Многофункциональная комплексная жилая застройка по адресу: г. Москва, ЗАО, район Раменки, между ул. Лобачевского и платформой «Матвеевская», квартал 10, 1-ая очередь корпус 1

Дата публикации 20.08.2023
Количество просмотров 19
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 19.10.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия на проектирование противопожарной защиты объекта: Многофункциональная комплексная жилая застройка по адресу: г. Москва, ЗАО, район Раменки, между ул. Лобачевского и платформой «Матвеевская», квартал 10, 1-ая очередь корпус 1.


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • проектирование подземной автостоянки c площадью этажа пожарного отсека более 3000 м2, но не более 8 500 м2;
  • размещение в подземной автостоянке помещений кладовых;
  • размещение технических помещений по обслуживанию проектируемого здания, располагающихся в подземной автостоянке, без устройства  тамбур-шлюза с подпоров воздуха при пожаре перед входом;
  • устройство общего вестибюля в уровне первого этажа для смежных жилых секций с возможностью входа из общественных помещений в данный вестибюль;
  • проектирование квартир, расположенных на высоте более 15 м, без устройства аварийных выходов;
  • отсутствие требований пожарной безопасности для жилого здания с простенками высотой менее 1,2 м (но не менее 0,6 м) в местах примыкания междуэтажных перекрытий к глухим участкам наружных стен;
  • устройство выхода из насосной пожаротушения непосредственно наружу через коридор и лестничную клетку;
  • устройство парковочных мест для посетителей комплекса во встроенной в здание класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 подземной автостоянке;
  • устройство машиномест и зарядных устройств для электромобилей в подземной автостоянке;
  • устройство технического пространства (этажом не является).

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование подземной стоянки — I степени огнестойкости, С0 класса конструктивной пожарной опасности;

проектирование жилой части II степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0;

деление объекта на пожарные отсеки, а именно (при разработке проектной документации количество пожарных отсеков может быть увеличено):

  • ПО №Тариф PRO***** — подземная автостоянка с рампами (в том числе технические помещения к ней не относящиеся (при наличии), кладовые, блок кладовых с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 8500 м2;
  • ПО №Тариф PRO***** – жилая часть (класс функциональной пожарной опасности Ф1.3), высотой не более 50 м и с площадью этажа в пределах пожарного отсека не более 2500 м2;

деление пожарного отсека подземной автостоянки на части площадью не более 4000 м2 одним или сочетанием нескольких из следующих способов:

  • противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 (заполнение проемов – противопожарное, с пределом огнестойкости не менее EI 30);
  • устройство противопожарных зон (проездов, проходов) шириной не менее 6 метров свободных от пожарной нагрузки и обозначенных фотолюминесцентными знаками с пояснительной надписью «Парковка запрещена» по ГОСТ 12.04.026-2001, в сочетании с устройством плотных (не пропускающих дым) вертикальных конструкций из негорючих материалов (завесы, экраны и др.), опускающихся или устанавливаемых стационарно с пределом огнестойкости E30. Размер экрана (высоту) следует определить расчетом (образования дымового слоя);
  • устройство противопожарных зон (проездов) шириной не менее 8 метров свободных от пожарной нагрузки и обозначенных фотолюминесцентными знаками с пояснительной надписью «Парковка запрещена» по ГОСТ 12.04.026-2001;

оборудование объекта комплексом систем противопожарной защиты, а именно:

  • автоматической пожарной сигнализацией;
  • внутренним противопожарным водопроводом согласно СП 10.13130.2009;
  • автоматической системой спринклерного пожаротушения:
    • для подземной автостоянки с интенсивностью подачи воды не менее 0,16 л/с×м2 и расчётной площадью тушения 120 м2. Продолжительность работы установки предусматривается не менее 60 минут;
  • противодымной защитой (вытяжная противодымная вентиляция из помещений хранения автомобилей, поэтажных коридоров, вестибюлей, прилегающих к незадымляемым лестничным клеткам, вестибюлей жилых секций, и подача наружного воздуха при пожаре приточно-вытяжной противодымной вентиляции в пожаробезопасные зоны, в тамбур-шлюзы перед шахтами лифтов, лестничными клетками, в лифтовые шахты);
  • оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре для подземной автостоянки не ниже 3-го типа, жилой части не ниже 2-го типа, для встроенных помещений общественного назначения на первом этаже — не ниже 2-го типа;

при отсутствии аварийных выходов из квартир жилых секций расположенных на высоте более 15 м следует предусматривать:

  • эвакуация людей из жилых секций по незадымляемым лестничным клеткам типа Н2 (в том числе без естественного освещения). Вход в незадымляемые лестничные клети типа Н2, на этажах выше первого, предусматривается через лифтовой холл, отвечающий требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа с подпором воздуха при пожаре или через пожаробезопасную зону. Вход в указанные лестничные клетки из вестибюля первого этажа (при наличии) предусмотрен через противопожарную дверь 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении (без устройства тамбур-шлюза). В указанных лестничных клетках предусматривается аварийное освещение;
  • для защиты помещений в составе АУПС предусмотреть использование адресно-аналоговых дымовых пожарных извещателей. В прихожих квартир предусмотреть устройство не менее 2-х пожарных дымовых извещателей. В жилых помещениях квартир допускается предусматривать устройство автономных дымовых пожарных извещателей;
  • оборудование здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже 2-го типа;
  • использование поэтажных лифтовых холлов перед лифтами для пожарных, как зон безопасности для МГН;
  • двери квартир предусматриваются противопожарными с пределом огнестойкости не менее EI30;
  • создание подпора воздуха при пожаре в шахты лифтов с режимом «перевозка пожарных подразделений», в верхнюю и нижнюю части;
  • оборудование внеквартирных коридоров и вестибюля искусственным аварийным (эвакуационным) освещением;

размещение в подземной автостоянке легковых автомобилей индивидуальных кладовых для жильцов площадью не более 15 м2 и одного блока кладовых площадью не более 550 м2 при условии выполнения следующих мероприятий:

  • отделения блока кладовых от зоны хранения автомобилей стенами с пределом огнестойкости не менее  R(EI) 150 типа с заполнением проемов противопожарными дверьми 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении  без устройства тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре;
  • кладовые в составе блока допускается отделять друг от друга и коридоров (проходов внутри блока кладовых) перегородками с ненормируемым пределом огнестойкости. Допускается в составе блока кладовых предусматривать перегородки кладовых не до перекрытия;
  • в блоках кладовых следует предусмотреть устройство автоматического пожаротушения, с параметрами как для автостоянки;
  • в блоках кладовых следует предусмотреть СОУЭ не ниже 3-го типа;
  • систему противодымной вентиляции кладовых предусмотреть совмещенную с системой противодымной вентиляции подземной автостоянки;
  • хранение ЛВЖ и ГЖ и автомобильных шин в помещениях кладовых не допускается;
  • проходы в блоке кладовых предусмотрены шириной не менее 1,2 м;
  • эвакуационные выходы из индивидуальных кладовых для жильцов (площадью не более 15 м2) и блока кладовых (площадью не более 550 м2), допускается предусматривать через помещение для хранения автомобилей, в том числе в смежную часть автостоянки, через проемы с заполнением противопожарными дверями;
  • эвакуация из индивидуальных кладовых для жильцов (площадью не более 15 м2) и блоков кладовых (площадью не более 550 м2) должна быть подтверждена расчетном риска по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****

устройство на первом этаже общего вестибюля для смежных жилых секций допускается при условии:

  • оборудования вестибюля автоматической системой спринклерного пожаротушения. Автоматическая система спринклерного водяного пожаротушения в вестибюле жилых секций должна выполняться с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/(с×м2) расходом воды не менее 10 л/с, временем работы 30 мин, расчётной площадью тушения 60 м2;
  • использования в одноэтажном вестибюле для удаления продуктов горения вытяжной системы противодымной вентиляции с естественным побуждением через дымовые люки или открываемые незадуваемые фонари в покрытии;
  • устройства лифтовых холлов, выгороженных противопожарным перегородками первого типа, для каждой группы лифтов;
  • устройства из вестибюля рассредоточенных выходов;
  • выходы из одноэтажного общего вестибюля в коридоры, ведущие к лифтам жилой части предусмотреть через противопожарные двери 1-го типа;
  • устройство выходов из лестничных клеток жилой части непосредственно наружу без сообщения с вестибюлем;

выделение технических помещений для размещения инженерного оборудования, располагающихся на этажах подземной автостоянки от помещений для хранения автомобилей стенами с пределом огнестойкости не менее R(EI) 150. Сообщение указанных помещений с помещениями автостоянки и рампы не входящими в их состав следует предусматривать по одному из следующих вариантов:

  • через тамбур-шлюз первого типа с подпором воздуха при пожаре без устройства дренчерной завесы;
  • через противопожарную дверь (ворота) 2-го типа с устройством дренчерной завесы со стороны автостоянки,  рампы с расходом не менее 1 л/с на метр проема;
  • через дверь 1-го типа в дымогазонапроницаемом исполнении без устройства дренчерной завесы и без тамбур-шлюза первого типа с подпором воздуха при пожаре;

устройство общих тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре для лестничных клеток и лифтов с подтверждением эффективности системы расчётом параметров системы противодымной вентиляции;

устройство парковочных мест для посетителей комплекса во встроенной в здание класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 подземной автостоянке. Доступ легковых автомобилей на стоянку для парковки должен осуществляться по предварительной заявке от собственников или арендаторов помещений проектируемого объекта (с указанием марки, модели, цвета и государственного номерного знака автомобиля) после осмотра сотрудниками охраны. Зоны временного хранения автомобилей не должны располагаться ниже первого подземного этажа автостоянки. Парковки для временного хранения легковых автомобилей внутри подземной автостоянки должны быть оборудованы системой видео наблюдения. Параметры оборудования видеонаблюдения и его расположение должны обеспечивать полный обзор выделенных зон и находящихся в них автомобилей. Для автостоянки должна быть разработана инструкция о действиях персонала по порядку допуска на стоянку, осмотру автомобилей, контролю за допущенными на стоянку. Указанные машиноместа должны иметь дополнительное обозначены знаками «Гостевая парковка»;

оборудование подземного этажа автоматической установкой пожаротушения и системой вытяжной противодымной вентиляции без устройства окон с приямками;

размещение в одном помещении насосной станции автоматического пожаротушения, противопожарного водопровода и хозяйственно-питьевого водопровода с выделением его перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проёмов противопожарными дверями (воротами) 1-го типа;

устройство всех незадымляемых лестничных клеток без естественного освещения, с устройством в указанных лестничных клетках аварийного эвакуационного освещения;

проведение расчетного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 № Тариф PRO*****, с учётом, что:

  • из каждого помещения для хранения автомобилей должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, ведущих непосредственно на лестничные клетки или в соседнее помещение, расположенное в смежной части автостоянки и обеспеченное выходами непосредственно на лестничные клетки;
  • расстояние в подземной автостоянке, в том числе из тупиковой части, от наиболее удалённого места хранения автомобилей, блока кладовых до ближайшего эвакуационного выхода допускается предусматривать не более 80 м;
  • ширину эвакуационных выходов из подземной автостоянки, а также ширину лестничного марша подземной автостоянки допускается предусматривать не менее 1 м;
  • эвакуационные выходы из помещений, не относящихся к автостоянке, в том числе кладовых и блока кладовых, допускается предусматривать через помещение для хранения автомобилей в эвакуационные лестничные клетки;

устройство дымовых зон для подземной автостоянки площадью не более 4000 м2 обслуживаемых общей системой противодымной вентиляции, учитывая, что пожар произошел в одной из частей (зон) и с подтверждением расчётом параметров системы противодымной вентиляции.

устройство отдельных зон для зарядки электромобилей в помещении хранения автомобилей. При этом аккумуляторы электромобилей не должны выделять вещества, способные образовать взрывопожароопасную среду, в том числе водород. При этом электрические сети для зарядки электромобилей должны быть предусмотрены со степенью защиты не менее IP 44, а также обеспечены устройством защитного отключения, в том числе и при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты;

устройство для ограничения распространения пожара между этажами по вертикали участков наружных стен (междуэтажные пояса) в местах примыкания к перекрытиям, глухими (в том числе со светопрозрачными конструкциями), высотой не менее 1,2 м (от верха окна нижележащего этажа до низа окна вышележащего этажа) с пределом огнестойкости не менее EI 60. При определении высоты указанных участков следует суммировать выступающие за плоскость наружной стены горизонтальные участки конструкций балконов (лоджий) и/или междуэтажных перекрытий (измерение расстояния следует осуществлять по контуру (повторяя контур)). Допускается выполнять указанные междуэтажные пояса высотой не менее 0,6 м с пределом огнестойкости не менее EI 90 — в сочетании с заполнением нижней или верхней части оконного проёма (до общей высоты не менее 1,2 м) глухим закалённым стеклом класса пожарной опасности К0;

устройство выхода из насосной пожаротушения наружу через коридор и лестничную клетку. Предусмотреть размещение насосной пожаротушения на подземном этаже, выгороженной противопожарными стенами 2-го типа и устройство светоуказателей направления движения для пожарных подразделений к насосной пожаротушения с уровня земли с соответствующей надписью;

устройство технического пространства, не являющегося этажом, при выполнении следующих мероприятий:

  • техническое пространство в пределах одного пожарного отсека следует отделять от примыкающих помещений и коридоров (расположенных в том числе на других этажах) строительными конструкциями с пределом огнестойкости не менее REI 150. При этом указанное техническое пространство допускается не делить посекционно;
  • из технических пространств следует предусматривать по одному аварийному выходу на каждое пространство (без устройства эвакуационных выходов) в эвакуационный коридор или в лестничную клетку через противопожарный люк 1-го типа размером не менее 0,6 х 0,8 м непосредственно или через тамбур. Допускается не предусматривать устройство дымоудаления из технического пространства площадью не более 90 м2, имеющего аварийный выход в незадымляемую лестничную клетку типа Н2 при этом вход в лестничную клетку предусмотреть через тамбур, выделенный противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проемов  1-го типа;
  • высоту прохода в техническом пространстве следует предусматривать не менее 1,5 м. Ширина прохода должна составлять не менее 0,9 м. На отдельных участках протяжённостью не более 2 м допускается уменьшать высоту прохода до 1,2 м, а ширину – до 0,7 м.
  • техническое пространство следует оборудовать АУПС и СОУЭ – 2-го типа;
  • техническое пространство, при наличии в нём оборудования, или горючих материалов и конструкций (за исключением: канальных вентиляторов, выполненных из материалов группы горючести НГ, щитов обслуживания вентиляционного оборудования с клемными соединениями и подходящими кабелями в исполнении нг-FRLS; а также трубопроводов систем канализации и водоснабжения, выполненных из полимерных материалов; изоляционных материалов воздуховодов и трубопроводов, относящихся к материалам группы горючести не выше Г1), следует оборудовать внутренним противопожарным водопроводом – с характеристиками 2х2,5 л/с (в дополнение к АУПС и СОУЭ);

использование кабельных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ Р 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»  и ГОСТ Р 53316-2009 «Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания»;

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ГУ МЧС России по г. Москве, с подтверждением следующих проектных решений:

  • расстояние от внутреннего края проезда до стен Объекта не более 16 м. Минимальное расстояние не регламентируется;
  • подъезд к Объекту с двух продольных сторон, при этом с одной из сторон проезд допускается предусматривать не по всей длине, при этом в указанном месте предусмотрена двусторонняя ориентация квартир;
  • для подъезда к Объекту предусматриваются тупиковые проезды длиной не более 50 м без устройства разворотной площадки;
  • допускается не предусматривать сквозные проходы через лестничные клетки расположенные в здании на расстоянии не более 100 метров один от другого допускается при наличии одного сквозного прохода через одноэтажный вестибюль;

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объемно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № Тариф PRO***** «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы