Заключение нормативно-технического совета УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан (протокол № 4 от 23.04.2024 г.) Смотреть заключение на официальном сайте
На согласование представлена документация: «Специальные технические условия на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Газопровод высокого давления от газопровода-отвода к ГРС Зеленодольска до СПГ-стенда» по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский МР»» (далее «Объект защиты», «Объект»)» (далее «Специальные технические условия», «СТУ»).
1. Необходимость разработки
представленных на рассмотрение «Специальных технических условий» обусловлена отсутствием нормативных требований:
- к противопожарным расстояниям от магистральных газопроводов до объектов в селитебной зоне, объектов транспортной инфраструктуры, границ лесных насаждений и других охраняемых законом объектов.
Кроме того, в составе СТУ разработаны дополнительные противопожарные мероприятия, компенсирующие допущенные отступления от положений нормативных документов по пожарной безопасности в части:
- разделения магистрального трубопровода на секции с длиной более 15 км;
- прокладка магистрального газопровода по территории населённого пункта п. 5.4 СП 36.13330.2012;
- расстояние от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений принято меньшее, чем требуется согласно п. 7.15 табл. 4 СП 36.13330.2012.
2. Компенсирующие мероприятия и дополнительные требования пожарной безопасности:
Решения по обеспечению требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций и проектировании систем противопожарной защиты зданий и сооружений, входящих в состав Объекта, должны основываться на требованиях СП 14.13330 и СП 36.13330.
Максимальная длина секции магистрального трубопровода должна быть не более 12 км. При этом условный диаметр трубопровода не должен превышать 450 мм включительно.
Глубина заложения магистрального трубопровода должна быть не менее 1,5 м до верха трубы.
Общий (суммарный) объём сырых нефтепродуктов в жидком виде не должен превышать 42 000 м3/час. Общий (суммарный) объём сырых нефтепродуктов в газообразном виде не должен превышать 65 000 м3/час.
Система мониторинга и контроля должна включать в себя устройства постоянного контроля утечек.
В остальном технические и инженерные решения должны соответствовать положениям Приказа Ростехнадзора № 517 от 11.12.2020.
Эффективность должна подтверждаться расчётом по оценке пожарных рисков, при этом:
- значение индивидуального пожарного риска на территории и в зданиях объекта должно быть строго меньше 1*10-6 год-1;
- значение индивидуального пожарного риска в селитебной зоне должно быть строго меньше 1*10-6 год-1;
- значение социального пожарного риска должно быть строго меньше 1*10-7 год-1.
При этом должны быть предусмотрены меры по своевременному оповещению населения близлежащих населённых пунктов об опасностях на производственном объекте.
Магистральный трубопровод должен быть оснащён улучшенной защитой от коррозии.
Предусмотреть устройство защитного футляра для магистрального трубопровода.
На всём протяжении трубопровода толщина стенки должна быть неизменной. Не допускается проектирование стенок трубопровода различной толщины.
Решения по генеральному плану должны отвечать требованиям СП 36.13330.
К объекту должен обеспечиваться подъезд пожарных подразделений со всех сторон.
Каждые 180 м на всей протяженности трубопровода необходимо предусмотреть площадки, каждая площадью не менее 9 квадратных метров, находящиеся на удалении не менее 100 метров от оборудования объекта и не менее 50 метров друг от друга. Площадки должны быть отделены искусственными или естественными преградами, которые обеспечат безопасность при ведении боевых действий по орошению и предотвращению распространения пожара на здания, сооружения и технологическое оборудование. При этом покрытие площадок должно быть твёрдым. Если расположение площадок будет находиться ниже уровня установленного технического оборудования Объекта, следует предусмотреть системы естественного водоотвода для отведения дождевой воды.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее эффективность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре, выполненное в соответствии с методикой определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404.
3. Решение нормативно-технического совета
Руководствуясь статьей 6, 78 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», статьей 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 181-ФЗ «О техническом регулировании», статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», положениями пункта 8, 10 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий по пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28 ноября 2011 года № 710, зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2011 года, регистрационный номер 22899), нормативно-технический совет УНДиПР Главного управления МЧС России по Республике Татарстан считает необходимым «Специальные технические условия на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности объекта: «Газопровод высокого давления от газопровода- отвода к ГРС Зеленодольска до СПГ-стенда» по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский МР»» направить на доработку по следующим основаниям:
- корректировки раздела 9 СТУ (отсутствуют основания для разработки СТУ в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ). Требования к противопожарным расстояниям от трубопроводов определены в статье 74 Федерального закона № 123-ФЗ. В данных СТУ рассматриваются вопросы только промышленной безопасности, требования СТУ не конкретизированы и их объем не достаточен для подобного рода объектов в рамках выполнения требований Федерального закона № 123-ФЗ. Согласование с органами МЧС России данных СТУ не требуется).
- в СТУ рассматриваются отступления только от нормативных документов, не относящихся к компетенции органов МЧС России, которые отсутствуют в перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2023 года № 318 (далее – приказ Росстандарта № 318). Согласование с органами МЧС России отступлений от нормативных документов, принятых иными ведомствами не допускается.
Кроме того, СТУ подлежат корректировки в части:
- исключения из раздела 2 СТУ нормативных документов, не относящихся к компетенции органов МЧС России (за исключением, СТО Газпром 2-2.3-400-2009, если данный документ согласован в установленном порядке с органами МЧС России), которые отсутствуют в перечне документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ, утвержденном приказом Росстандарта № 318.
- исключения из текста СТУ (разделы 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12) ссылок на положения нормативно-правовых актов, нормативных документов, также на их требования (в том числе в описательной части), не относящиеся к компетенции органов МЧС России (приказ Росстандарта № 318).
- исключения из раздела 8 СТУ абзаца первого.
- исключения разночтений между разделом 7 и 9, в части разделения магистрального трубопровода на секции длиной не более 15 000 м (длина существующего газопровода-отвод и ГРС составляет 9 520 м, а проектируемого 1 810 м, что в сумме менее 15 000 м.
- в разделе 10 СТУ нарушена нумерацию предлагаемых мероприятий (не относящихся к обеспечению пожарной безопасности).
- в СТУ не указаны принимаемые противопожарные расстояния от проектируемого газопровода до регламентируемых соседних зданий, сооружения, территорий, лесных насаждений и т.д.
- в СТУ отсутствуют дополнительные компенсирующие, организационно-технические противопожарные мероприятия, обеспечивающие ограничение распространения пожара, а также его предупреждения и предотвращения (в том числе при установлении определенных противопожарных расстояний).
- при оформлении расчет пожарного риска нарушена структура требований СП 505.1311500.2021.
- при проведении расчета пожарного риска рассмотрены не все сценарии (горизонтальный факел, дрейф облака газа в сторону жилой зоны).
- при проведении расчета пожарного риска занижены зоны поражающих факторов для сжиженного метана.
- в расчете пожарного риска необходимо отразить информацию по применяемому футляру, его протяженности и на каком расстоянии.
- на титульном листе расчета по оценке пожарного риска указана организационно-правовая форма ОА «ТГЭС», на титульном листе СТУ АО «ТГЭС», в разделе 6 СТУ ООО «ТГЭС».
- расчеты по оценке пожарного риска не являются научно-исследовательской работой, в связи с этим необходимо исключить данную информацию из указанного документа, в том числе с титульного листа. Оформление расчета по оценке пожарного риска необходимо проводить в строгом соответствии с СП 505.1311500.2021.
Председатель нормативно-технического совета М.В. Трущин
Секретарь нормативно-технического совета К.В. Сергеев