Справка
Согласованы на Заседании №12 от 21.09.2020 Нормативно-технического совета ДНПР МЧС России Скачать протокол
6. Рассмотрев представленные Специальные технические условия на проектирование и строительство, в части обеспечения пожарной безопасности Объекта: «АО «ТАНЕКО». Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. База товарно-сырьевая. Техническое перевооружение. Прием, перекачка нефтесырья (газового конденсата, нефти, вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции)», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промышленная зона, Совет считает возможным согласиться с принятыми в них техническими решениями.
Ответственность за достоверность исходных данных и правильность проведенных расчетов несет разработчик Специальных технических условий.
Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Основание
ID:6543
выбору типа противопожарных преград между зданиями, сооружениями и установками на площадке эстакады слива железнодорожных цистерн предприятия (тит. 148).
Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
Предусматривается техническое перевооружение сооружений в составе:
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6544
эстакада слива железнодорожных цистерн (тит. 148);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6545
эстакада с общезаводскими технологическими трубопроводами, паропроводами (тит.070). Межцеховые коммуникации 0900, 0901, 0902, 0903, 0904, 0905, 1999. Межблочные коммуникации МБК.000;
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6546
блок дозирования пенообразователя (блок 2);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6547
межблочная эстакада (блок 6).
Кроме того, предусматриваются решения для вновь проектируемых сооружений в составе:
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6548
площадки для слива нефти из автомобильных цистерн (блоки 11.1 и 11.2);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6549
блок подземных емкостей (блок 12: 12.1, 12.2, 12.3);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6550
подземная промежуточная ёмкость для слива прямогонных дизельных фракций, V=200 м3 (блок 13);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6551
межблочные эстакады (блоки 14, 15 и 19);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6552
площадка для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн (блок 16);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6553
свеча рассеивания (блок 17);
-
Отображение в таблице СТУТип абзаца:
Тех.решение
ID:6554
комплектная трансформаторная подстанция (далее – КТП) (блок 18).
Тех.решение
6555
Эстакада слива железнодорожных цистерн (тит. 148) представляет собой существующее сооружение II степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6556
Эстакада с общезаводскими технологическими трубопроводами, паропроводами (тит.070). Межцеховые коммуникации 0900, 0901, 0902, 0903, 0904, 0905,1999 представляет собой существующее сооружение, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6557
Площадки для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн (блок 11.1; 11.2; 16) предназначены для слива нефти с автоцистерн, при этом одна из площадок (блок 16) предназначена как для слива вакуумного газойля, так и нефти при отсутствии автоцистерн с вакуумным газойлем. Слив может производиться как на одной площадке, так и на трех площадках одновременно. Площадки представляют собой сооружение, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6558
Блок подземных емкостей (блок 12) представляет собой сооружение категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6559
Подземная промежуточная ёмкость для слива прямогонных дизельных фракций, V=200 м3 (блок 13) представляет собой сооружение класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6560
Межблочная эстакада (блоки 14 и 15) представляет собой сооружение II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6561
Свеча рассеивания (блок 17) представляет собой конструкцию полной заводской готовности.
Тех.решение
6562
КТП (блок 18) представляет собой здание II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории В по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6563
Межблочная эстакада (блок 19) представляет собой сооружение II степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф5.1, категории АН по взрывопожарной и пожарной опасности.
Тех.решение
6564
Допускается в качестве противопожарных преград в местах сокращения противопожарных расстояний устройство по верху стен (конструкций) одного из зданий (сооружений) стационарных водяных завес (сухотрубов) протяженностью не менее максимальной ширины противоположных зданий или сооружений с расходом не менее 1 л/с на 1 метр длины завесы и временем работы не менее 1 часа.
Тех.решение
6565
Каждая зона налива (газового конденсата, нефти, легкого вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции) эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148), площадки для слива нефти, легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн оборудуется стационарными установками (неавтоматическими) пожаротушения (включающими в себя стационарно установленные пеногенераторы, сети сухотрубов для подачи пены, выведенные за пределы площадки патрубками с соединительными головками ГМ-80 для подключения передвижной пожарной техники) воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском.
Тех.решение
6566
Секции эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148), площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн оборудуются стационарными установками пенного пожаротушения. В указанных установках применяется фторсинтетическая пена целевого назначения средней кратности (типа AFFF) с интенсивностью подачи не менее 0,1 л/(м2*с).
Тех.решение
6567
Расход огнетушащих средств предусматривается исходя из интенсивности их подачи на 1 м2 расчетной площади тушения для сливоналивных железнодорожных эстакад – площади эстакады по внешнему контуру сооружения, включая железнодорожный путь (пути), но не более 1000 м2. Расчетное время тушения пожара 15 минут.
Тех.решение
6568
На каждой площадке предусматривается не менее двух пеногенераторов, установленных равномерно по периметру площадок.
Тех.решение
6569
Для каждой секции тушения газового конденсата, нефти, легкого вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн предусматривается отдельный питающий сухотрубный растворопровод. В качестве водопенных насадков устанавливаются генераторы пены средней кратности над горловиной каждой цистерны.
Тех.решение
6570
Пеногенерирующие устройства должны располагаться на строительных конструкциях эстакады (площадки) с подачей пены сверху на цистерны и настил эстакады (площадки). На каждую цистерну должна осуществляться подача пены не менее чем с одного пеногенерирующего устройства.
Тех.решение
6571
Для площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн предусматривается тушение пожара мобильными средствами пожаротушения пеной средней кратности. Нормативная интенсивность подачи пены средней кратности (по раствору пенообразователя) на тушение пожара принимается 0,1 л/(с*м2) для подачи струи пены непосредственно на поверхность горючей жидкости. Расходы огнетушащих средств определяются исходя из интенсивности их подачи на 1 м2 расчетной площади тушения. Расчетная площадь тушения принимается равной площади пола площадки, но не более 300 м2.
Тех.решение
6572
Устройство охлаждения конструкций эстакады, железнодорожных вагонов- цистерн, площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из устройств для железнодорожных цистерн эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) принимается лафетными стволами с общим расходом воды на орошение не менее 40 л/с (из расчета одновременной работы не менее двух лафетных стволов с расходом воды не менее 20 л/с каждый). Число и расположение лафетных стволов определяется из условия орошения цистерн и каждой точки эстакады (площадки) в плане не менее, чем двумя струями.
Тех.решение
6573
Пожаротушение и охлаждение площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн предусматриваются мобильными средствами из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов, а также с использованием существующих подземных гидрантов.
Тех.решение
6574
Эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадки для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн оборудуются автоматической пожарной сигнализацией на базе дымовых линейных пожарных извещателей или извещателей пламени во взрывобезопасном исполнении. Пуск установки предусматривается в автоматическом и дистанционном режимах (ручной от кнопки из помещения с постоянным присутствием персонала (операторной).
Тех.решение
6575
Оборудование эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн оснащаются средствами управления и контроля за рабочими параметрами, определяющими взрывоопасность процесса, устройствами постоянного автоматического контроля загазованности, средствами автоматического регулирования и противоаварийной защиты с выводом сигналов и параметров в помещение дежурного персонала с круглосуточным дежурством.
Тех.решение
6576
Предусматривается установка вдоль фронта слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн датчиков сигнализаторов довзрывоопасных концентраций (из расчета один датчик сигнализатора на две цистерны) на расстоянии не более 3 метров от крайнего рельса и на высоте не более 0,5 метров от уровня поверхности земли (железнодорожного полотна). При достижении 50% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее – НКПР) предусматривается автоматическое прекращение сливоналивных технологических операций на эстакаде и площадках для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн.
Тех.решение
6577
Предусматривается оповещение машинистов локомотивов о запрещении движения при аварийной загазованности на эстакаде слива железнодорожных цистерн (тит. 148), осуществляющих движение по железнодорожному пути предприятия, расположенному на расстоянии менее 20 метров.
Тех.решение
6578
Оборудование эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) и площадок для слива нефти, легкого вакуумного газойля из автомобильных цистерн выполняется электрооборудованием во взрывозащищенном исполнении.
Тех.решение
6579
Обеспечение электроснабжения систем технологической безопасности эстакады слива железнодорожных цистерн (тит. 148) предусматривается по особой категории электроснабжения (от трех независимых источников).
Тех.решение
6580
Технологические операции по сливу газового конденсата, нефти, легкого вакуумного газойля и прямогонной дизельной фракции на эстакаде слива железнодорожных цистерн (тит. 148) выполняются при исключении одновременного проведения на эстакаде операций по сливу другого типа нефтепродукта на эстакаде, осмотру железнодорожных цистерн на тит. 148 и операций по наливу (сливу) СУГ на тит. 147.
Представлено расчетное обоснование, подтверждающее соответствие пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполненное по методике, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404, в том числе с учетом плотности теплового потока при пожаре.
Отступление
6581
При этом имеются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, в части устройства приема и слива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (нефти, газового конденсата, прямогонных дизельных фракций, вакуумного газойля, метил-трет-бутилового эфира) на одной эстакаде слива железнодорожных цистерн (тит. 148) комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов.
Предусматривается комплекс объёмно-планировочных и конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.