Справка
Согласованы на Заседании №4 от 01.04.2022 Нормативно-технического совета ДНПР МЧС России Скачать протокол
3. Рассмотрев представленные специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл.90/2 (с Изменениями № 3), Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Основанием для разработки изменений в специальные технические условия
Основание
11475
послужила необходимость уточнения отдельных объемно-планировочных и конструктивных решений.
Перечень основных изменений:
№ п/п | Ранее принятые решения | Предлагаемая редакция |
1. | Пункт 2.1, таблица 2, пункт 1, третий столбец, пятый абзац СТУ:
При определении площади этажа в пределах пожарного отсека, площади этажей, объединённых двусветным пространством суммировать не следует. Дополнительного разделения пожарного отсека стилобата на части (секции) не требуется; |
Пункт 2.1, таблица 2, пункт 1, третий столбец, пятый абзац СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11476 При определении площади этажа в пределах пожарного отсека, площади этажей, объединённых двусветным и многосветным пространствами суммировать не следует. Дополнительного разделения пожарного отсека стилобата на части (секции) не требуется; |
2. | Пункт 2.1, таблица 2, пункт 1, третий столбец, седьмой абзац СТУ:
– многосветное пространство, в котором расположена внутренняя открытая лестница (в том числе для сообщения цокольного и подземных этажей), следует по периметру проёма в перекрытии защищать дополнительными спринклерными оросителями с шагом не более 2 м расположенными не далее 0,5 м от проёма в перекрытии с интенсивностью подачи воды не менее 0,08 л/схм2. Также предусмотреть устройство плотных (не пропускающих дым) вертикальных экранов (штор) с пределом огнестойкости не менее Е 15. При этом, необходимое расстояние от пола до нижнего края экрана (шторы) должно определяться расчётом при проектировании системы противодымной защиты. Устройство тамбур-шлюза перед внутренней открытой лестницей на уровне подземного этажа не требуется; |
Пункт 2.1, таблица 2, пункт 1, третий столбец, седьмой абзац СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11477 – многосветное пространство, в котором расположена внутренняя открытая лестница (в том числе для сообщения цокольного и подземных этажей), следует по периметру проёма в перекрытии защищать дополнительными спринклерными оросителями с шагом не более 2 м расположенными не далее 0,5 м от проёма в перекрытии с интенсивностью подачи воды не менее 0,08 л/с*м2. Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11478 Также предусмотреть устройство плотных (не пропускающих дым) вертикальных экранов (штор) с пределом огнестойкости не менее Е 15. При этом, необходимое расстояние от пола до нижнего края экрана (шторы), а также расстояние от шторы до края проема в перекрытии должны определяться расчётом при проектировании системы противодымной защиты, при этом допускается при проектировании системы противодымной защиты использовать методику расчета по оценке пожарного риска, утвержденную приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, для подтверждения обеспечения защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для безопасной эвакуации людей, с учетом параметров системы противодымной вентиляции. Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11479 Устройство тамбур-шлюзов перед внутренней открытой лестницей на уровне подземного и цокольного этажей, а также на выходе в объем многосветного пространства на уровне подземного и цокольного этажей в пределах пожарного отсека стилобата не требуется; |
3. | Пункт 2.1, таблица 2, пункт 3, третий столбец, пятый абзац СТУ:
– для защиты пространства под трансформируемым полом следует предусмотреть устройство лафетных стволов с распылёнными струями, закреплённых к полу помещения или к трансформируемому полу. Расход лафетного ствола следует предусматривать не менее 5 л/с. Расположение лафетных стволов и углы их установки должны обеспечить орошение каждой точки пространства под трансформируемым полом не менее чем одним стволом. При изменении конфигурации трансформируемого пола, должно быть обеспечено автоматическое изменение угла установки лафетных стволов. Запуск лафетных стволов следует осуществлять от автоматической установки пожарной сигнализации с применением дымовых пожарных извещателей или извещателей пламени; |
Пункт 2.1, таблица 2, пункт 3, третий столбец, пятый абзац СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11480 – для защиты пространства под трансформируемым полом следует предусмотреть устройство лафетных стволов с распылёнными струями, закреплённых к полу помещения или к трансформируемому полу. Расход лафетного ствола следует предусматривать не менее 5 л/с. Расположение лафетных стволов и углы их установки должны обеспечить орошение каждой точки пространства под трансформируемым полом не менее чем одним стволом. При изменении конфигурации трансформируемого пола, должно быть обеспечено автоматическое изменение угла установки лафетных стволов. Запуск лафетных стволов следует осуществлять от автоматической установки пожарной сигнализации с применением дымовых пожарных извещателей или извещателей пламени. Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11481 Трубопроводную сеть, по которой обеспечивается подача воды к лафетным стволам, допускается выполнять тупиковой при условии обоснования гидравлическим расчётом; |
4. | Пункт 3.6 СТУ:
Допускается предусматривать проезд пожарных автомобилей под козырьком (консолью) здания, при этом расстояние от проезжей части до козырька (консоли) должно быть не менее 4,5 м. |
Пункт 3.6 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11482 Допускается предусматривать проезд (подъезд) пожарных автомобилей под козырьком (консолью) здания, при этом расстояние от проезжей части до козырька (консоли) должно быть не менее 4,5 м. Достаточность указанного решения необходимо подтвердить Отчетом о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, которым должна подтверждаться возможность (обеспечение) боевых действий пожарно-спасательных подразделений по организации тушения пожара и проведения аварийно- спасательных работ. |
5. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 4.4 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11483 Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях следует принимать для каждого пожарного отсека с учетом его высоты в соответствии с требованиями № 123-ФЗ. |
6. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 5.25 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11484 Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, в том числе с организацией машиномест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, при этом машиноместа допускается использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы. Размещение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, в том числе с организацией машиномест с оборудованием для их зарядки, следует размещать не ниже 1-го подземного этажа, без учета подземной части цокольного этажа объекта. |
7. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 5.26 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11485 Площадь помещения с наличием машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 м2. В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машиноместа с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11489 В автостоянках допускается предусматривать не более 10 машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей без указанного выделения части здания в пожарную секцию. Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11490 При этом следует обеспечить организационные мероприятия, направленные на недопущение размещения пожарной нагрузки в пределах указанных зон (проездов). |
8. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 5.27 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11491 Машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади. Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11492 Зарядная инфраструктура должна обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и/или автоматических установок пожаротушения. |
9. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 5.28 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11493 Выход из незадымляемой лестничной клетки типа Н2 допускается предусмотреть через тамбур, ведущий наружу. При этом в указанном тамбуре не требуется устройство вытяжной противодымной вентиляции. |
10. | Пункт 6.6 СТУ:
Из помещений для хранения автомобилей должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, ведущих на лестничные клетки непосредственно или через коридор, или в соседнее помещение (смежную пожарную секцию с учетом требований ст. 89 ФЗ-123), обеспеченное выходами непосредственно или через коридор на лестничные клетки, при этом отделку стен, потолков и покрытие пола указанного коридора следует выполнять материалами класса пожарной опасности не выше КМ2. |
Пункт 6.6 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11494 Из помещений для хранения автомобилей должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, ведущих на лестничные клетки непосредственно или через коридор, или в соседнее помещение с учетом требований ст. 89 ФЗ-123, обеспеченное выходами непосредственно или через коридор на лестничные клетки, при этом отделку стен, потолков и покрытие пола указанного коридора следует выполнять материалами класса пожарной опасности не выше КМ2. |
11. | Пункт 6.7 СТУ:
Допускается увеличение расстояния в подземной автостоянке, в том числе из тупиковой части, от наиболее удаленного места хранения автомобилей до ближайшего эвакуационного выхода до 70 м. При этом должен быть произведён расчёт, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям. |
Пункт 6.7 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11495 Допускается увеличение расстояния в подземной автостоянке, в том числе из тупиковой части, от наиболее удаленного места хранения автомобилей до ближайшего эвакуационного выхода до 80 м. При этом должен быть произведён расчёт, подтверждающий соответствие величины пожарного риска нормативным значениям. |
12. | Пункт 6.15 СТУ:
Ширину путей эвакуации с количеством эвакуирующихся более 50 человек предусмотреть не менее 1,2 м, с количеством менее 50 человек – не менее 1 м. |
Пункт 6.15 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11496 Ширину путей эвакуации с количеством эвакуирующихся более 50 человек предусмотреть не менее 1,2 м, с количеством менее 50 человек – не менее 1 м, ширину путей эвакуации между мебелью и оборудованием в помещениях допускается предусматривать не менее 0,7 м. |
13. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 6.20 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11497 В двух лестничных клетках, ведущих из подземной автостоянки непосредственно наружу, допускается устройство выступающих конструкций на высоте менее 2 м, но не менее 1,5 м от уровня площадок лестничных клеток и(или) маршей лестничных клеток, а также устройство осветительных приборов на высоте не менее 1,8 м от уровня площадок лестничных клеток, при этом ширина участков площадок лестничных клеток, на которых обеспечивается высота путей эвакуации не менее 2 м, должна быть не менее 0,7 м, протяженность указанных участков шириной не менее 0,7 м не должна превышать 1,6 м. В лестничной клетке, ведущей с цокольного этажа непосредственно наружу, допускается устройство выступающих конструкций на высоте не менее 1,9 м от уровня площадок лестничной клетки и(или) маршей лестничной клетки. В местах уменьшения высоты эвакуационного пути требуется предусматривать обозначения указанных мест сигнальной разметкой в соответствии с ГОСТ 12.4.026 и мероприятия для предотвращения травмирования людей. Достаточность принятой ширины путей эвакуации необходимо подтвердить расчетами индивидуального пожарного риска. |
14. | Отсутствовали | СТУ дополнить пунктом 6.21 следующего содержания:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11498 Отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов допускается в пределах не более чем 5%. |
15. | Пункт 8.2 СТУ:
На Объекте должна быть предусмотрена система автоматической пожарной сигнализации адресноаналогового типа с автоматическим выводом сигнала на пульт ГУ МЧС России по г Москве. |
Пункт 8.2 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11499 На Объекте должна быть предусмотрена система автоматической пожарной сигнализации адресноаналогового типа с автоматическим выводом сигнала на пульт ГУ МЧС России по г Москве. Допускается в отдельных кабинетах и переговорных установка системы пожарной сигнализации неадресного типа в отдельных помещениях с системой защиты речевой информации. В указанных помещениях должно предусматриваться не менее двух пожарных извещателей с подключением к приёмной станции через адресное устройство. |
16. | Второй абзац пункта 9.6 СТУ:
В подземной автостоянке допускается предусматривать внутренний противопожарный водопровод с установкой пожарных кранов на самостоятельных отводах, подключенных к питающим трубопроводам автоматической установки водяного пожаротушения. При этом работоспособность системы следует подтверждать гидравлическим расчетом. В подземной автостоянке следует предусмотреть внутренний противопожарный водопровод с числом пожарных стволов и минимальным расходом воды 3 струи по 5 л/с каждая. |
Второй абзац пункта 9.6 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11500 Допускается предусматривать внутренний противопожарный водопровод с установкой пожарных кранов на самостоятельных отводах, подключенных к питающим трубопроводам автоматической установки водяного пожаротушения. При этом работоспособность системы следует подтверждать гидравлическим расчетом. При определении расхода АУП, совмещенной с ВПВ, следует учитывать одновременное действие пожарных кранов, расположенных в диктующей спринклерной секции АУП. Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11501 Сеть трубопроводов АУП с подключёнными к ней пожарными кранами ВПВ допускается выполнять тупиковой. В подземной автостоянке следует предусмотреть внутренний противопожарный водопровод с числом пожарных стволов и минимальным расходом воды 3 струи по 5 л/с каждая. |
17. | Пункт 10.5 СТУ:
Коридоры длиной более 60 м допускается не делить противопожарными перегородками 2-го типа на участки, при этом такие коридоры следует разделять противодымными шторами или стационарными экранами с пределом огнестойкости не менее Е 15 на дымовые зоны (резервуары дыма) длиной не более 60 м каждая. Для указанных дымовых зон (резервуаров дыма) в границах одного коридора допускается предусматривать общую систему компенсации удаляемых продуктов горения. Расход продуктов горения, удаляемых вытяжной противодымной вентиляцией, следует рассчитывать для каждой дымовой зоны (резервуара дыма) длиной не более 60 м. |
Пункт 10.5 СТУ изложить в следующей редакции:
Отображение в таблице СТУ
Тип абзаца:
Тех.решение ID:
11502 Коридоры длиной более 60 м допускается не делить противопожарными перегородками 2-го типа на участки, при этом такие коридоры следует разделять противодымными шторами или стационарными экранами с пределом огнестойкости не менее Е 15 на дымовые зоны (резервуары дыма) длиной не более 60 м каждая. Указанные шторы или стационарные экраны должны опускаться при пожаре или устанавливаться стационарно на высоту не ниже 2,5 м от пола. Расстояние от пола до нижнего края завес должно определяться расчетом при проектировании системы противодымной защиты, при этом допускается при проектировании системы противодымной защиты использовать методику расчета по оценке пожарного риска, утвержденную приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382, для подтверждения обеспечения защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для безопасной эвакуации людей, с учетом параметров системы противодымной вентиляции. Для указанных дымовых зон (резервуаров дыма) в границах одного коридора допускается предусматривать общую систему компенсации удаляемых продуктов горения. Расход продуктов горения, удаляемых вытяжной противодымной вентиляцией, следует рассчитывать для каждой дымовой зоны (резервуара дыма) длиной не более 60 м. |
Остальные изменения носят редакционный характер или дополняют ранее согласованные специальные технические условия (письмо ДНПР МЧС России от 04.06.2021 № ИВ-19-820). Другие требования, не изложенные в представленных материалах, подлежат исполнению в полном объеме.
Представлено расчётное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утверждённой приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.