Многофункциональный жилой комплекс в городском квартале 473 района Хамовники города Москвы, расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Усачёва вл. 11, 4-я очередь строительства, участок №2 квартал №2, (корпуса жилой застройки №№ 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10). Корректировка

Дата публикации 31.08.2023
Количество просмотров 14
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 14.12.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия с изменением №Тариф PRO*****, на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности, объекта: «Многофункциональный жилой комплекс в городском квартале 473 района Хамовники города Москвы», расположенного по адресу: г. Москва, ЦАО, ул. Усачёва вл. 11, 4-я очередь строительства, участок №Тариф PRO***** квартал №Тариф PRO*****, (корпуса жилой застройки №Тариф PRO*****№ 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10). Корректировка».


1. Необходимость разработки настоящих СТУ обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • устройству в цокольном этаже жилых секций кладовых для жильцов;
  • устройству антресоли в объеме вестибюля;
  • определению расходов воды на наружное пожаротушение для жилых зданий высотой не более 16-и этажей и объемом здания более 50000 м3.
  • проектированию пожарного отсека подземной автостоянки площадью более 3000 м2 (не более 15 500 м2);
  • устройству обособленных выходов из подземных и наземных этажей через объем лестничной клетки в жилых секциях высотой более пяти этажей;
  • устройству незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в жилых секциях без разделения на отсеки глухими противопожарными перегородками 1-го типа и без естественного освещения;
  • сообщению квартир с террасой смежной секции;
  • устройству выходов на кровлю жилых секций высотой более 15 м из объема лестничной клетки через противопожарный люк 2-го типа;
  • расположению дверей и окон лестничных клеток на расстоянии менее 1,2 м от окон (дверей) помещений;
  • отсутствию с каждого уровня 2-х уровневых квартир аварийных выходов;
  • размещению мест хранения мототехники в помещении хранения автомобилей;
  • устройству транзита инженерных систем по лифтовым холлам, тамбур-шлюзам, тамбур-шлюзам (зонам безопасности);
  • использованию общей воздухозаборной шахты для систем общеобменной и приточной противодымной вентиляции помещений категорий В1, В2;
  • устройству технических помещений в объеме автостоянки, не относящихся к автостоянке;
  • расположению оконных проемов на расстоянии менее 1,2 м по вертикали;
  • проектированию двухсветных арендуемых помещений;
  • отсутствию лифтовых холлов перед дверными проемами шахт лифтов для транспортировки пожарных подразделений на этажах жилых секций;
  • устройству квартир на верхнем этаже попадающих частью своего объема на смежную секцию.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

отнесение хозяйственных кладовых на цокольном (техническом) этаже жилых секций к отсеку жилой части (площадью не более 2500 м2) и их отделение от подземной автостоянки противопожарной преградой с пределом огнестойкости не менее REI 150, от помещений жилых секций на отм. -2.700 противопожарной преградой с пределом огнестойкости не менее REI 150 с защитой проема в двухсветный вестибюль жилой части тамбур-шлюзом с подпором воздуха при пожаре и дренчерной завесой со стороны прохода при кладовых и от общественных помещений на отм.0.000 — глухой противопожарной преградой с пределом огнестойкости не менее REI 150;

оборудование этажа с кладовыми помещениями, при отсутствии окон с приямками, системой вытяжной противодымной вентиляции, пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа, системой спринклерного пожаротушения по 2-й группе помещений, внутренним противопожарным водопроводом (2 струи по 2,5 л/с), совмещенным с системой спринклерного пожаротушения, СОУЭ 3-го типа. Автоматическое пожаротушение кладовых предусматривается от пожарных насосов автостоянки;

разделение смежных кладовых перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 45 между перекрытиями, а со стороны эвакуационных проходов – перегородками из негорючих материалов (НГ) с ненормируемым пределом огнестойкости, металлической решеткой над дверями кладовых под потолком кладовой и устройство вытяжной противодымной вентиляции из общего объема кладовых и проходов;

в кладовых не допускать хранение взрывоопасных веществ и материалов, а также резины для автотранспорта. Отделку внутренних поверхностей кладовых предусмотреть негорючими материалами;

эвакуация людей из хозяйственных кладовых по эвакуационным проходам между блоками кладовых, свободным от горючей нагрузки, шириной не менее 1,2 м и высотой не менее 2,0 м, обеспеченных рассредоточенными выходами непосредственно наружу, а при расположении этих выходов на расстоянии менее 1,2 м от дверей выходов из лестничных клеток здания выходы из кладовых наружу защищаются противопожарными дверями 2-го типа. Расстояние от наиболее удаленной кладовой до выхода наружу принять не более 60 м;

отделение помещений, выходящих в объем многосветного пространства (двухсветные вестибюли секций 2.5-1 и 2.5-2; 2.6-1, 2.6-2 и 2.6-3; 2.7-1 и 2.7-2, 2.8 и 2.9-1, 2.9-2, 2.10.1 и 2.10.2), а также в коридор жилой части 2-го этажа в вестибюлях от многосветного пространства противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее ЕI 45 или светопрозрачными перегородками из закаленного стекла (толщиной не менее 6 мм) с ненормируемым пределом огнестойкости, орошаемыми со стороны помещения при пожаре установками водяного пожаротушения. При этом, спринклерные оросители автоматического пожаротушения устанавливаются не далее 0,5 м от остекленных перегородок с шагом не более 2 м и интенсивностью орошения по первой группе помещений;

выполнение перекрытия антресолей с пределом огнестойкости не менее REI 45;

отделение общих вестибюлей смежных секций (секции 2.5.1 и 2.5.2; 2.6.1, 2.6.2 и 2.6.3; 2.7.1 и 2.7.2, 2.8 и 2.9-1; 2.9-2, 2.10.1 и 2.10.2) друг от друга противопожарными перегородками 1-го типа с противопожарными воротами (дверями) 2-го типа или противодымными экранами с пределом огнестойкости не менее EI 45, опускающейся до уровня не ниже 2 м от уровня пола, а от жилой части противопожарным перекрытием 3-го типа с пределом огнестойкости не менее REI 45. Двери в противопожарной перегородке или противодымный экран должны автоматически от системы пожарной сигнализации закрываться при пожаре и должны защищаться с каждой стороны спринклерными оросителями, установленными с шагом 1,5 м и на расстоянии 0,5 м от перегородки с расходом по 1-й группе помещения;

выделение помещений (в том числе помещения отдыха охраны и колясочных), обслуживающих жилые секции и сообщающихся с двухсветными вестибюлями жилых секций, противопожарными перегородками 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении, а помещения инвентаря дворника и помещения для хранения, очистки и сушки уборочного инвентаря (в корп. 2.7 и 2.8-2.9) в вестибюле, выделяются противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении и защищаются автоматическим пожаротушением и автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа;

обеспечение поэтажных коридоров во всех жилых секциях вытяжной противодымной вентиляцией;

включение арендуемых помещений в пожарный отсек жилой части и их выделение глухими противопожарными перегородками 1-го типа и противопожарным перекрытием 3-го типа. При расположении арендуемых помещений на двух этажах и при наличии в них внутренней технологической лестницы между этажами, объем лестницы на нижнем или верхнем этаже отделить ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее EI 45 и установкой противопожарной дверью 2-го типа;

проектирование эвакуации людей с нижнего уровня вестибюлей каждой жилой секции непосредственно наружу, а с верхнего уровня вестибюля (антресоли) — через противопожарный тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре в незадымляемую лестничную клетку типа Н2 жилой секции;

проектирование эвакуации людей из квартир на уровне 2-го света вестибюлей в секциях 2.8 и 2.9-1, 2.9-2, 2.10.1 и 2.10.2 по коридору жилой части, обеспеченному вытяжной противодымной вентиляцией, через противопожарный тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре в незадымляемую лестничную клетку типа Н2 жилой секции. При устройстве в вестибюле антресолей с открытой лестницей количество одновременно пребывающих на этаже людей ограничивается до 50 человек;

оборудование двухсветных вестибюлей в жилых секциях установкой автоматического пожаротушения по 1-й группе помещений и противопожарным водопроводом (2 струи по 2,5 л/с), автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с автоматическим выводом сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны «01», системой оповещения о пожаре 3-го типа, системой вытяжной противодымной вентиляции для каждого вестибюля в соответствии с расчетами противодымной защиты;

разработка и согласование в установленном порядке «Отчета о проведении предварительного планирования действий пожарных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров», учитывающего обеспечение подъезда к жилым секциям высотой менее 46 м по проездам шириной не менее 4,2 м, расположенным с двух продольных фасадов зданий на расстоянии не более 10,8 м от фасада и рассчитанным на нагрузку не менее 16 т на ось пожарного автомобиля, отсутствие проезда с двух продольных сторон для корпуса 2.8, а также отсутствие сквозных проходов через каждые 100 м фасада и сквозных проездов через каждые 300 м фасада;

проектирование пожарного отсека одноэтажной подземной автостоянки, включая 2-х уровневую изолированную рампу, не ниже I степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, площадью не более 15 500 м2 с повышенным (под габаритами жилых секций) пределом огнестойкости несущих конструкций до R 150;

разделение отсека автостоянки на шесть пожарных частей площадью, не превышающей 3600 м2, зонами без пожарной нагрузки (проездами без стоянки машин) шириной не менее 8 м или противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 150 и отделение от изолированного пандуса (горизонтального с наклонным участком) автостоянки противопожарной стеной с пределом огнестойкости не менее REI 45 с заполнением проемов противопожарными воротами (с дверями) 2-го типа, без устройства дренчерной завесы. Запуск систем подпора воздуха при пожаре автостоянки предусмотреть одновременно в пожарном отсеке, а системы вытяжной противодымной вентиляции — из части автостоянки, где произошел пожар;

включение двухэтажной изолированной рампы одноэтажной подземной встроенной автостоянки в пожарной отсек автостоянки и отделение ее от помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками c пределом огнестойкости EI 90 с защитой проемов в них противопожарными воротами 1-го типа без устройства дренчерной завесы при условии, что рампу не предусматривается использовать в качестве пути эвакуации людей при пожаре из помещений хранения автомобилей;

размещение помещений мойки автомобилей в пределах пожарного отсека автостоянки с учетом ее отделения от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами с пределом огнестойкости не ниже REI 60 с защитой проемов в них противопожарными воротами (дверями) 2-го типа, либо противопожарными шторами 2-го типа с лазами;

эвакуация из помещений автомойки через помещения для хранения автомобилей;

выделение технологического лифта (подъемника), сообщающего -1-й этаж подземной автостоянки с уровнем внутридворового проезда и площадкой мусорных контейнеров, ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 60, с выходом из него на этаж автостоянки через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре с противопожарными дверями
1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства дренчерной завесы, и выходом на площадку мусорных контейнеров через лифтовой холл, выделенный ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 60 и противопожарными дверями 1-го типа;

проектирование эвакуации людей из подземной одноэтажной автостоянки (без учета ее деления на пожарные части при помощи проезда) в рассредоточенные лестничные клетки с шириной марша 1,05 м, с шириной двери входа в лестницу 1,05 м и уклоном не более 1:1,75, обеспеченные выходами непосредственно наружу; из изолированного пандуса — по тротуару в пандусе наружу; из помещений, не относящихся к автостоянке, — через помещение хранения автомобилей;

проектирование путей эвакуации в подземной автостоянке с учетом расстояния между эвакуационными лестничными клетками не более 120 м и не более 40 м в тупиковых частях, с подтверждением данного решения расчетом величины пожарного риска, выполненного в соответствии с приказом МЧС России от 30.06.2009 №Тариф PRO*****;

проектирование вытяжной противодымной вентиляции из отсека подземной автостоянки, с учетом его разделения на дымовые зоны площадью не более 3600 м2 каждая, из расчета возможности возникновения пожара в одной из зон, при этом площадь, обслуживаемая одним дымоприемным устройством, принимается не более 1000 м2. Данное решение учитывается при расчете систем противодымной защиты;

оборудование подземной автостоянки, включая мойку и изолированную рампу, установкой автоматического пожаротушения с интенсивностью 0,16 л/с∙м2 расходом не менее 35 л/с при времени ее работы 60 минут и расчетной площади 120 м2, противопожарным водопроводом (2 струи по 5,0 л/с), автоматической пожарной сигнализацией адресно-аналогового типа с автоматическим выводом сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны «01», СОУЭ 4-го типа, системами противодымной защиты в соответствии с расчетами;

выделение объемов наземной и подземной частей лестничных клеток стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 и их разделение в уровне выхода наружу глухой противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее EI 150;

проектирование незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в жилых секциях без разделения по высоте на отсеки глухими противопожарными перегородками 1-го типа, с учетом обеспечения требуемых параметров подпора воздуха в соответствии с расчетами противодымной защиты;

оборудование незадымляемых лестничных клеток типа Н2 с уклоном не более 1:1,73 в жилых секциях, в том числе без естественного освещения, аварийным и эвакуационным освещением, запитанными по первой категории надежности электроснабжения, фотолюминесцентной эвакуационной системой в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, с устройством входа в них из межквартирного холла (коридора) через противопожарный тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, являющийся также зоной безопасности для МГН;

сообщение квартир с террасой, выполненной в виде эксплуатируемой кровли с пределом огнестойкости не менее REI 45, класса К0, смежной секции через противопожарные двери и окна 2-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 30;

проектирование выходов на кровлю жилых секций корпусов 2.5, 2.9, и 2.10 (высотой не более +50,85 м) из объема лестничной клетки по металлической стремянке через противопожарный люк 2-го типа, при этом покрытие над лестничной клеткой предусматривается с пределом огнестойкости не менее REI 90;

заполнение проемов в лестничных клетках, расположенных на расстоянии менее 1,2 м от окон (дверей) смежных помещений, противопожарными окнами и дверями 2-го типа;

оборудование всех помещений 2-х уровневых квартир, не имеющих аварийных выходов с каждого уровня, адресно-аналоговой пожарной сигнализацией;

расположение мест для хранения мототехники на свободной площади от автомашин без отделения от помещения хранения автомобилей, с учетом эвакуации людей из этих зон через помещение хранения автомобилей;

транзитная прокладка инженерных коммуникаций по лифтовым холлам, тамбур-шлюзам, тамбур-шлюзам (зонам безопасности), при условии отделения их конструкцией с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости ограждающей конструкции, которую она пересекает. Для обслуживания этих объёмов предусмотреть лючки EIS60;

применение общей воздухозаборной шахты систем приточной общеобменной и приточной противодымной вентиляции для обслуживаемых помещений категорий В1 и В2, при условии установки противопожарных клапанов с пределом огнестойкости не менее EI 120 в местах подсоединения этих систем к воздухозаборной шахте и сблокирования данных клапанов с системой АПС;

размещение в объеме автостоянки помещений к ней не относящихся, при условии их отделения от автостоянки стенами с пределом огнестойкости REI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями EIS 60 взамен тамбур-шлюзов, без устройства над дверями дренчерной завесы, отсутствия в данных помещениях постоянных рабочих мест. Эвакуация персонала из помещений предусматривается через помещение автостоянки;

устройство местных автономных кондиционеров раздельного типа для обслуживания технических помещений (аппаратные, узлы связи, кроссовые, венткамеры и т. п.), не относящихся к пожарному отсеку паркинга, при отделении наружного блока системы от технического помещения и помещения для хранения автомобилей стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проемов шторами с пределом огнестойкости EIS 60 без устройства дренчерной завесы;

проектирование здания без междуэтажных поясов шириной не менее 1,2 м при условии устройства на фасаде простенка высотой не менее 900 мм с пределом огнестойкости E30 из стекла, закрепленного в стальной раме;

размещение на цокольном и первом этажах секций двухсветных арендуемых помещений с открытыми лестницами 2-го типа между этажами, при условии отделения указанных помещений от смежных помещений противопожарными стенами 2-го типа без проемов и обеспечения суммарной площади помещений на двух этажах не более 350 м2;

проектирование эвакуационных выходов с каждого этажа двухсветного помещения, на каждом из которых должно размещаться не более 20 человек, непосредственно наружу или во внутренний двор. Допускается не предусматривать устройство эвакуационного выхода наружу с верхнего этажа арендуемого помещения, при условии расположения наиболее удаленного рабочего места на этом этаже на расстоянии до выхода наружу с нижнего этажа (с учетом длины открытой лестницы) не более 40 м и наличии на верхнем этаже не более 20 человек;

проектирование шахт лифтов для транспортировки пожарных подразделений на этажах секций без устройства лифтовых холлов, при условии:

  • выполнения дверей квартир, выходящих в объем внеквартирных коридоров (поэтажных холлов), из негорючих материалов с уплотнением в притворах и устройствами для самозакрывания;
  • заполнение проемов в шахтах всех лифтов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 60;
  • ограничение строительными решениями попадания воды в шахты лифтов;
  • защиты указанных коридоров АУПТ по 1-й группе помещений, а также системой вытяжной противодымной вентиляции;

выделение объема квартир на верхнем этаже, попадающих частью своего объема на смежную секцию, стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 90, при этом площадь секции не должна превышать более 550 м2;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 №Тариф PRO***** 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы