Многоквартирные дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (в том числе помещениями дошкольных групп) и подземными гаражами по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, земельный участок 37А/1, 37/4. Корпус 2.1, Корпус 2.2, Корпус 2.3
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве (протокол заседания от 29.09.2021 № Тариф PRO*****)
На согласование представлена документация: «Многоквартирные дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (в том числе помещениями дошкольных групп) и подземными гаражами» по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, земельный участок 37А/1, 37/4. Корпус 2.1, Корпус 2.2, Корпус 2.3
1. Необходимость разработки настоящих СТУ обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
- выбору типа противопожарной преграды между проектируемым зданием и существующим зданием;
- определению необходимости расхода воды на наружное пожаротушение зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 этажностью более 25-ти;
- размещению на этаже встроенно-пристроенной подземной автостоянки помещений (технических, вспомогательных), ее не обслуживающих и хозяйственных кладовых для жильцов;
- отсутствию аварийных выходов в квартирах, расположенных на высоте более 15 м, в жилых секциях с общей площадью квартир на этаже не более 550 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа секции;
- зданию с глухими участками наружных стен в местах примыкания к перекрытиям (междуэтажные пояса) высотой менее 1,2 м.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
проектирование Объекта I степени огнестойкости С0 класса конструктивной пожарной опасности. Пределы огнестойкости строительных конструкций следует принять в соответствии с СП 477.1325800.2020;
деление здания на пожарные отсеки:
- пожарный отсек ПО№Тариф PRO***** – Корпус 2.1 высотой не более 100 м, со встроенными нежилыми помещениями общественного/административного назначения и помещениями вспомогательного и технического назначения – с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2 000 м2;
- пожарный отсек ПО№Тариф PRO***** – Корпус 2.2 высотой не более 100 м, со встроенными нежилыми помещениями общественного/административного назначения и помещениями вспомогательного и технического назначения – с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2 000 м2;
- пожарный отсек ПО№Тариф PRO***** – Корпус 2.3 высотой не более 100 м, со встроенными нежилыми помещениями общественного/административного назначения и помещениями вспомогательного и технического назначения – с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2 000 м2;
- пожарный отсек ПО№Тариф PRO***** – встроенно-пристроенные помещения дошкольных групп на 150 мест (далее ДДЦ) (класс Ф 1.1) с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 1500 м2, расположенные в уровне одного этажа.
- пожарный отсек ПО№Тариф PRO***** – встроенно-пристроенная двухэтажная подземно-наземная автостоянка с рампой, с техническими и вспомогательными помещениями (включая помещения, не обслуживающие автостоянку), с хозяйственными кладовыми для жильцов (в т.ч. расположенные под жилыми секциями), с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 4000 м2;
при размещении помещений класса Ф 1.1 (ДДЦ) над пожарным отсеком автостоянки и смежно с ним, предусмотрено отделение пожарного отсека автостоянки от пожарного отсека ДДЦ указанных помещений противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа с повышенным пределом огнестойкости до REI 240. Допускается сообщение пожарного отсека автостоянки с пожарным отсеком ДОО для осуществления погрузки и разгрузки, при устройстве в месте сообщения тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре, при этом перегородки указанного тамбура-шлюза предусмотреть с пределом огнестойкости EI 150 с противопожарным заполнением проемов 1-го типа;
между смежными этажами в пределах пожарных отсеков надземной части комплекса, в местах примыкания к перекрытиям (за исключением эвакуационных выходов, а также дверей балконов и лоджий) предусмотрено устройство глухих участков наружных стен (междуэтажные пояса) с нормируемым пределом огнестойкости в следующих вариантах исполнения (одном или комбинации нескольких):
- высотой не менее 1,2 м (указанное расстояние допускается уменьшать на величину выступов/карнизов наружных стен с нормируемым пределом огнестойкости, измеряемую по периметру выступа);
- общей высотой междуэтажных поясов не менее 1,2 м, включающих глухие участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям высотой не менее 0,6 м и закаленного стекла толщиной не менее 6 мм в верхней (нижней) секции рамы, установленного в оконных переплетах. При этом участок стеклопакета в верхней (нижней) секции рамы должен быть предусмотрен глухим (не открывающимся);
при несоблюдении расстояния по горизонтали между проемами лестничной клетки и проемами в наружной стене здания (менее 1,2 м) предусмотрено противопожарное заполнение проема в лестничной клетке или наружной стене здания соответствующими элементами 2-го типа;
устройство технических пространств (часть здания между отметками верха перекрытия и отметкой низа перекрытия, расположенного над ним, используемое только для прокладки коммуникаций (без установки оборудования и постоянного пребывания людей), высотой менее 1,8 м – этажом не являются) с выделением его перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 120 (если указанные перекрытия не участвуют в общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре) и ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60, при этом посекционное деление указанных технических пространств в пределах одного пожарного отсека допускается не предусматривать;
в данных технических пространствах предусмотреть устройство аварийных выходов (без устройства эвакуационных выходов) через противопожарную дверь 1-го типа с размерами не менее 0,75×1,5 м или через противопожарный люк 1-го типа с размерами не менее 0,6х0,8 м, ведущих в коридор или смежное помещение с выходом непосредственно наружу, либо непосредственно в эвакуационные лестничные клетки жилых секций через противопожарные двери 1-го типа размерами не менее 0,75х1,5 м или противопожарные люки 1-го типа размером не менее 0,6х0,8 м. Двери/люки выхода на лестничную клетку должны предусматриваться в дымогазонепроницаемом исполнении, без устройства тамбур-шлюзов;
при организации аварийного выхода в незадымляемую лестничную клетку типа Н2, устройство дымоудаления из технического пространства допускается не предусматривать, при этом обеспечено необходимое сочетание работы системы приточной противодымной вентиляции с системой вытяжной противодымной вентиляции. Обособленное применение систем приточной противодымной вентиляции без устройства соответствующих систем вытяжной противодымной вентиляции не допускается;
предусмотрено оборудование технического пространства системами противопожарной защиты (системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической пожарной сигнализацией). При наличии в техническом пространстве сгораемых материалов или конструкций (за исключением инженерных коммуникаций и оборудования, из материалов группы горючести не выше Г1) техническое пространство следует дополнительно оборудовать внутренним противопожарным водопроводом с расчётным расходом воды 2 струи по 2,5 л/с каждая;
в каждой жилой секции для надземной части высотой более 75 м запроектировано не менее двух лифтов с режимом работы «транспортирование пожарных подразделений» (далее – лифт для пожарных), отвечающего требованиям ГОСТ Р 53296-2009, СП 7.13130.2013, с возможностью сообщения с подземным этажом пожарного отсека подземной автостоянки. При этом, на покрытиях жилых секций высотой более 75 м площадки для транспортно-спасательной кабины вертолета, а также устройство отдельных лифтов для пожарных в пожарном отсеке подземной автостоянки допускается не предусматривать;
размеры кабины одного из двух лифтов для пожарных допускается предусматривать не менее 1100х1400 мм;
на этажах подземной автостоянки вход в общие с надземной частью жилых секций лифты (в т.ч. в лифты для пожарных) предусмотрен через один тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре. Перегородки данных тамбур-шлюзов предусмотреть противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением дверных проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 60, при этом устройство двойных парно-последовательных тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре допускается не предусматривать. Ограждающие конструкции указанных лифтовых шахт необходимо запроектировать противопожарными с пределом огнестойкости не менее REI 150, заполнения дверных проемов в ограждениях лифтовых шахт предусмотреть противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 60;
остановку лифтов для пожарных в технических пространствах для прокладки инженерных коммуникаций, технических этажах допускается не предусматривать;
на первом этаже жилых секций предусмотрено размещение мусоросборных помещений, при этом указанные помещения:
- отделяются от примыкающих помещений глухими противопожарными перегородками с пределами огнестойкости не менее EI 60 и классом пожарной опасности К0;
- оборудуются автоматической пожарной сигнализацией с применением дымовых пожарных извещателей;
- защищены по всей площади спринклерными оросителями с параметрами как для 2 группы помещений по СП 485.1311500.2020, подключенными к сети хозяйственно-питьевого или системе внутреннего противопожарного водопровода или системе пожаротушения жилой секции;
- обеспечиваются выходами наружу непосредственно.
при размещении мусоросборных помещений в местах примыкания одной части здания к другой под углом менее 135° и расстоянии между проемами в наружных стенах мусоросборных помещений и проемами в наружных стенах зданий менее 4 м предусмотрено заполнение проемов мусоросборных помещений с пределом огнестойкости не менее EI 60, при этом заполнение проемов в наружной стене не нормируется;
в подземной автостоянке предусмотрены места для хранения мотоциклов (мото- и вело- транспорта, уборочной техники, в том числе для уборки мусора) без выделения их от общего объёма автостоянки, либо с возможностью выделения металлическим сетчатым ограждением. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек) не допускается;
технические и вспомогательные помещения (в том числе помещения электрощитовых, слабых токов, трансформаторных подстанций с сухими трансформаторами, помещения вводно-распределительных устройств, помещения главных распределительных щитов и главных распределительных устройств), размещаемые в составе пожарного отсека подземной автостоянки, но не относящиеся к ней, или обслуживающих другие пожарные отсеки, выделены противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, без устройства тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре;
устройство хозяйственных кладовых для жильцов на этаже подземной автостоянки, при выполнении следующих мероприятий:
- выделение кладовых, площадью не более 10 м2 каждая, в блоки площадью не более 250 м2 противопожарными перегородками 1-го типа, с заполнением проемов противопожарными дверями 2-го типа. Кладовые в пределах блока площадью не более 250 м2 допускается выделять между собой перегородками, не доходящими до перекрытия (потолка) не менее чем на 0,5 м или сетчатыми ограждениями. Допускается устройство сплошного покрытия над кладовыми, выполненного из негорючих материалов, с использованием сетчатых (решетчатых) материалов;
- устройство между кладовыми (местами для хранения) в блоках кладовых проходов шириной не менее 1 м и высотой не менее 2 м;
- устройство из каждого блока кладовых с количеством мест хранения более 15 (с единовременным пребыванием более 15 человек) не менее двух эвакуационных выходов.
защита блоков кладовых предусмотрена автоматической установкой пожаротушения автостоянки, с параметрами как для 2 группы помещений по СП 485.1311500.2020;
в подземной автостоянке, кроме постоянно закрепленных мест для индивидуальных владельцев, предусмотрено размещение мест для парковки автотранспорта арендаторов (собственников) нежилых помещений, а также гостевых парковочных мест (при наличии круглосуточной парковочной службы);
при устройстве расстояния от проёмов автостоянки (выезд на улицу из рампы) до ближайших вышерасположенных проёмов в наружных стенах здания менее 4 м предусмотрено выполнение одного из следующих решений, либо их комбинации:
- противопожарное заполнение 2-го типа для проемов в наружных стенах пожарного отсека надземной части объекта в радиусе 4 м над проемом автостоянки;
- противопожарное заполнение проема 1-го типа в ограждающих конструкциях пожарного отсека подземной автостоянки при въезде на улицу;
- устройство глухого козырька из негорючих материалов шириной не менее 1 м, выполненного из материалов НГ, в том числе с использованием строительных конструкций здания.
транзитная прокладка (в пределах одного пожарного отсека) коммуникаций (электропроводка, фреонопроводы) через лифтовые холлы, пожаробезопасные зоны для маломобильных групп населения, тамбур-шлюзы, лестничные клетки предусмотрена в глухих коробах (шахтах), пределы огнестойкости которых не менее пределов огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций;
выполнение открытой прокладки водонаполненных трубопроводов систем водоснабжения, отопления и водяного пожаротушения, выполненных из материалов НГ;
кабельные линии систем противопожарной защиты, проходящие транзитом через смежный пожарный отсек (в том числе через пожарный отсек автостоянки) или пожароопасные зоны, следует предусматривать в каналах (коробах, шахтах) с пределом огнестойкости не менее REI(EI) 150 или в негорючих коробах (лотках) кабелем, сохраняющими работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону, но не менее 150 мин;
допускается прокладка кабельных линий, в том числе питающих системы противопожарной защиты, кабельных линий противопожарной защиты (в том числе основных и резервных кольцевых линий и шлейфов пожарной сигнализации), обслуживающих разные пожарные отсеки, в общей нише (шахте) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций (перекрытий), при этом кабельные линии, проходящие транзитом через смежный пожарный отсек в объеме (внутри) ниши (шахты), выполнены в металлических неперфорированных лотках или трубах пожаростойким (огнестойким) кабелем, сохраняющим работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону, но не менее 150 мин. Для доступа в ниши (шахты) предусмотрена установка дверей (лючков) с пределом огнестойкости не менее EI 60;
для эвакуации людей с этажей жилых секций высотой более 75 м, но не более 100 м, с общей площадью квартир на этаже секции не более 550 м2 предусмотрена одна незадымляемая лестничная клетка типа Н2, с шириной маршей не менее 1,2 м, с обеспечением выхода непосредственно наружу, либо через вестибюль. Поэтажный выход на лестничную клетку (кроме выхода наружу) следует предусматривать через тамбур-шлюз 1-го типа (или лифтовой холл лифта для пожарных, являющийся зоной безопасности для маломобильных групп населения) с подпором воздуха при пожаре;
при устройстве незадымляемой лестничной клетки типа Н2 без выхода непосредственно наружу, устройство выхода предусмотрено через вестибюль на первом этаже через противопожарные двери в дымогазонепроницаемом исполнении с пределом огнестойкости не менее EIS 60 без устройства тамбур-шлюза 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, при условии выделения вестибюля противопожарными перегородками 1-го типа (за исключением санитарных узлов, помещений категории В4 и Д) и отделки вестибюля материалами КМ0;
незадымляемые лестничные клетки типа Н2 жилых секций выполнены без устройства рассечек, а также без разделения по высоте глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перехода вне объема лестничной клетки. При этом избыточное давление воздуха в лестничной клетке обеспечено в пределах 20-150 Па соответствующими инженерными решениями, исходя из условия равномерного распределения избыточного давления воздуха по высоте лестничной клетки. Данное решение подтверждено расчетами противодымой вентиляции;
в жилых секциях при общей площади квартир на этаже не более 550 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа секции, на высоте более 15 м предусмотрены квартиры без устройства аварийных выходов, при выполнении следующих мероприятий:
- устройство в каждой секции лифта для пожарных;
- устройство на этажах каждой секции по одной пожаробезопасной зоне;
- выделение внеквартирных коридоров на этажах, расположенных на высоте более 15 м, ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 60 с установкой в квартиры, не имеющие аварийных выходов, дверей с пределом огнестойкости не менее EI 30. При установке оросителей над дверными проемами квартир (не далее 0,5 м от проекции дверного проема), со стороны поэтажного коридора по 1-й группе помещений по СП 485.1311500.2020, огнестойкость дверей в указанные квартиры не нормируется.
устройство эвакуационных выходов из помещения хранения автомобилей через коридор и далее в лестничную клетку, ведущую наружу, при этом коридор выделен перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 60 с заполнением проемов противопожарными дверями EIS 60, при этом расстояние по коридору до выхода в лестничную клетку предусмотрено не более 30 м;
подтверждение эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, изложенных в СТУ, безопасной эвакуации людей из здания, расчетным путем по определению величин индивидуального пожарного риска, в соответствии с методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учетом:
- превышении расстояния от наиболее удаленного места хранения автомобилей в пожарном отсеке автостоянки до ближайшего эвакуационного выхода в тупиковой части помещения более 20 м (но не более 60), между эвакуационными выходами более 40 (но не более 100 м);
- ширины проходов в блоках кладовых не менее 1,0 м;
- ширины марша лестницы, ведущей из подвала не менее 1,0 м;
- обеспечение ширины маршей эвакуационных лестничных клеток автостоянки не менее 1,0 м, ширины дверей при входе в лестничные клетки – не менее 0,9 м; ширины горизонтальных путей эвакуации – не менее 1,0 м, а в местах проходов между машиноместами – не менее 0,7 м;
- устройства перед наружной дверью (эвакуационным выходом) горизонтальной входной площадки с шириной менее 1,5 ширины полотна наружной двери (но не менее ширины полотна двери);
- устройства одного эвакуационного выхода из встроенных нежилых помещений общественного назначения (за исключением класса Ф1.1) при количестве людей в помещениях (группах помещений) не более 30 и при площади помещений (групп помещений) не более 300 м2 (для помещений класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 не более 90 м2);
при устройстве противопожарного расстояния от проектируемого здания до существующего производственного (складского) здания менее 12 м (но не менее 3 м) предусмотрено устройство участков наружных стен проектируемого здания, расположенных на расстоянии менее 12 м противопожарными 1-го типа. Либо предусмотрено на наружных стенах проектируемого здания, расположенных на расстоянии менее 12 м устройство дренчерных завес в одну нитку дренчерных оросителей с расходом воды не менее 1 л/с на погонный метр длины завесы и временем работы не менее 1 часа. Включение и выключение указанной противопожарной водяной завесы выполнить как в ручном, так и в автоматическом режиме. При этом размещение механизма ручного управления водяной завесой предусмотрено в доступном месте, обеспечивающим возможность запуска установки, как собственником объекта защиты, так и представителями пожарной охраны, с возможностью подключения пожарной техники. Автоматический запуск водяной завесы выполнен от пожарной сигнализации с извещателями пламени (не менее чем от 2-х извещателей пламени), защищающей зону между проектируемым зданием и существующим зданием. Высота и ширина размещения дренчерной завесы должна быть предусмотрена с учетом расстояния от любой точки существующего здания до крайних точек дренчерной завесы не менее 12 м.
обеспечение деятельности пожарных подразделений по организации тушения пожара и проведения спасательных работ на объекте в рамках реализации ст. 80 и ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», подтвердить Отчетом о проведении предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, учитывающим принятые проектные решения в части:
- устройство проездов для пожарных автомобилей с двух продольных сторон шириной не менее 6,0 м;
- обеспечение расстояния от внутреннего края проездов до стен здания или его частей не более 16 м. Минимальное расстояние до наружных стен объекта не нормируется;
- использование кровли подземной автостоянки, а также примыкающих к проезду тротуаров, для проезда и установки пожарной техники с конструкциями, рассчитанными на нагрузку от пожарных автомобилей (в соответствии с рекомендациями Отчета), но не менее 16 т/ось;
- доступа пожарно-спасательных подразделений на этажи комплекса по путям эвакуации (лестничным клеткам), указанным в настоящих СТУ и при помощи лифтов для транспортирования пожарных подразделений, предусматриваемых в соответствии с требованиями СТУ, при невозможности обеспечения доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников и проведения действий по тушению пожара и аварийно-спасательных работ.
выходы на кровлю жилых секций из лестничных клеток допускается предусматривать через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,8×1,2 м или противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75×1,5 м по закрепленным стальным стремянкам. При этом конструкции противопожарных люков должны обеспечивать условия непримерзания и фиксации в открытом положении с учетом параметров наружного воздуха в зимнее время года, направлении и скорости ветра на открываемые элементы конструкций, снеговой нагрузки. Зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей предусмотреть шириной не менее 75 миллиметров;
оборудование Объекта комплексом систем противопожарной защиты, включающим в себя:
- автоматическую установку пожаротушения ПО№Тариф PRO***** с увеличенной интенсивностью спринклерного пожаротушения до 0,16 л/с/м2. Допускается применение установки пожаротушения тонкораспыленной водой с параметрами по 2-й группе помещений в соответствии с технической документацией производителя, при этом интенсивность орошения следует увеличить на 30% (по отношению к параметрам технической документации производителя);
- систему автоматической пожарной сигнализации адресно-аналогового типа в соответствии с требованиями СП 484.1311500.2020, с автоматическим выводом сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в пожарном отсеке встроенно-пристроенной автостоянки – не ниже 4-го типа, в жилых секциях высотой более 75 м – 3-го типа, во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях общественного/ административного назначения – в соответствии с требованиями нормативных документов;
- систему противодымной защиты;
- систему внутреннего противопожарного водопровода: в пожарном отсеке встроенно-пристроенной подземной автостоянки – 2 струи с расходом воды не менее 5 л/с каждая, в жилых секциях высотой более 75 м – 4 струи по 2,5 л/с каждая с уточнением расхода в зависимости от высоты компактной части струи и применяемого диаметра спрыска, во встроенных и встроенно-пристроенных нежилых помещениях общественного назначения, расположенных в пределах пожарных отсеков жилых корпусов – 1 струя с расходом 2,5 л/с;
- систему наружного противопожарного водопровода.
эвакуационные выходы из помещений насосной станции пожаротушения расположенной на этаже автостоянки допускается предусматривать через общий коридор (тамбур), выделенный противопожарными перегородками 1-го типа, ведущий в лестничную клетку автостоянки, имеющую выход наружу непосредственно, при этом предусмотреть расстояние от двери помещения насосной до входа в лестничную клетку не более 15 м, при этом должно быть обеспечено устройство световых указателей направления движения пожарных подразделений с улицы к насосной пожаротушения с соответствующими надписями («Насосная пожаротушения»);
при устройстве общего помещения насосной станции пожаротушения и хозяйственно-питьевого водоснабжения данное помещение выделяется перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа;
установка в пределах одного защищаемого помещения оросителей с разными коэффициентами производительности, коэффициентами тепловой инерционности, разным типом и конструктивным исполнением, с учетом особенностей конструктивных элементов здания, эпюр орошения и температурных режимов локальных зон, не выделенных в отдельные помещения. Данные решения не должны снижать эффективность тушения. Указанно решение должно быть подтверждено гидравлическим расчетом;
увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия) до 1,3 м включительно. При этом, при увеличении указанного расстояния до 1 м следует предусматривать устройство тепловых экранов диаметром или со стороной квадрата, равной 0,4 м, а при расстоянии от 1 до 1,3 м — экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м. Экраны следует устанавливать над оросителем на расстоянии не более 0,05 м. При этом устройство экранов не требуется у оросителей, размещенных под вентиляционными коробами (оборудованием или площадками) с шириной или диаметром свыше 0,75 м, на высоте менее 0,3 м от них;
допускается прокладка распределительных и питающих трубопроводов системы пожаротушения без уклона, при этом для обеспечения слива системы предусмотрена на питающих трубопроводах через каждые 50 м установка дренажных кранов или предусмотрено у каждой спринклерной секции подсоединение к воздушному компрессору;
размещение насосной станции пожаротушения ниже первого подземного этажа, при этом указанное помещение следует выделить противопожарными перекрытиями и стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EIS 60;
в качестве подводки к спринклерным оросителям допускается применять сертифицированные стальные гофрированные трубы и их соединения;
помещения с перфорированными (решетчатыми) подвесными потолками (или иными конструкциями с проемами) защищаются дополнительным уровнем спринклерных оросителей, предусматриваемым в плоскости подвесного потолка. Допускается не предусматривать дополнительный уровень спринклерных оросителей, если указанные конструкции не нарушают карту орошения спринклерных оросителей, расположенным под перекрытием (покрытием), путем обеспечения следующих условий:
- перфорация подвесных потолков должна иметь периодическую структуру и ее площадь должна быть не менее 70% поверхности;
- расстояние между спринклерами должно составлять не более 3 м;
- толщина (высота) элементов заполнения подвесных потолков не должна превышать наименьший из размеров перфорации;
- расстояние от розеток спринклерных оросителей до подвесных потолков должна составлять не менее 460 мм.
в блоках кладовых при устройстве перегородок внутри блока, возведенных не до перекрытия (покрытия), установка пожарных извещателей предусмотрена по площади в соответствии с СП 484.1311500.2020;
оборудование все помещения квартир (кроме санузлов, ванных комнат, душевых и постирочных) дымовыми пожарными извещателями и пожарными оповещателями системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, при этом устройство автономных дымовых пожарных извещателей не требуется;
устройство общих систем вытяжной общеобменной и вытяжной противодымной вентиляции в пределах одного пожарного отсека, при этом:
- воздуховоды и шахты за пределами пожарного отсека необходимо предусмотреть с пределом огнестойкости не менее EI 150;
- предел огнестойкости дымоприемных устройств (противопожарных клапанов) необходимо предусмотреть не менее EI 60;
- предусмотреть установку противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 60, перекрывающих при пожаре воздуховоды систем общеобменной вентиляции от воздуховодов системы противодымной вентиляции;
- допускается размещение оборудования указанных общих систем вентиляции в одном помещении или на кровле здания;
- работоспособность и эффективность общих систем должна быть подтверждена соответствующим расчетным обоснованием;
устройство общих систем приточной общеобменной и приточной противодымной вентиляции в пределах одного пожарного отсека, при этом:
- воздуховоды и шахты за пределами пожарного отсека необходимо предусмотреть с пределом огнестойкости не менее EI 150;
- предусмотреть установку противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 60, перекрывающих при пожаре воздуховоды систем общеобменной вентиляции от воздуховодов системы противодымной вентиляции;
- допускается размещение оборудования указанных общих систем вентиляции в одном помещении или на кровле здания;
- работоспособность и эффективность общих систем должна быть подтверждена соответствующим расчетным обоснованием.
устройство общих систем общеобменной вентиляции на подземных этажах для технических помещений и помещений автостоянки, относящихся к разным пожарным отсекам, при условии установки противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 90 в местах пересечения воздуховодами противопожарных преград;
размещение вентиляторов приточных систем противодымной защиты в общих вентиляционных камерах с вентиляторами общеобменной вентиляции, обслуживающих помещения разных пожарных отсеков, при соблюдении следующих требований:
- огнестойкость воздуховодов в пределах венткамер должна соответствовать пределам огнестойкости транзитных участков воздуховодов;
- установка противопожарных нормально-открытых клапанов с пределами огнестойкости не менее EI 90 в местах пресечения ограждающих конструкций вентиляционных помещений;
- отключение вентиляторов общеобменной вентиляции при регистрации пожара в любом из пожарных отсеков.
применение противопожарных нормально открытых клапанов взамен воздушных затворов на поэтажных сборных воздуховодах в местах присоединения их к вертикальному или горизонтальному коллектору для жилых, общественных, административно-бытовых (в том числе для санузлов, умывальных, душевых);
устройство в пределах одного пожарного отсека, общих приемных устройств наружного воздуха для систем общеобменной вентиляции и для систем противодымной вентиляции, в том числе для систем, обслуживающих помещения хранения автомобилей (за исключением систем, обслуживающих помещения категорий В1), при условии установки противопожарных нормально открытых клапанов с пределом огнестойкости EI 90, перекрывающих при пожаре воздуховоды систем общеобменной вентиляции от воздуховода системы противодымной вентиляции и при пересечении воздуховода общеобменной вентиляции ограждающих конструкций помещений для вентиляционного оборудования;
размещение вентиляторов приточных систем противодымной защиты в общих вентиляционных камерах с вентиляторами общеобменной вентиляции, обслуживающих помещения одного пожарного отсека, при соблюдении следующих требований:
- ограждающие конструкции венткамер предусмотреть с пределом огнестойкости EI 150, с заполнением дверных проемов противопожарными дверями 1-го типа;
- при входе в вентиляционные камеры воздуховодов систем общеобменной вентиляции должны устанавливаться нормально-открытые противопожарные клапаны с пределами огнестойкости не менее EI 90.
для компенсирующего притока наружного воздуха при работе систем вытяжной противодымной вентиляции для любой из частей подземного этажа автостоянки используется проем въезда рампы с улицы, за исключением случаев противопожарного заполнения проемов автостоянки, в соответствии с настоящими СТУ. Указанное решение должно быть подтверждено расчетом противодымной защиты.
устройство общих систем и общих вентиляционных каналов приточно-вытяжной противодымной вентиляции для коридоров жилых этажей и вестибюлей жилой части 1-го этажа. Указанные решения должны подтверждаться расчетом основных рабочих параметров систем противодымной вентиляции;
при устройстве на этажах автостоянки выхода из помещений без постоянного пребывания людей непосредственно в тамбур-шлюз 1-го типа или лифтовый холл с подпором воздуха при пожаре, двери указанных помещений предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее EIS 60. При этом обеспечено необходимое сочетание работы системы приточной противодымной вентиляции с системой вытяжной противодымной вентиляции, путем устройства системы вытяжной противодымной вентиляции из помещения хранения автомобилей, сообщающегося с указанным тамбуром-шлюзом (лифтовым холлом). Обособленное применение систем приточной противодымной вентиляции без устройства соответствующих систем вытяжной противодымной вентиляции не допускается;
допускается предусматривать общие системы приточной и вытяжной противодымной вентиляции для помещений одного класса функциональной пожарной опасности класса Ф5.2: помещений хранения автомобилей (в том числе, нескольких дымовых зон), выездной рампы. Указанное решение должно быть подтверждено расчетом противодымной защиты
для возмещения удаляемых продуктов горения в подземной автостоянке допускается применять рассредоточенную подачу воздуха со скоростью истечения не более 6 м/с, при условии размещения верхней границы устройства подачи наружного воздуха на расстоянии не более 1,2 м от уровня пола при обеспечении расчётных параметров производительности системы компенсации (в том числе при использовании для компенсации систем подачи воздуха в тамбур-шлюзы или лифтовые шахты с режимом работы «пожарная опасность»)
для компенсирующего притока наружного воздуха в вестибюли первого этажа используются наружные двери, оснащённые автоматически и дистанционно управляемыми приводами принудительного открывания. Указанное решение должно быть подтверждено расчетом противодымной защиты;
допускается из коридоров встроенных помещений 1-го этажа длиной не более 15 м (в том числе без естественного проветривания) не предусматривать удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции. При этом указанные коридоры не должны сообщаться с незадымляемыми лестничными клетками;
для ВПВ и АУП пожарного отсека подземной автостоянки допускается предусматривать общую группу насосов при обеспечении характеристик каждой из указанных систем и подтверждении гидравлическим расчетом. При этом допускается устанавливать пожарные краны на самостоятельных стояках, присоединенных к кольцевой линии напорной сети (до узлов управления) трубопроводов насосной установки пожаротушения. Время работы пожарных кранов принять равным времени работы АУП;
давление в каждой зоне внутреннего противопожарного водопровода на отметке наиболее низко расположенного пожарного крана этой зоны не превышает 100 м.вод.ст. Данное решение должно быть подтверждено расчетом;
размещение пожарных кранов в нишах внутренних стен здания с декоративными дверцами без устройства пожарных шкафов с обеспечением открывания декоративных дверей не менее чем на 160 градусов для беспрепятственного разворачивания рукава и извлечения огнетушителя. Дверцы должны иметь отверстия для проветривания. На дверке ниш должно быть нанесено условное обозначение пожарного крана и аббревиатура «ПК», с указанием порядкового номера шкафа. На внешней стороне ниши, в которой размещены огнетушители, должны быть нанесены знаки пожарной безопасности;
не допускается складирование веществ и материалов в нише, а также прокладка коммуникаций и проводов (за исключением не относящиеся к ВПВ и водонаполненных стояков систем водоснабжения, отопления и водяного пожаротушения). В нише допускается устройство кнопок дистанционного пуска пожарных насосов, кабельных линий системы дымоудаления и тревожной сигнализации;
расход воды на наружное пожаротушение объекта составляет не менее 110 л/с;
и другие противопожарные мероприятия, изложенные в составе специальных технических условий.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 г. № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета:
доступна по подписке