ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормативно-технического совета (протокол от 05.04.2018 №8)
На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Многофункциональная общественно-жилая застройка по адресу: г. Москва, ЗАО, вблизи Мякининской поймы, кадастровый номер 50:20:0010112:106. 5 этап строительства. Корпус 2 – жилой дом (строения 2.1 и 2.2) с подземной стоянкой автомобилей
1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
- отсутствию аварийных выходов при размещении квартир на высоте более 15 м, при общей площади квартир на этаже не более 580 м2 и одном эвакуационном выходе с этажа;
- выполнению междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м в местах примыкания к перекрытиям;
- устройству в жилых секциях одной незадымляемой лестничной клетки типа Н2 без незадымляемой лестничной клетки типа Н1, без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже;
- устройству выходов на кровлю с незадымляемой лестничной клетки типа Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам;
- отсутствию отдельных выходов наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу из помещений теплового пункта (ИТП) и насосной пожаротушения, расположенных на подземном этаже;
- размещению индивидуальных хозяйственных кладовых на подземном этаже;
- превышению площади этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки более 3000 м2 (не более 10000 м2);
- устройству эвакуационных выходов из подземной одноэтажной автостоянки через лестничные клетки подземной части жилых секций;
- устройству выходов из подземного этажа через общие лестничные клетки жилой части здания более 5 этажей.
2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:
- проектирование наружного пожаротушения здания с расходом воды на наружное пожаротушение не менее 110 л/с. Наружное пожаротушение соответствующего расхода должно обеспечиваться от пожарных гидрантов, устанавливаемых на расстоянии не более 200 метров от стен здания (с учетом прокладки рукавных линий по дорогам с твердым покрытием и благоустройству) на кольцевой водопроводной сети из труб соответствующего диаметра. Количество пожарных гидрантов должно приниматься не менее трёх;
- проектирование здания, класса конструктивной пожарной опасности С0. Жилые секции с подземной частью высотой до 50 м – II степени огнестойкости, высотой более 50 м, но не более 75м – I степени огнестойкости;
- площадь этажа в пределах пожарного отсека подземной автостоянки принята не более 10000 м2. Класс функциональной пожарной опасности Ф 5.2 со встроенными помещениями класса Ф 5.1;
- деление пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 одним или сочетанием нескольких из следующих способов:
- устройство зон шириной не менее 8 метров свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками;
- устройство зон шириной не менее 6 метров свободных от горючей нагрузки и обозначенных соответствующими информационными знаками, с установкой вдоль проездов (с одной из его сторон) стационарных противодымных экранов из негорючих материалов с пределом огнестойкости E30 или устройство дренчерной завесы с расходом воды 1 л/с на погонный метр. Размер экрана (высоту) следует определить расчетом (образованием дымового слоя);
- противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с соответствующими противопожарными элементами заполнения проемов 1-го типа;
- оборудование подземной автостоянки установкой автоматического спринклерного пожаротушения с повышенной интенсивностью орошения не менее 0,16 л/(с*м2), при расчетной площади тушения 120 м2 с расходом воды не менее 30 л/с и продолжительностью работы в течение 1 часа;
- устройство выезда из подземной автостоянки по неизолированной рампе непосредственно наружу;
- выполнение сообщения помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (не относящиеся к автостоянке) или смежного пожарного отсека через проемы с заполнением противопожарными дверями 1-го тип и устройством дренчерной завесы с автоматическим пуском со стороны автостоянки, без устройства тамбур-шлюза;
- устройство в каждой секции лифта для транспортирования пожарных подразделений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»;
- устройство для пожарного отсека автостоянки и жилых секций общие лифты для пожарных, с обеспечением входов в лифты для пожарных на надземных этажах (кроме первого) через тамбуры (лифтовые холлы) с противопожарными перегородками, имеющие предел огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EIS 60). Входы в лифты для пожарных из подземной автостоянки и подземной части жилых секций предусмотрены через тамбур-шлюз (лифтовой холл) с подпором воздуха при пожаре, с противопожарными перегородками, имеющими предел огнестойкости не менее EI 60 и с заполнением проемов противопожарными дверями первого типа (EIS 60). Без устройства двойных тамбур-шлюзов (для подземной автостоянки);
- устройство зон безопасности для маломобильных групп населения (МГН) в лифтовых холлах лифтов для пожарных или вблизи них, на расстоянии не более 10 м в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;
- для эвакуации людей из пожарного отсека подземной автостоянки допускается использовать лестничные клетки, расположенные в подземной части жилых секций, ведущие непосредственно наружу. Выходы из подземной автостоянки и из помещений подземного этажа жилых секций в указанные лестничные клетки следует предусматривать через тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре с пределами огнестойкости ограждающих конструкций не менее EI 60, заполнение проемов – противопожарные двери EIS 60 (незадымляемые лестничные клетки типа Н3);
- устройство общих тамбур-шлюзов (лифтовых холлов) с подпором воздуха при пожаре для входа в лестничные клетки и в лифты в подземной части здания. В случае если тамбур-шлюзы являются границами пожарных отсеков, их элементы и заполнение проемов следует предусматривать с соответствующим пределом огнестойкости;
- устройство общих лестничных клеток, предназначенных для эвакуации людей, как из надземных этажей (более 5 этажей), так и из подземного этажа, при этом из подземного этажа следует предусматривать обособленные выходы наружу, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой с пределом огнестойкости не менее EI 90;
- выполнение ограждающих конструкций лестничных клеток со смещением внутренних стен в горизонтальной проекции (в том числе горизонтальные переходные участки при устройстве выходов наружу) с пределом огнестойкости стен указанных лестничных клеток;
- устройство, при отсутствии аварийных выходов при размещении квартир на высоте более 15 м, при общей площади квартир на этаже не более 580 м2 и одном эвакуационном выходе, следующих мероприятий:
- двери квартир при высоте размещения более 15 м выполнить противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI 30;
- обеспечить защиту жилых помещений квартир и внеквартирных коридоров адресной пожарной сигнализацией (адрес–квартира) с установкой адресных дымовых пожарных извещателей;
- включение системы противодымной вентиляции обеспечить по сигналу от дымовых пожарных извещателей, размещенных во внеквартирных коридорах и квартирах;
- при выполнении дверей квартир в обычном исполнении обеспечить защиту внеквартирных коридоров, при размещении квартир выше 15 м, автоматической установкой спринклерного пожаротушения;
- принять параметры автоматической спринклерной установки пожаротушения (интенсивность, время работы, расчетная площадь пожара) согласно СП 5.13130.2009 как для помещений 1 группы (при выборе данного способа защиты помещений квартир);
- при выполнении междуэтажных поясов высотой менее 1,2 м в местах примыкания к перекрытиям следует предусмотреть устройство глухих участков наружных стен (междуэтажных поясов) с нормируемым пределом огнестойкости (EI60 для секции I степени огнестойкости, EI 45 для секций II степени огнестойкости), класса пожарной опасности К0, высотой не менее 900 мм, при условии устройства глухих (не открывающихся) фрамуг в окнах ПВХ, с заполнением стеклопакетом с закаленным стеклом толщиной 6 мм с наружной стороны. Глухой участок наружных стен совместно с фрамугой должен быть высотой не менее 1200 мм;
- оборудование каждой секции подземного этажа инженерными системами противопожарной защиты, при этом допускается не предусматривать окна с приямками;
- устройство хозяйственных кладовых для жильцов на подземном этаже жилых секций, при выполнении следующих мероприятий:
- кладовые выделить в блоки площадью не более 250 м2 противопожарными перегородками 1-го типа, с заполнением проемов противопожарными дверями 2-го типа;
- кладовые в пределах блока площадью не более 250 м2 допускается выделять между собой перегородками, не доходящими до перекрытия;
- блоки кладовых и коридоры подземного этажа жилых секций должны быть оборудованы системами противодымной вентиляции (отдельными от жилой части здания) в соответствии с требованиями раздела 7 СП 7.13130.2013;
- предусмотреть автоматическую пожарную сигнализацию с установкой дымовых пожарных извещателей в соответствии с СП 5.13130.2009;
- между кладовыми (местами для хранения) в блоках кладовых необходимо предусмотреть устройство проходов шириной не менее 1 м и высотой не менее 2 м;
- из каждого блока кладовых предусмотреть не менее двух эвакуационных выходов шириной не менее 0,8 м каждый с количеством мест хранения более 15 (с единовременным пребыванием более 15 человек) при меньшем количестве – один выход;
- допускается устройство отдельных индивидуальных хозяйственных кладовых площадью не более 10 м2 каждая, не входящих блок, в подземном этаже здания при условии разделения друг от друга и от коридоров подземного этажа противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными дверями 2-го типа;
- в кладовых допускается хранение вещей, оборудования, овощей и т.п. Максимальное значение удельной пожарной нагрузки должно соответствовать категории помещения В4 в соответствии с требованиями СП 12.13130.2009. Хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек) в хозяйственных кладовых не допускается;
- устройство проемов в межсекционных стенах или стенах, разделяющих здание в подземной части, с заполнением указанных проемов противопожарными дверями, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- противопожарное заполнение проема в наружной стене здания окнами (дверями) 2-го типа при несоблюдении расстояния по горизонтали между проемами лестничной клетки и проемами в наружной стене здания (менее 1,2 м);
- устройство противопожарных окон с пределом огнестойкости E30 в наружных стенах лифтовых холлов, лестничных клеток, при их размещении, в местах примыкания одной части здания к другой под углом менее 135°, а также при несоблюдении расстояния (не менее 4 м) по горизонтали до проемов в наружных стенах;
- устройство окон с ненормируемым пределом огнестойкости в наружных стенах секций на расстоянии над кровлей примыкающего пожарного отсека менее 8 м по вертикали и менее 4 м от стен по горизонтали, при этом кровля смежного пожарного отсека (примыкающей секции) должна быть предусмотрена из материалов НГ;
- устройство выходов из незадымляемых лестничных клеток типа Н2 в вестибюли (холлы) на первом этаже через противопожарные двери с пределом огнестойкости EIS 60 без устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или непосредственно наружу;
- устройство, при несоблюдении расстояния от проемов автостоянки до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания (менее 4 м или в радиусе 4 м), выполнение одного из следующих решений:
- противопожарное заполнение окон (не менее E 30) в радиусе 4 м над проемом автостоянки;
- устройство над проемом въездных ворот автостоянки глухого козырька из материалов НГ шириной не менее 1 м, при этом, взамен козырька допускается устройство консольной части вышележащего этажа;
- устройство наружных проемов въездных ворот автостоянки с заполнением противопожарными дверями (воротами) 1-го типа, автоматически закрывающимися при пожаре;
- размещение на первом этаже здания помещений трансформаторной подстанции с выходом непосредственно наружу, при этом указанная трансформаторная подстанция должна быть выделена противопожарными стенами с пределом огнестойкости REI 150. В здании должны предусматриваться только сухие трансформаторы;
- осуществление эвакуации людей с этажей секций на одну незадымляемую лестничную клетку типа Н2 (без устройства незадымляемой лестничной клетки типа Н1) с шириной маршей не менее 1,05 м, с входом на нее через лифтовой холл лифта для транспортировки пожарных подразделений, являющийся зоной безопасности для МГН;
- устройство эвакуационного освещения в незадымляемых лестничных клетках типа Н2 без естественного освещения в наружных стенах на каждом этаже. Питание эвакуационного освещения лестничных клеток должно обеспечиваться, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа;
- устройство эвакуационного выхода из помещений теплового пункта (ИТП) и насосной пожаротушения, расположенных на подземном этаже, допускается предусматривать в общую (для этих помещений) отдельную лестничную клетку, ведущую наружу или через коридор, ведущий на лестничную клетку, расположенную в подземной части жилой секции. Расстояние от дверей указанных помещений до выхода на лестничную клетку не должно превышать 15 м. На путях эвакуации и в помещении насосной станции должно быть предусмотрено эвакуационное освещение. Питание эвакуационного освещения лестничных клеток должно обеспечиваться, при отключении электричества, автономно в течение не менее одного часа, при этом должно быть обеспечено устройство световых указателей направления движения пожарных подразделений с улицы к насосной пожаротушения с соответствующими надписями («Насосная пожаротушения»);
- оборудование объекта системами противопожарной защиты:
- автоматической адресно-аналоговой пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты объекта на пульт ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;
- Допускается установка в каждом помещении квартиры одного адресно-аналогового пожарного извещателя, при этом оборудование автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями допускается не предусматривать.
- В нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже предусмотреть автоматическую пожарную сигнализацию согласно СП 5.13130.2009, с применением неадресных пожарных извещателей.
- Формирование сигналов управления в автоматическом режиме установками пожаротушения, противодымной вентиляции, оповещения о пожаре инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта допускается осуществлять при срабатывании одного адресно-аналогового пожарного извещателя;
- системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
- в жилых секциях надземной части – не ниже 2-го типа;
- на подземном этаже с размещением внеквартирных индивидуальных хозяйственных кладовых, в помещениях общественного назначения на первом этаже – не ниже 2-го типа;
- в подземной автостоянке – не ниже 4-го типа;
- внутренним противопожарным водопроводом.
- системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
- Число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение должен быть предусмотрен:
- в подземной автостоянке – 2 по 5 л/с;
- на подземном этаже жилых секций – не менее 3 по 2,5 л/с;
- на жилых этажах в соответствии с СП 10.13130.2009.
- В нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже в нежилых помещениях общественного назначения на первом этаже не менее 1 струя с минимальным расходом 2,5 л/c. При этом помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, с пределом огнестойкости не ниже REI 45;
- эвакуационным освещением;
- лифтами для транспортировки пожарных подразделений;
- противодымной вентиляцией с подтверждением расчетом:
- расчетная площадь дымовой зоны в частях автостоянки должна определяться расчетом, но не должна превышать 4000 м2. При разработке алгоритма работы инженерных систем противопожарной защиты следует учитывать возникновение возможного пожара в соответствующей части автостоянки;
- устройства компенсирующей подачи наружного воздуха приточной противодымной вентиляции в вестибюлях (холлах) на 1 этажах за счёт воздуха, поступающего через открытые проемы лифтовых шахт (за исключением лифта для пожарных), оборудованных системами подпора воздуха;
- устройства подачи наружного воздуха при пожаре системами приточной противодымной вентиляции в лифтовые шахты, сообщающиеся с подземной частью здания, а также в незадымляемые лестничные клетки типа Н2 в верхнюю или в нижнюю части лифтовых шахт, лестничных клеток;
- устройства подачи наружного воздуха при пожаре в тамбур-шлюзы (лифтовые холлы) подземной части здания с применением систем, обслуживающих лифтовые шахты лифтов для транспортирования пожарных подразделений, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых, не менее пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт;
- устройства коридоров в подземной части длиной не более 45 м без разделения перегородками с дверями огнестойкостью EI 30 и установки одного дымоприемного устройства независимо от конфигурации коридора;
- определение расхода воздуха, подаваемого в лифтовые холлы (зоны безопасности МГН), имеющие 3 двери, из расчета необходимости обеспечения скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого помещения не менее 1,5 м/с и избыточного давления не менее 20 Па и не более 150 Па;
- транзитную прокладку воздуховодов систем общеобменной и противодымной вентиляции через лифтовые холлы и лестничные клетки в конструкциях с обеспечением предела огнестойкости не ниже предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций;
- допускается не устанавливать обратные клапаны перед вентиляторами систем вытяжной противодымной вентиляции, устанавливаемых на кровле, а также применять на кровле обратные клапаны с ненормируемым пределом огнестойкости для систем приточной противодымной вентиляции при условии установки поэтажных нормально закрытых противопожарных клапанов;
- подтверждение эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, изложенных в Специальных технических условиях, безопасной эвакуации людей из здания, расчетным путем по определению величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от 30.06.2009 № 382, с учётом:
- устройства не менее двух эвакуационных выходов из блоков кладовых и помещений, расположенных на подземном этаже каждой секции, которые ведут:
- в коридор, ведущий на одну лестничную клетку;
- в коридор, ведущий на одну лестничную клетку смежной секции подземного этажа (смежный пожарный отсек);
- ширины эвакуационных выходов на лестничные клетки подземного этажа предусмотреть не менее 0,9 м, ширину маршей лестничных клеток предусмотреть не менее 1 м;
- эвакуации людей из пожарного отсека подземной автостоянки допускается предусматривать пути эвакуации шириной 1 м, использовать лестничные клетки, расположенные в подземной части жилых секций ведущие непосредственно наружу, с шириной марша не менее 1 м;
- расстояния от двери наиболее удаленной квартиры, следует считать до выхода в тамбур перед незадымляемой лестничной клеткой типа Н2, при этом тамбуром может служить лифтовой холл лифта для пожарных (зона безопасности для МГН);
- расстояния по путям эвакуации до выхода в лестничную клетку в подземной автостоянке, подземном этаже жилых секций. При этом указанные расстояния до ближайшего эвакуационного выхода, не должны превышать значений, при расположении:
- между эвакуационными выходами – 80 м;
- в тупиковой части помещения – 60 м;
- количества людей на подземном этаже из расчета 1 человек на каждую кладовую;
- разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», с подтверждением следующих решений:
- устройства проездов для пожарных автомобилей с ненормируемым минимальным расстоянием от края проезда до стен зданий, максимальное (фактическое) расстояние от края проезда до наружных стен следует принять в соответствии с вышеуказанным Отчетом, но не более 16 м;
- устройства выходов на кровлю с незадымляемой лестничной клетки типа Н2 через противопожарные люки 2-го типа размером не менее 0,6×0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам;
- конструкции дорожной одежды проездов для пожарной техники, организацию площадок для установки пожарной техники с учетом соответствующей нагрузки от пожарных автомобилей, но не менее 16 тонн на ось;
- устройство сквозных проходов через вестибюль (холл) на первом этаже в каждой секции, взамен устройства сквозных проходов через лестничные клетки на расстоянии не более 100 м друг от друга;
- устройства не менее двух эвакуационных выходов из блоков кладовых и помещений, расположенных на подземном этаже каждой секции, которые ведут:
- и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.
Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.
3. Решение нормативно-технического совета:
Рассмотрев представленные материалы, Совет решил согласиться с представленными Специальными техническими условиями на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности объекта: Многофункциональная общественно-жилая застройка по адресу: г. Москва, ЗАО, вблизи Мякининской поймы, кадастровый номер 50:20:0010112:106. 5 этап строительства. Корпус 2 – жилой дом (строения 2.1 и 2.2) с подземной стоянкой автомобилей.
Ответственность за достоверность исходных данных несёт исполнитель и заказчик работы.
Одновременно сообщается, что противопожарные мероприятия, изложенные в Заключении, носят обязательный характер и подлежат выполнению на дальнейших стадиях проектирования и эксплуатации объекта.