Многоквартирный дом на земельном участке (кадастровый номер: 77:07:0004002:11034), расположенном по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Кунцево, Оршанская улица
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве (протокол № Тариф PRO***** от 30.11.2018 г.)
На согласование представлена документация: Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства: Многоквартирный дом на земельном участке (кадастровый номер: 77:07:0004002:11034), расположенном по адресу: г. Москва, внутригородское муниципальное образование Кунцево, Оршанская улица.
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
- проектированию встроено-пристроенной подземной 2-х этажной автостоянки без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре перед общей для двух этажей рампой;
- проектированию помещений (технических, технологических, вспомогательных, кладовых и т.д.) на этажах автостоянки, не относящихся к ней;
- устройству в двухэтажной встроено-пристроенной подземной автостоянке незадымляемых лестничных клеток типа Н2 взамен незадымляемых лестничных клеток типа Н3;
- проектированию в жилом здании высотой более 28 м лестничной клетки типа Н2, взамен лестничной клетки типа Н1;
- проектированию жилого здания с участками наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (междуэтажные пояса) высотой менее 1,2 м (фактически не менее 0,6 м);
- устройству в жилом здании верхнего технического пространства (технического чердака), используемого для прокладки инженерных коммуникаций, высотой менее 1,8 м, с организацией выхода через общую с жилой частью эвакуационную лестничную клетку.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
проектирование здания I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0;
деление здания на следующие пожарные отсеки:
- пожарный отсек №Тариф PRO***** 1 – подземная автостоянка, включая помещения, к ней не относящиеся (не обслуживающие автостоянку (технические, технологические, вспомогательные помещения, кладовые и т.д.), (в том числе с оборудованием, которое обслуживает другой пожарный отсек), с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 3000 м2;
- пожарный отсек №Тариф PRO***** 2 – надземная 17-ти этажная часть здания с техническим чердаком с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2.
размещение на этажах пожарного отсека №Тариф PRO***** 1 подземной автостоянки вспомогательных помещений, отдельных кладовых, площадью не более 10 м2, технических, технологических помещений (в том числе с оборудованием, которое обслуживает другой пожарный отсек (за исключением венткамер), не обслуживающие автостоянку, с отделением от помещения хранения автомобилей перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 c заполнением проёмов в указанных перегородках противопожарными дверями 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EIS 60 без устройства тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре и дренчерных завес. В подземной автостоянке допускается предусматривать места для хранения велосипедов без выделения их от общего объёма автостоянки противопожарными преградами;
устройство входа в лифт в подземных этажах пожарного отсека №Тариф PRO***** 1 автостоянки через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре. На этажах автостоянки допускается вход в лифты предусматривать через одинарные тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре, выделенных противопожарными перегородками (стенами) с повышенным пределом огнестойкости до EI (REI) 90 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EIS 60;
отделение рампы подземной автостоянки на одном из подземных этажей противопожарными стенами 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными воротами (шторами) 1-го типа с устройством дренчерной завесы (с удельным расходом не менее 1 л/с на погонный метр) с одной из сторон, без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа;
выделение объема лестничной клетки, при смещении по вертикали стен лестничных клеток, строительными конструкциями с пределами огнестойкости не менее REI 120, а междуэтажное перекрытие на участке смещения должно выполняться с пределом огнестойкости не менее REI 120 за счет его опирания на конструкции каркаса здания с таким же пределом огнестойкости;
устройство междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м, при этом общая высота междуэтажных поясов, включающая глухие участки наружных стен в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям высотой не менее 0,6 м и закаленного стекла толщиной не менее 6 мм в верхней (нижней) секции рамы, установленного в оконном проёме с внешней стороны, должна составлять не менее 1,2 м. Участок стеклопакета в нижней (верхней) секции рамы предусматривается глухим (не открывающимся);
выполнение выхода из подземных этажей пожарного отсека №Тариф PRO***** 1 автостоянки через общую с жилой частью (этажностью более 5-ти) лестничную клетку с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее EI 150, расположенной между лестничными маршами от пола подвала (первого подземного этажа) до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;
устройство эвакуационного выхода из помещения с противопожарными насосами, а также из ИТП в подземном этаже через коридор (тамбур), ведущий в лестничную клетку или на лестницу, ведущую непосредственно наружу. При этом длину эвакуационного пути из помещения с противопожарными насосами до выхода в лестничную клетку или на лестницу, ведущие непосредственно наружу предусмотрено выполнить не более 20 м. На данном пути эвакуации предусматривается устройство системы фотолюминесцентной эвакуационной. Перед входом в указанную лестничную клетку или на лестницу (снаружи здания), а также перед входом непосредственно в помещение с противопожарными насосами предусматривается устройство световых табло «насосная станция»;
использование лестничных клеток типа Н2 или Н3, предназначенных для эвакуации людей с этажей пожарного отсека №Тариф PRO***** 1 автостоянки (без устройства входов в лестничные клетки типа Н2 через коридоры), при этом предел огнестойкости внутренних стен лестничных клеток типа Н2 должен составлять не менее REI 150. Вход в лестничную клетку типа Н2 предусмотрено выполнить через противопожарные двери 1-го типа;
использование для эвакуации людей в жилой секции высотой более 50 м (не более 75 м) с площадью квартир на этаже секции не более 550 м2 одну незадымляемую лестничную клетку типа Н2 с шириной маршей не менее 1,05 м без устройства лестничной клетки типа Н1. Вход с этажа в лестничную клетку типа Н2 предусмотрено выполнить через тамбур (лифтовый холл – зону безопасности), выделенный противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении. Каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м должна иметь аварийный выход;
устройство лестничной клетки типа Н2, предназначенной для эвакуации людей из надземной части здания, с естественным освещением через световые проемы площадью не менее 1,2 м2 на каждом этаже (в т.ч. остекленная дверь на первом этаже). При меньшей площади остекления лестничную клетку необходимо обеспечить устройством эвакуационного освещения по 1 категории надёжности (постоянно работающее аварийное освещение), в сочетании с фотолюминесцентной эвакуационной системой согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009);
устройство выхода из эвакуационной лестничной клетки типа Н2 в вестибюль (сообщение с вестибюлем) через противопожарную дверь 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EIS 60 без устройства тамбур-шлюза 1-го типа. При этом вестибюль предусмотрено отделить от примыкающих помещений и коридоров перегородками с дверями;
устройство лестничных маршей и площадок внутренних лестниц с ограждениями и поручнями. Высоту ограждений допускается предусматривать не менее 0,9 м;
устройство одного аварийного выхода (без устройства эвакуационных) из технического чердака (технического пространства) без размещения технологического оборудования, высотой менее 1,8 м в общую с жилой частью лестничную клетку типа Н2 через противопожарную дверь 1-го типа с пределом огнестойкости EIS 60 размером не менее 0,75×1,5 м. Из машинного помещения лифтов допускается предусматривать выход непосредственно в лестничную клетку типа Н2 (в т.ч. на промежуточную площадку) через противопожарную дверь 1-го типа с пределом огнестойкости EIS 60 размером не менее 0,75×1,5 м. При этом систему вытяжной противодымной вентиляции из технического пространства и машинного помещения лифта допускается не предусматривать;
расположение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода для пожарных отсеков автостоянки и жилой части здания. При этом указанное помещение предусмотрено выделить перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (воротами) 1-го типа;
размещение помещений для вентиляционного оборудования, в т.ч. за пределами обслуживаемого пожарного отсека, в котором находятся обслуживаемые помещения (в т.ч. помещения категорий В1 – В3), с их выделением противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа;
оборудование здания системами противопожарной защиты, а именно:
- автоматической пожарной сигнализацией адресного типа с выводом сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты объекта на пульт ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
- автоматическим пожаротушением в пожарном отсеке №Тариф PRO***** 1, в т.ч. с применение установок пожаротушения тонкораспыленной водой.
Интенсивностью подачи воды спринклерной установки пожаротушения должен составлять не менее 0,12 л/с·м2, расчётная площадь тушения – не менее 120 м2, продолжительность работы установки – не менее 60 мин, минимальный расход воды – не менее 30 л/с.
Интенсивностью подачи воды АУП ТРВ должен составлять не менее 0,08 л/с·м2, расчётная площадь тушения – не менее 180 м2, продолжительность работы установки – не менее 20 мин. Расход воды АУП ТРВ следует определять произведением интенсивности орошения на расчетную площадь.
Перед тамбур-шлюзами на этажах автостоянки дренчерные завесы допускается не предусматривать.
- внутренним противопожарным водопроводом:
-
- в пожарном отсеке №Тариф PRO***** 1 – из расчёта 2 струи с расходом не менее 5 л/с каждая;
- в пожарном отсеке №Тариф PRO***** 2 – из расчёта 3 струи с расходом не менее 2,5 л/с каждая (орошение каждой точки помещения двумя струями от двух соседних стояков), с уточнением расхода в зависимости от высоты компактной части струи 8 м и применяемого диаметра спрыска.
- оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями СП 3.13130.2009 и СП 154.13130.2013;
- приточно-вытяжной противодымной вентиляцией;
обеспечение расхода воды на наружное пожаротушение здания не менее 110 л/с не менее чем от трех пожарных гидрантов, расположенных на кольцевой водопроводной сети на расстоянии не более 200 м от здания (с учетом прокладки рукавов по дорогам с твердым покрытием);
увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При этом, при увеличении указанного расстояния до 1 м следует предусматривать устройство тепловых экранов диаметром или со стороной квадрата, равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м – экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Экраны следует устанавливать над оросителем на расстоянии не более 0,05 м. При этом допускается не предусматривать дополнительные оросители под вентиляционными воздуховодами с шириной свыше 0,75 м;
проектирование общей насосной группы для систем спринклерного пожаротушения и внутреннего противопожарного водопровода пожарного отсека подземной автостоянки, с установкой пожарных кранов на самостоятельном кольцевом трубопроводе, подключаемом к подводящему трубопроводу через реле потока жидкости. При установке пожарных кранов на системах автоматического пожаротушения время работы следует принимать равным времени работы систем автоматического пожаротушения;
обеспечение подачи воздуха в лифтовые шахты, сообщающиеся с подземными этажами, в верхнюю или в нижнюю части, при этом избыточное давление воздуха должно составлять не менее 20 Па и не более 150 Па (в лифтовые шахты лифта для пожарных – не более 70 Па);
устройство вентиляционных каналов для систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, в т.ч. длиной более 50 м, в строительном исполнении без применения внутренних сборных или облицовочных строительных конструкций из листовой стали, при этом следует применить внутреннюю герметизацию вентиляционных каналов негорючими материалами, обеспечивающих класс герметичности В, что должно быть подтверждено соответствующим расчетным обоснованием. Напорная характеристика принимаемых в проекте вентиляторов должна учитывать фактическую относительную шероховатость внутренних поверхностей вентиляционных каналов в строительном исполнении, что должно быть подтверждено расчетом;
использование кабельных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ Р 31565-2012 и ГОСТ Р 53316-2009;
проведение для пожарных отсеков расчётного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 №Тариф PRO***** 382, с учётом:
- превышения расстояний по путям эвакуации от наиболее удалённого места хранения автомобилей до ближайшего эвакуационного выхода до 60 м, включая тупиковые части;
- устройства эвакуационных выходов из помещений, не относящихся к автостоянке, через зону хранения автомобилей;
- устройства ширины маршей эвакуационных лестничных клеток в подземной автостоянке менее 1,2 м (фактическая ширина не менее 1 м) с дверями на лестничные клетки шириной не менее 0,8 м;
- устройства лестничных клеток типа Н2, предназначенных для эвакуации людей с двух подземных этажей пожарного отсека автостоянки (с входом из помещения хранения автомобилей непосредственно);
- устройства одного эвакуационного выхода из группы технических помещений площадью не более 400 м2 в подземном этаже с пребыванием не более 5 чел.;
- обеспечения ширины внеквартирных коридоров на пути движения маломобильных групп населения из жилых помещений в зону безопасности не менее 1,4 м, без учета направления открывания дверей квартир;
разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с учётом:
- устройства проездов для пожарных автомобилей к жилому зданию с двух продольных сторон шириной не менее 6 м на расстоянии не более 16 м от наружных стен (минимальное расстояние до наружных стен не нормируется);
- устройства покрытия, конструкций проездов и тротуаров (в т.ч. над автостоянкой), используемых для проезда пожарных автомобилей, которое выдерживает нагрузку из расчёта не менее 16 тонн на ось, с учетом требований отчета. Допускается на отдельных участках дорог применение газонных бетонных решеток, выдерживающих расчетную нагрузку от пожарных автомобилей;
и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. №Тариф PRO***** 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Решение нормативно-технического совета:
доступна по подписке