Многоквартирный жилой комплекс с нежилыми помещениями на первых этажах, детской дошкольной образовательной организацией на 100 мест и подземным гаражом по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл. 30 на участке с кадастровыми номерами 77:08:0011001:6851, 77:08:0011001:6852, 77:08:0011001:6853, 77:08:0011001:6854, 77:08:0011001:6855. Изменения №1

Дата публикации 21.08.2023
Количество просмотров 18
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 02.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: «Многоквартирный жилой комплекс с нежилыми помещениями на первых этажах, детской дошкольной образовательной организацией на 100 мест и подземным гаражом по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл. 30 на участке с кадастровыми номерами 77:08:0011001:6851, 77:08:0011001:6852, 77:08:0011001:6853, 77:08:0011001:6854, 77:08:0011001:6855. Изменения №Тариф PRO*****».


Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Многоквартирный жилой комплекс с нежилыми помещениями на первых этажах, детской дошкольной образовательной организацией на 100 мест и подземным гаражом по адресу: г. Москва, ул. Берзарина, вл. 30 на участке с кадастровыми номерами 77:08:0011001:6851, 77:08:0011001:6852, 77:08:0011001:6853, 77:08:0011001:6854, 77:08:0011001:6855, ранее согласованы на нормативно-техническом совете УНПР Главного управления МЧС России по г. Москве (письмо от 28.05.2018 №Тариф PRO*****, протокол № Тариф PRO***** от 11.05.2018 г.).


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки более 3000 м2, но не более 14500 м2;
  • сообщению помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (не относящиеся к автостоянке) или смежного пожарного отсека через проемы с заполнением противопожарными дверями 1-го типа, без устройства тамбур-шлюза;
  • устройству подземной автостоянки под помещениями класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1;
  • устройство общих лестничных клеток, предназначенных для эвакуации людей, как из надземных этажей (более 5 этажей), так и из подземных этажей;
  • устройству для эвакуации людей из надземной части жилых корпусов незадымляемых лестничных клеток типа Н2 без незадымляемых лестничных клеток типа Н1 и без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже;
  • устройству наружного пожаротушения жилых зданий с количеством этажей не более 25 и объемом более 150000 м3;
  • устройству выходов на кровлю с незадымляемой лестничной клетки типа Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6х0,8 м по закрепленным стальным стремянкам;
  • отсутствию отдельных выходов наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу из помещений ИТП и насосной станции пожаротушения, расположенных на подземном этаже автостоянки.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование жилого комплекса класса конструктивной пожарной опасности здания С0, высотой не более 75 м;

деление жилого комплекса на пожарные отсеки противопожарными стенами и (или) противопожарными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 150 с параметрами:

  • одноэтажная подземная автостоянка с въездным пандусом, техническим пространством для размещения инженерных коммуникаций без размещения оборудования, техническими и вспомогательными помещениями, в том числе не относящимися к автостоянке — I степени огнестойкости с повышенными пределами огнестойкости основных несущих конструкций до R(EI) 150, класса функциональной пожарной опасности Ф 5.2, площадь этажа в пределах пожарного отсека не более 14500 м2;
  • встроенные помещения дошкольного образовательного учреждения (ДОО) на первом и втором этажах жилого корпуса КЗ — I степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1. Площадь этажа в пределах пожарного отсека принять в соответствии с табл. 6.9 СП 2.13130.2012;
  • жилые корпуса К-3, К4 со встроенными помещениями общественного назначения на 1-м этаже, с техническими помещениями на техническом чердаке — I степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3, площадь этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2.

деление этажа пожарного отсека подземной автостоянки, при превышении площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки (но не более 14500 м2), на части площадью не более 4000 м2 противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проемов противопожарными воротами (шторами) 1-го типа, без устройства дренчерных завес. Проектирование установки пожаротушения в таких частях подземной автостоянки с повышенной интенсивностью орошения не менее 0,16 л/(с*м2), с расчётной площадью тушения  120 м2 и минимальным расходом воды не менее 30 л/с;

определение площади дымовых зон в частях автостоянки расчетом, но не более 4000 м2. При разработке алгоритма работы инженерных систем противопожарной защиты следует учитывать возникновение возможного пожара в соответствующей части автостоянки, при этом допускается к одной шахте присоединять дымовые зоны общей площадью не более 4000 м2;

размещение на этаже автостоянки ВРУ, технических помещений для оборудования, в том числе обслуживающего другие пожарные отсеки, а также технического пространства для прокладки инженерных коммуникаций, при условии выделения стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 150. Взамен тамбур-шлюзов в проемах указанных конструкций для сообщения с помещениями хранения автомобилей допускается предусматривать установку противопожарных дверей (люков) с пределом огнестойкости не менее EIS 60, без устройства дренчерных завес. При этом устройство окон с приямками для технического пространства и технических помещений жилой части, расположенных на подземном этаже автостоянки, допускается не предусматривать. Выходы (входы) из вышеуказанных помещений, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей и (или) в лестничные клетки подземной автостоянки;

устройство проемов с ненормируемыми пределами огнестойкости, расположенных в радиусе 4 метров от въездных ворот подземной автостоянки, при этом глухие конструкции рампы с пределом огнестойкости не менее REI 150 выступают на расстояние не менее 1 метра от жилой части здания;

размещение пожарного отсека подземной автостоянки с помещениями категории В1-ВЗ под помещениями класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (ДОО), при этом между ДОО и пожарным отсеком подземной автостоянки должно быть предусмотрено техническое пространство, отделенное от смежных этажей противопожарными перекрытиями 1-го типа. Выходы (входы) из вышеуказанного технического пространства допускается предусматривать через противопожарные люки 1-го типа размером не менее 0,6х0,8 метра, в том числе в лестничную клетку подземной автостоянки;

устройство в каждом жилом корпусе лифта для транспортирования пожарных подразделений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности». Для пожарных отсеков автостоянки и жилых секций допускается предусматривать общие лифты для пожарных, при этом ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных, пересекающие противопожарное перекрытие, в подземной части здания предусмотреть не менее REI 150;

устройство входов в лифты для пожарных на надземных этажах (кроме первого для жилых секций) через тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре с противопожарными перегородками, имеющие предел огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EIS 60);

устройство входов в лифты для пожарных из подземной автостоянки и подземной части жилых секций через тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре, с противопожарными перегородками, имеющие предел огнестойкости не менее EI 90 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EIS 60) (без устройства двойных тамбур-шлюзов);

устройство общих лестничных клеток, предназначенных для эвакуации людей, как из надземных этажей (более 5 этажей), так и из пожарного отсека подземной автостоянки, при этом из подземных этажей предусмотрены обособленные выходы наружу, отделенные от выходов из надземной части глухими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 150;

проектирование ограждающих конструкций лестничных клеток при смещении внутренних стен в горизонтальной проекции (в том числе горизонтальные переходные участки при устройстве выходов наружу) с пределом огнестойкости стен указанных лестничных клеток;

устройство окон лестничных клеток, расположенных на расстоянии менее 1,2 м от дверных (оконных) проемов помещений, а также на расстоянии менее 4 м в местах примыкания одной части здания к другой с внутренним углом менее 135°, противопожарными 2-го типа. При устройстве дверных проёмов лестничных клеток на расстоянии менее 1,2 м от дверных (оконных) проемов помещений, а также на расстоянии менее 4 м в местах примыкания одной части здания к другой с внутренним углом менее 135°, указанные дверные (оконные) проемы помещений должны предусматриваться противопожарными 2-го типа;

выделение помещения с загрузочным клапаном мусоропровода, выходящих в лифтовой холл на надземных этажах жилых корпусов противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением дверных проемов противопожарными дверями в дымогазонепроницаемом исполнении с пределом огнестойкости не менее EIS 60. Вышеуказанные помещения защищены установкой спринклерного пожаротушения от сети внутреннего противопожарного водопровода через реле потока с параметрами (интенсивность, время работы, расчетная площадь пожара) согласно СП 5.13130.2009 как для помещений 2 группы. Допускается устанавливать спринклеры, запитанные от сети внутреннего противопожарного или хозяйственно-питьевого водопровода через реле потока;

устройство аварийного выхода из квартир на лоджию (балкон) с глухим простенком не менее 1,2 м, с наличием частичного ограждения четвертой стороны лоджии (третьей стороны и (или) второй и третьей стороны – при угловом расположении). При этом площадь строительного проема стороны с частичным ограждением должна быть не менее 2,8 м2, незадымляемость указанных лоджий должна быть подтверждена расчетом;

устройство в подземном этаже, на чердаке здания технического пространства высотой менее 1,8 м для организации доступа к инженерным сетям, без размещения инженерного оборудования. Доступ в это пространство предусмотреть через люки размерами не менее 0,6х0,8 м по металлическим стремянкам, не менее одного на каждые 300 м2 площади пространства, без устройства эвакуационных выходов;

устройство для эвакуации людей с надземных этажей жилых корпусов одной незадымляемой лестничной клетки типа Н2 (без устройства незадымляемой лестничной клетки типа Н1) с шириной маршей не менее 1,05 м с выходом непосредственно наружу. Входы в данные лестничные клетки с этажей предусмотреть непосредственно из поэтажных коридоров через тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре;

устройство эвакуационного освещения в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже. Питание эвакуационного освещения лестничных клеток должно обеспечиваться, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа;

устройство для эвакуации людей из одноэтажной подземной автостоянки обычных лестничных клеток, с шириной маршей и дверных проемов не менее 1 м, имеющих выход непосредственно наружу;

устройство для эвакуации людей из помещений ДОО двух лестничных клеток типа Л 1, с шириной маршей не менее 1,2 м, имеющих выход из одной лестничной клетки непосредственно наружу, а из второй — наружу через вестибюль;

устройство эвакуационных выходов из помещений ИТП и насосной пожаротушения, в лестничную клетку подземной автостоянки непосредственно, через коридор или через помещение для хранения автомобилей, при этом расстояние от дверей насосной до выхода на лестницу не должно превышать 15 м. На путях эвакуации и в помещении насосной станции должно быть предусмотрено эвакуационное освещение и световые указатели направления движения. Предусмотреть устройство световых указателей направления движения пожарных подразделений с улицы к насосной пожаротушения. Питание эвакуационного освещения должно обеспечиваться, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа;

оборудование объекта системами противопожарной защиты:

  • автоматическим спринклерным пожаротушением отсека подземной автостоянки, при этом:
    • осуществление удаления воды, пролитой при испытании или срабатывании АУП с помощью уборочной техники;
    • размещение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения, противопожарного водопровода и хозяйственно-питьевого водопровода, при условии выделения стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 150;
  • автоматической адресно-аналоговой пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании на пульт ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве без участия персонала;
  • системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
    • в подземной автостоянке — не ниже 4-го типа;
    • в жилых корпусах, надземной части — не ниже 2-го типа;
    • в помещения ДОО — не ниже 3-го типа;
  • внутренним противопожарным водопроводом с числом пожарных стволов и минимальным расход воды на внутреннее пожаротушение не менее:
    • в подземной автостоянке — 2 по 5 л/с;
    • на этажах 23-х этажных секций жилых корпусов — не менее 3 по 2,5 л/с;
    • в помещениях ДОО — не менее 1 по 2,5 л/с;
    • совмещение системы внутреннего противопожарного водопровода и автоматического пожаротушения. Для автоматических установок пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода предусмотрена общая группа насосов при обеспечении характеристик каждой из указанных систем пожаротушения;
  • приточно-вытяжной противодымной вентиляцией, с выполнением следующих мероприятий:
    • устройство общей воздухозаборной шахты с пределом огнестойкости не менее EI 150 для приточных систем общеобменной и противодымной вентиляции автостоянки;
    • устройство подпора воздуха при пожаре только в верхнюю зону лифтовых шахт, сообщающихся с надземной и подземной частями ЖК, при условии подтверждения соответствующими расчетами;
    • устройство общих систем общеобменной вентиляции на подземном этаже для технических помещений и помещений автостоянки, относящихся к разным пожарным отсекам, при условии установки противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 150 в местах пересечения воздуховодами противопожарных преград;
    • устройство в пределах одного пожарного отсека (автостоянки) и для разных пожарных отсеков общих приемных устройств наружного воздуха для систем приточной противодымной вентиляции и для систем приточной общеобменной вентиляции, при этом должно быть предусмотрено:
      • вентиляционное оборудование систем приточной противодымной вентиляции и систем приточной общеобменной вентиляции должно быть расположено в отдельных помещениях, которые должны быть выделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150, с заполнением проемов противопожарными дверями EI 60;
      • устройство противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 90 в воздухозаборной шахте (воздуховоде), а также на воздуховодах приточных систем в местах пересечения ими ограждений помещения для вентиляционного оборудования. Для систем приточной противодымной вентиляции следует предусмотреть нормально закрытые клапаны, для систем приточной общеобменной вентиляции следует предусмотреть нормально открытые клапаны;
  • установка в коридорах при угловой конфигурации на жилых этажах длиной более 30 м, но не более 35 м одного дымоприемного устройства, при этом параметры систем противодымной защиты подтвердить расчётом;
  • эвакуационным и аварийным освещением;
  • лифтами для транспортировки пожарных подразделений;

проведение для здания расчётного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом:

  • превышения расстояния по путям эвакуации из тупикового коридора от дверей квартиры до выхода в тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре, но не более 30 м;
  • превышения расстояния по путям эвакуации в подземной автостоянки. При этом указанные расстояния до ближайшего эвакуационного выхода в лестничную клетку, не должны превышать значений, при расположении машиномест: между эвакуационными выходами — 85 м; в тупиковой части помещения — 50 м;
  • ширины маршей и дверных проемов эвакуационных лестничных клеток автостоянки, но не менее 1 м;
  • ширины маршей эвакуационных лестничных клеток ДОО, но не менее 1,2 м;
  • уменьшение ширины горизонтальных участков путей эвакуации и коридоров, в том числе используемых МГН, до 1,4 м;
  • устройство одного эвакуационного выхода из помещений общественного назначения, встроенных в первый этаж здания, при площади каждого не более 120 м2.

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарноспасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийноспасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», с подтверждением выбранных проектных решений, в части:

  • устройства подъездов пожарных автомобилей к корпусам не менее чем с двух сторон;
  • устройства проездов для пожарных автомобилей (в том числе по стилобатной части) шириной не менее 6 м;
  • минимального расстояния от внутреннего края проезда до наружных стен здания не менее 1 м, максимального (фактического) расстояние от края проезда до наружных стен в соответствии с вышеуказанным Отчетом, но не более 18 м;
  • отсутствия сквозных проходов через лестничные клетки в здании на расстоянии не более 100 м друг от друга при обеспечении данных проходов через вестибюль;
  • устройства выходов на кровлю с незадымляемой лестничной клетки типа Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6х0,8 м по закрепленным стальным стремянкам;
  • конструкции дорожной одежды проездов для пожарной техники с учетом нагрузки от пожарных автомобилей, но не менее 16 т/ось;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы