2-ГО ЭТАПА СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОЭТАЖНОГО ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: г. МОСКВА, ЮАО, НАГАТИНСКАЯ ПОЙМА, ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ПРОЕЗД 4062, ВЛ. 6

Дата публикации 25.08.2023
Количество просмотров 23
Заключение нормативно-технического совета УНДПР ГУ МЧС России по г. Москве 
(протокол № Тариф PRO***** от 02.11.2018 г.)

На согласование представлена документация: Специальные технические условия в части обеспечения пожарной безопасности Объекта капитального строительства «2-ГО ЭТАПА СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОЭТАЖНОГО ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА, РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ: г. МОСКВА, ЮАО, НАГАТИНСКАЯ ПОЙМА, ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ПРОЕЗД 4062, ВЛ. 6».


1. Необходимость разработки указанного документа обусловлена отсутствием нормативных требований пожарной безопасности к:

  • проектированию встроенных подземных автостоянок с превышением площади этажа  в пределах пожарного отсека более 3000 м2 (фактическая площадь не более 16000 м2);
  • встроенных подземных автостоянок с совместным размещением мест хранения автомобилей манежного типа и с использованием механизированных устройств с количеством машиномест более 100;
  • размещению на этажах встроенных подземных автостоянок помещений (технических, вспомогательных), ее не обслуживающих, а также хозяйственных кладовых для жильцов;
  • проектированию жилых зданий (корпусов) высотой более 15 м без устройства аварийных выходов;
  • размещению помещений класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (далее — ДОО) над встроенными подземными автостоянками;
  • проектированию насосных станций пожаротушения без выхода непосредственно наружу или лестничную клетку;
  • проектированию зданий без устройства междуэтажных поясов высотой не менее 1,2 м;
  • проектированию зданий высотой более 28 м без устройства незадымляемых лестничных клеток типа Н1;
  • размещению кладовых в зданиях.

2. Комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:

проектирование наружного пожаротушения с расходом воды не менее 110 л/с не менее чем от трех пожарных гидрантов;

размещение Объекта защиты на расстоянии не менее 8 м от существующей ТП при выполнении следующих условий:

  • расстояние до наружных стен здания до ТП предусматривается не менее 10 м;
  • колонны здания, располагаемые на расстоянии 8 м от ТП, предусматриваются с пределом огнестойкости не ниже R 150;
  • выполнить расчет тепловых потоков.

проектирование объекта не ниже II степени огнестойкости С0 класса конструктивной пожарной опасности, при этом пожарные отсеки автостоянки и жилых корпусов высотой более 50 м принимаются I степени огнестойкости;

проектирование подземно-надземного этажа при выполнении следующих условий:

  • помещения автостоянки предусмотреть отдельным пожарным отсеком;
  • помещения общественного назначения отделяются от помещений кладовых и технических помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не ниже EI 45;
  • эвакуационные пути и выходы из общественных помещений предусматриваются обособленными от эвакуационных выходов и путей эвакуации автостоянки, кладовых и технических помещений;
  • эвакуационные выходы из автостоянки предусмотреть непосредственно наружу, через рампы или в коридоры, ведущие непосредственно наружу, расположенные в соседних пожарных отсеках;
  • эвакуационные выходы допускается предусматривать через общие лестничные клетки с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой стеной с пределом огнестойкости не менее REI 150, расположенной между лестничными маршами от пола подземно-надземного этажа до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами.

деление этажей пожарного отсека подземной автостоянки (вместимость автомобилей в автостоянке с механизированными устройствами хранения не нормируется) на части с площадью помещения хранения автомобилей не более 3600 м2 , одним из способов:

  • зонами шириной не менее 6 м, свободными от пожарной нагрузки, с устройством противодымных штор (экранов) с пределом огнестойкости не менее E15, стационарно установленных или опускающихся при пожаре к полу не ниже 2,5 м от него; разрывами (зонами) шириной не менее 8 м, свободными от пожарной нагрузки.
  • зонами шириной не менее 8 м, свободными от пожарной нагрузки.

размещение ДОО на первом-третьем этажах здания класса Ф1.3 над встроенной подземной автостоянкой при выполнении следующих условий:

  • помещения ДОО выделяются в отдельный пожарный отсек и отделяются от помещений другого класса функциональной пожарной опасности противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа;
  • помещения ДОО отделяются от помещений автостоянки глухими противопожарными стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 240;
  • запрещается сообщение ДОО с автостоянкой.

размещение в подземной автостоянке, кроме постоянно закрепленных мест для индивидуальных владельцев, мест для парковки автотранспорта арендаторов (собственников) нежилых помещений, а также гостевых парковочных мест – при наличии круглосуточной парковочной службы;

размещение в подземной автостоянке мест для хранения малогабаритных транспортных средств (мото- и вело- транспорта), при условии, что в местах для хранения малогабаритных транспортных средств не допускается хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин, а также пиротехнических изделий;

размещение индивидуальных хозяйственные кладовых в подземно-надземном  этаже пожарных отсеков жилой части и автостоянки при выполнении следующих условий:

  • кладовые отделяются друг от друга и от коридоров противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными дверями 2-го типа;
  • индивидуальные кладовые объединяются в отдельные блоки площадью не более 200 м2;
  • отдельные блоки кладовых выделяются противопожарными перегородками 1-го типа с заполнением проёмов противопожарными дверями 2-го типа, при этом выделение кладовых внутри блока противопожарными преградами с соответствующим заполнением проёмов не требуется, перегородки могут не возводиться до перекрытия (покрытия);
  • отдельные блоки кладовых, расположенные в отсеке автостоянки, выделяются противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 60 с заполнением проёмов противопожарными дверями 1-го типа;
  • коридоры, расположенные внутри отдельных блоков кладовых, оборудуются системой вытяжной противодымной вентиляции;
  • отдельные блоки кладовых с количеством кладовых 15 и более предусмотрены с двумя эвакуационными выходами;
  • для проведения расчета индивидуального пожарного риска принять количество людей из расчета один человек на одну кладовую;
  • для предотвращения несанкционированного доступа в хозяйственные кладовые, предусматривается устройство сплошного покрытия над кладовыми, выполненного из негорючих материалов, а также с использованием сетчатых (решетчатых) материалов;
  • в кладовых предусматривается хранение только вещей, оборудования, овощей и т.п., с максимальным значением удельной пожарной нагрузки, соответствующим категории помещения по пожарной опасности В4;
  • в кладовых не предусматривается хранение взрывоопасных веществ и материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, масел, баллонов с горючими газами, баллонов под давлением, автомобильных (мотоциклетных) шин (покрышек).

размещение встроенной ТП с сухими трансформаторами, отделенной от других помещений противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа;

размещение в пожарном отсеке автостоянки двухуровневое хранение автомобилей при выполнении следующих условий;

  • транспортировка автомобилей осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств;
  • параметры системы противодымной вентиляции для пожарного отсека автостоянки принять с учетом одновременного горения 2-х автомобилей, расположенных друг над другом;
  • расстановка спринклерных оросителей автоматической установки пожаротушения обеспечивает орошение двух уровней хранения автомобилей.

сообщение помещения автостоянки с техническими помещениями, кладовыми и помещениями сбора мусора, расположенных в другом пожарном отсеке, через проемы с противопожарными дверями 1-го типа в дымогазонепроницаемом исполнении без устройства тамбур-шлюза при условии, что данные технические помещения будут отделены от других помещений противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее EI 90 с заполнением проемов 1-го типа;

размещение в пределах пожарного отсека класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 секции одноквартирных жилых блоков функциональной пожарной опасности Ф1.4 высотой не более 3-х этажей при условии выделения указанной секции противопожарными стенами 2-го типа;

устройство над покрытием автостоянки в наружных стенах надземной части здания дверей и окон с ненормируемыми пределами огнестойкости на расстоянии над кровлей менее 8 м, при устройстве покрытия с пределом огнестойкости не менее REI 150 и классом пожарной опасности К0 (на расстояние не менее 4 м от наружных стен объекта с проемами), отвечающего требованиям, предъявляемым к противопожарному перекрытию 1-го типа;

устройство в каждой секции жилого дома, а также в пожарных отсеках №Тариф PRO***** и №Тариф PRO***** лифта с режимом работы «транспортирование пожарных подразделений», с возможностью сообщения с этажами подземной автостоянки;

устройство над въездом в автостоянку оконных проемов на расстоянии менее 4 м при условии выполнения въездных ворот в автостоянку в противопожарном исполнении с пределом огнестойкости не менее EI 60, автоматически опускающимися при пожаре;

устройство лифтов, имеющих режим работы «перевозка пожарных подразделений», для подземной автостоянки, расположенных в соседних пожарных отсеках жилых корпусов;

устройство в местах примыкания к междуэтажным перекрытиям глухих участков наружных стен (междуэтажные пояса) с нормируемым пределом огнестойкости в одном из следующих исполнений:

  • высотой не менее 1,2 м (указанное расстояние допускается уменьшать на величину выступов/карнизов наружных стен с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости междуэтажного перекрытия, измеряемую по периметру выступа);
  • общей высотой междуэтажных поясов не менее 1,2 м, включающего глухие участки наружных стен в местах примыкания к перекрытиям высотой не менее 0,6 м с нормируемым пределом огнестойкости и закаленного стекла (или стекла «триплекс») толщиной не менее 6 мм в верхней (нижней) секции оконной рамы, либо в наружном ограждении, устанавливаемом в оконном проёме. В случае отсутствия глухого ограждения из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм, участок стеклопакета в верхней (нижней) секции рамы должен быть предусмотрен глухим (не открывающимся);

устройство террас с выходами из жилых квартир при выполнении следующих условий;

  • покрытие полов на террасах должно быть предусмотрено материалами группы горючести НГ;
  • на террасах предусмотрена СОУЭ.

устройство одного эвакуационного выхода с этажа секции жилого корпуса площадью более 500 м2 (но не более 550 м2) без устройства аварийных выходов из квартир, расположенных на высоте более 15 м, при выполнении следующих условий:

  • над входными дверями в квартиры, расположенных на высоте более 15 м, со стороны коридора, предусматривается устройство спринклерных оросителей, расположенными на расстоянии не более 0,5 м от двери по центру;
  • параметры проектирования АУП для спринклерных оросителей, установленных над дверными проемами принять – интенсивность орошения   0,08 л/(с*м2), расчетная площадь – 12 м2, в гидравлическом расчете учитывать срабатывания одного оросителя на этаже;
  • перед лифтами предусмотрены зоны безопасности;
  • ограждающие конструкции зон безопасности предусмотрены с пределом огнестойкости не менее REI 60;
  • в зонах безопасности предусмотрено устройство приточной противодымной вентиляции;
  • в коридорах данных секциях отделка стен, потолком и полов предусмотрена материалами КМ0;
  • в прихожих жилых квартир предусмотрено устройство не менее 2-х дымовых адресных пожарных извещателей;
  •  СОУЭ 2-го типа.

устройство эвакуационного выхода с этажей секций в жилых корпусах высотой более 50 м (но не более 75 м) по незадымляемой лестничной клетке типа Н2 (без устройства лестничной клетки типа Н1), при условии устройства выхода на лестничные клетки через поэтажные тамбур-шлюзы (лифтовые холлы, зоны безопасности) с подпором воздуха при пожаре;

устройство в лестничных клетках жилых секций без естественного освещения через проемы в наружных стенах на каждом этаже, аварийного освещения по I-й категории надежности;

устройство выхода из насосной станции пожаротушения в коридор, ведущий непосредственно наружу при выполнении следующих условий:

  • в проемах помещений, выходящих в данный коридор, предусмотрено устройство противопожарных дверей 1-го типа;
  • в данном коридоре предусмотрено устройство вытяжной противодымной вентиляции;
  • от входа в коридор до входа в помещение насосной станции пожаротушения предусмотрены световые указатели направления движения;

применение в пределах одного защищаемого помещения спринклерных оросителей разного типа и конструктивного исполнения при соблюдении нормативной интенсивности орошения и защищаемой площади или машиноместа;

увеличение расстояния от центра термочувствительного элемента теплового замка спринклерного оросителя до плоскости перекрытия (покрытия). При этом следует предусматривать:

  • в местах одноярусного хранения автомобилей (манежного типа) – при увеличении указанного расстояния от 0,4 м до 1,0 м следует предусматривать устройство тепловых экранов диаметром или со стороной квадрата, равной 0,4 м, а при расстоянии от 1,0 до 1,3 м – экраны диаметром или со стороной квадрата, равной 0,5 м;
  • в местах двухъярусного хранения автомобилей более 0,4 м – предусмотреть установку стального теплового экрана диаметром не менее 300 мм (или размером не менее 300х300 мм) непосредственно над спринклерным оросителем;

проектирование системы противодымной вентиляции в подземной автостоянке с площадью дымовых зон, определяемой расчетом противодымной вентиляции, но не более площади частей подземной автостоянки (не более 3600 м²);

размещение помещений для вентиляционного оборудования, в т.ч. за пределами обслуживаемого пожарного отсека, в котором находятся обслуживаемые помещения с выделением противопожарными стенами с пределом огнестойкости не менее REI 150 с заполнением проемов противопожарными дверями 1-го типа;

устройство в пределах одного пожарного отсека общих приемных устройств наружного воздуха для систем общеобменной вентиляции и для систем противодымной вентиляции, в том числе для систем, обслуживающих помещения хранения автомобилей, при условии установки противопожарных нормально открытых клапанов с пределом огнестойкости EI 90, перекрывающих при пожаре воздуховоды систем общеобменной вентиляции в местах пересечения ими ограждающих конструкций помещения для вентиляционного оборудования и обеспечения предела огнестойкости воздуховодов, указанных систем, не менее EI 150;

проектирование подземно-надземных этажей секций жилых корпусов без устройства окон с приямками (для осуществления подачи огнетушащих веществ и удаления дыма) при выполнении следующих условий:

  • устройство системы пожарной сигнализации в помещениях подземно-надземного этажа;
  • устройство системой вытяжной противодымной вентиляции в коридорах подземно-надземного этажа.

оборудование здания системами противопожарной защиты, а именно:

  • автоматической установкой пожаротушения пожарного отсека автостоянки с интенсивностью подачи воды не менее 0,16 л/с·м2, расчетной площадью тушения 120 м2 и расходом воды не менее 40 л/с. Допускается применение установки пожаротушения тонкораспыленной водой с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/с·м2, минимальной расчетной площадью 180 м2 и продолжительностью подачи воды не менее 30 мин (параметры не указанные в СТУ, принимаются в соответствии с СТО производителя системы). Расход воды автоматической установки пожаротушения в местах двухъярусного хранения автомобилей определяется с учетом одновременной работы оросителей на расчетной площади двух уровней (расходы уровней суммируются).
  • автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве;;
  • внутренним противопожарным водопроводом;
  • оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
    • в автостоянке – 4-го типа;
    • в ДОО – 3-го типа;
    • в жилых корпусах – 2-го типа;
    • во встроенных общественных помещениях – 2-го типа.
  • приточно-вытяжной противодымной вентиляцией;

разработка отчета о предварительном планировании действий пожарно-спасательных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, с получением отзыва в ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве», учитывающего:

  • расстояние  от внутреннего края проезда до стены здания менее 8 м, при этом ширина проездов для пожарной техники должна быть предусмотрена не менее 6 м;
  • устройство уклона проезда для пожарной техники не более 8% (за исключением мест (площадок) для установки пожарной техники);
  • устройство выходов на кровлю корпусов высотой более 15 м по стремянкам через противопожарные люки 1-го типа размером 0,6 x 0,8 метра;
  • обеспечение пожаротушения здания или его части от трех гидрантов, при этом два  гидранта должны быть расположены на расстоянии не более 200 м, третий гидрант на расстоянии не более 300 м;

проведение для здания расчётного обоснования, для подтверждения соответствия пожарного риска на объекте допустимым значениям, выполняемое по методике, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 №Тариф PRO***** 382, с учетом:

  • расстояния по путям эвакуации от наиболее удаленного места хранения автомобиля, малогабаритных транспортных средств, встроенных технических и вспомогательных помещений автостоянки (включая помещения, ее не обслуживающие, а также технические помещения, помещения служб эксплуатации, кладовые и блоки кладовых) до ближайшего эвакуационного выхода не более 80 м между эвакуационными выходами, и 60 м в тупиковой части помещения;
  • расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода в лестничную клетку не более 30 м;
  • ширина горизонтальных путей эвакуации (внеквартирные коридоры общего доступа), в том числе используемых МГН группы М4 (при движении в одном направлении) не менее 1,4 м;
  • устройство эвакуационных проходов между хозяйственными кладовыми (местами для хранения) в блоках кладовых шириной не менее 1,0 м и высотой не менее 2 м.

и другие противопожарные мероприятия, изложенные в Специальных технических условиях.

Предусматривается комплекс объёмно-планировочных конструктивных решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, запроектированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года №Тариф PRO***** 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и нормативных документов по пожарной безопасности.


3. Решение нормативно-технического совета:

Информация о согласовании
доступна по подписке
Показать тарифы