариантов:

  • через тамбур-шлюз первого типа с подпором воздуха при пожаре без устройства дренчерной завесы;
  • через противопожарную дверь (ворота) 2-го типа с устройством дренчерной завесы со стороны автостоянки,  рампы с расходом не менее 1 л/с на метр проема;
  • через дверь 1-го типа в дымогазонапроницаемом исполнении без устройства дренчерной завесы и без тамбур-шлюза первого типа с подпором воздуха при пожаре;

устройство выхода из насосной пожаротушения непосредственно наружу через коридор и лестничную клетку. Предусмотреть размещение насосной пожаротушения на подземном этаже, выгороженной противопожарными стенами 2-го типа и устройство светоуказателей направления движения для пожарных подразделений к насосной пожаротушения с уровня земли с соответствующей надписью;

размещение подземной встроенной автостоянки с устройством технических и вспомогательных помещений ее не обслуживающих, расположенных под группой помещений класса Ф1.1 дошкольная образовательная организация (ДОО) допускается при отделении ДОО от автостоянки техническим пространством. Предел огнестойкости  перекрытий технического пространства со стороны автостоянки и со стороны ДОО должен быть предусмотрен не менее REI 150. Сообщение ДОО с автостоянкой не допускается;

при устройстве технического пространства, не являющимся этажом, необходимо предусмотреть следующие мероприятия:

  • техническое пространство в пределах одного пожарного отсека следует отделять от примыкающих помещений и коридоров (расположенных в том числе на других этажах) строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 150. При этом указанное техническое пространство допускается не делить посекционно;
  • из технических пространств следует предусматривать по одному аварийному выходу на каждое пространство (без устройства эвакуационных выходов) в эвакуационный коридор или в лестничную клетку через противопожарный люк 1-го типа размером не менее 0,6 х 0,8 м непосредственно или через тамбур;
  • высоту прохода в техническом пространстве следует предусматривать не менее 1,5 м. Ширина прохода должна составлять не менее 0,9 м. На отдельных участках протяжённостью не более 2 м допускается уменьшать высоту прохода до 1,2 м, а ширину – до 0,7 м.
  • техническое пространство следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией (далее – АПС), системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее – СОУЭ) – 2-го типа;
  • техническое пространство, при наличии в нём оборудования, или горючих материалов и конструкций (за исключением: канальных вентиляторов, выполненных из материалов группы горючести НГ, щитов обслуживания вентиляционного оборудования с клеймными соединениями и подходящими кабелями в исполнении нг-FRLS; а также трубопроводов систем канализации и водоснабжения, выполненных из полимерных материалов; изоляционных материалов воздуховодов и трубопроводов, относящихся к материалам группы горючести не выше Г1 следует оборудовать внутренним противопожарным водопроводом  – с характеристиками 2х2,5 л/с (в дополнение к АПС и СОУЭ);

устройство общих тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре для лестничных клеток и лифтов с подтверждением эффективности системы расчётом параметров системы противодымной вентиляции;

при устройстве обособленных выходов из подземных и наземных этажей через объем лестничной клетки в жилых домах высотой более пяти этажей ообъёмы наземной и подземной частей лестничных клеток выделяются стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150, а в пределах этажа выхода наружу разделить глухой противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее EI 150 в пределах одного этажа;

оборудование подземного этажа автоматической установкой пожаротушения и системой вытяжной противодымной вентиляции без устройства окон с приямками;

размещение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения, противопожарного водопровода и хозяйственно-питьевого водопровода с выделением его перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (воротами) 1-го типа;

устройство всех незадымляемых лестничных клеток без естественного освещения, с устройством в указанных лестничных клетках аварийного эвакуационного освещения;

проведение расчетного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом, что:

  • из каждого помещения для хранения автомобилей должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, ведущих непосредственно на лестничные клетки или в соседнее помещение, расположенное в смежной части автостоянки и обеспеченное выходами непосредственно на лестничные клетки;
  • расстояние в подземной автостоянке, в том числе из тупиковой части, от наиболее удалённого места хранения автомобилей (велосипедов, МХМТС), помещений до ближайшего эвакуационного выхода допускается предусматривать не более 80 м;
  • ширину эвакуационных выходов из подземной автостоянки, а также ширину лестничного марша подземной автостоянки допускается предусматривать не менее 1 м;
  • эвакуационные выходы из помещений, не относящихся к автостоянке, допускается предусматривать через помещение для хранения автомобилей в эвакуационные лестничные клетки.
  • устройство дымовых зон для подземной автостоянки площадью не более 4000 м2 обслуживаемых общей системой противодымной вентиляции, учитывая, что пожар произошел в одной из частей (зон) и с подтверждением расчётом параметров системы противодымной вентиляции.

устройство отдельных зон для зарядки электромобилей в помещении хранения автомобилей. При этом аккумуляторы электромобилей не должны выделять вещества, способные образовать взрывопожароопасную среду, в том числе водород. При этом электрические сети для зарядки электромобилей должны быть предусмотрены со степенью защиты не менее IP 44, а также обеспечены устройством защитного отключения, в том числе и при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты. В указанной зоне для зарядки электромобилей предусмотрено устройство аварийной вентиляции от газоанализаторов;

устройство для ограничения распространения пожара между этажами по вертикали участков наружных стен (междуэтажные пояса) в местах примыкания к перекрытиям, глухими, высотой не менее 1,2 м (от верха окна нижележащего этажа до низа окна вышележащего этажа) с пределом огнестойкости не менее EI 60. При определении высоты указанных участков следует суммировать выступающие за плоскость наружной стены горизонтальные участки конструкций балконов (лоджий) и/или междуэтажных перекрытий (измерение расстояния следует осуществлять по контуру, т.е. повторяя наружный контур конструкции.  Допускается выполнять указанные междуэтажные пояса высотой не менее 0,6 м с пределом огнестойкости не менее EI 90 – в сочетании с заполнением нижней или верхней части оконного проёма глухим (не открывающимися) закалённым стеклом класса пожарной опасности К0. Общая высота междуэтажных поясов, включающая глухие участки наружных стен и фрамуг с закаленным стеклом, должна составлять не менее 1,2 м;

использование кабельных изделий в соответствии с требованиями  ГОСТ Р 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»  и ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания»;

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ГУ МЧС России по г. Москве, с подтверждением следующих проектных решений:

  • расстояние от внутреннего края проезда до стен Объекта не более 16 м. Минимальное расстояние не регламентируется;
  • к каждому Корпусу допускается предусматривать подъезд с одной стороны;
  • для подъезда к Объекту предусматриваются тупиковые проезды длиной не более 50 м без устройства разворотной площадки;
  • допускается локальное уменьшение ширины проездов, но не менее 4,2 м;
  • отсутствие сквозных проходов через лестничные клетки, расположенные на расстоянии не более 100 м друг от друга;
  • отсутствие сквозных проездов для пожарной техники для зданий с длинной фасадов более 300 м;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы